Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовый механизм субъектов хозяйствования




Понятие и классификация финансового механизма

Тема 5. Финансовый механизм

Финансовый механизм – это совокупность методов, форм, рычагов, стимулов и инструментов воздействия на экономическое и социальное развитие общества в процессе осуществления распределительных и перераспределительных финансовых отношений.

Финансовый механизм является составной частью хозяйственного механизма государства. Его функционирование происходит в процессе формирования, распределения и использования разнообразных фондов денежных средств.

Составными частями финансового механизма являются:

  1. финансовый механизм коммерческих предприятий и хозяйственных организаций;
  2. финансовый механизм некоммерческих организаций и учреждений;
  3. страховой механизм;
  4. механизм функционирования государственных финансов.

 

В соответствии с территориальным делением РБ выделяют финансовый механизм республики и местных органов власти.

Во всех случаях каждая из рассматриваемых частей содержит определенные функциональные звенья:

  1. мобилизация ресурсов;
  2. финансирование;
  3. стимулирование и т.д.

 

Эти звенья имеют количественную и качественную определенность. Количественная определенность определяется суммой ресурсов, выделенной на те или иные цели. Она является первоосновой функционирования финансового механизма, т.е. без денежных средств невозможно решение каких-либо задач. Одновременно важно и то, каким образом осуществлялось формирование эти ресурсов и в каких формах и по каким каналам происходило их движение, а также на каких условиях они выделялись и использовались. Это определяет качественная определенность действия финансового механизма..

Финансы наряду с формированием и использованием фондов денежных средств являются инструментом воздействия на воспроизводственный процесс, который осуществляется через финансовый механизм.

Финансовый механизм – это система установленных государством типов, форм, видов и методов финансовых отношений.

Разнообразие состава финансового механизма и финансовых отношений позволяет классифицировать его на основе критериев и групп.

Структуру финансового механизма можно представить в виде схемы:



В зависимости от степени участия государства различают директивный и регулирующий финансовые механизмы.

Директивный финансовый механизм связан с участием государства в разработке и введении обязательных для всех субъектов финансовых отношений в сфере бюджетного устройства, налогообложения и финансового рынка.

Регулирующий финансовый механизм определяет процедуру финансовых отношений в тех сферах и звеньях децентрализованных финансов, где интересы государства напрямую не затрагиваются.

В зависимости от форм финансовый механизм классифицируется на государственный и местных органов власти.

Финансовый механизм государства представляет собой систему управления финансами и направлен на стабилизацию его финансов, совершенствование управления ими и укрепление финансового законодательства.

Функционирование финансового механизма государства происходит в процессе распределения, формирования и использования централизованных денежных средств, государственного регулирования децентрализованных финансов и осуществления контроля за этим процессом. В его основе лежит главная цель – стабилизация финансов.

Финансовый механизм местных органов власти направлен на финансовое обеспечение потребностей территорий.

Виды финансового механизма зависят от сфер и звеньев финансовой системы. В соответствии с этим выделяют:

  1. бюджетный механизм;
  2. механизм бюджетных и внебюджетных фондов.

Бюджетный механизм характерен наличием системы налогов, которые формируют доход бюджета, а также выбором всевозможных направлений использования бюджетных средств и методов финансирования.

Механизм бюджетных и внебюджетных фондов предназначен для финансового обеспечения конкретных программ.

Финансовый механизм сферы материального производства направлен, в первую очередь, на формирование и использование собственного капитала и отельных его составляющих: уставного фонда, добавочного фонда, резервного фонда и нераспределенной прибыли.

Финансовый механизм учреждений и организаций непроизводственной сферы связан с бюджетным финансированием и получением дополнительных доходов, связанных с коммерческой деятельностью.

На финансовом рынке финансовый механизм обслуживает «работу» временно свободных денежных средств физических и юридических лиц.

Методы финансового механизма зависят от сущностного понятия категории «механизм». Понятие «механизм» ассоциируется с инструментами и рычагами, финансовым обеспечением, финансовым регулированием и организационными структурами.

Методами финансового механизма является финансовое управление, финансовое планирование и прогнозирование, финансовый контроль и финансовый анализ.

Исходя из понятия «механизм», можно раскрыть конструкцию финансового механизма. Она включает инструменты и рычаги, финансовое обеспечение, финансовое регулирование и организационные структуры.


Финансовый механизм субъектов хозяйствования можно представить в виде следующей схемы.

Функционирование финансового механизма субъектов хозяйствования обеспечивается через финансовое обеспечение, финансовое регулирование и организационные структуры.

 

Финансовое обеспечение осуществляется за счёт собственных, заёмных и привлечённых средств. Оно реализуется в следующих формах:

  1. самофинансирование;
  2. банковское кредитование;
  3. бюджетное финансирование.

 

Финансовое регулирование как метод финансового воздействия связан с регламентированием распределительных отношений в обществе в целом, в отраслях народного хозяйства и на предприятиях различных форм собственности.

Финансовое регулирование осуществляется с помощью определённых инструментов и рычагов. Они способствуют формированию финансовых ресурсов, управлению движением денежных средств и инвестиционной деятельностью. К таким инструментам относят доходы, прибыль, амортизационные отчисления, цену, дивиденды, процентные ставки и т.д.

В странах с развитой рыночной экономикой имеются сложные финансовые инструменты. Их называют деривативами. Они используются для хеджирования (защиты) финансово-хозяйственной деятельности путём переноса за определённую плату своего риска на тех, у кого этого риска нет, но они желали бы на него пойти. например, рынок ценных бумаг, венчурные компании, страховые компании.

При расходовании фондов финансовых ресурсов как централизованных, так и децентрализованных, используют финансовые рычаги. Каждый финансовый рычаг выполняет определённую функцию и имеет конкретную характеристику. Однако в совокупности они взаимосвязаны и представляют систему показателей, которые используются при организации т регулировании финансовых отношений.

Рычаги по своим функциям делятся на:

  1. стимулы;
  2. санкции;
  3. лимиты;
  4. нормы;
  5. нормативы.

 

В виде стимулов выступают всевозможные льготы, особые условия кредитования. А в виде санкций – штрафы, пени, неустойки.

Содержание финансовых методов регулирования основывается на сальдовом и налоговом методах.

Сальдовый метод предполагает осуществление распределения доходов по элементам с выделением итогового (сальдового) остатка. Промежуточные элементы при этом методе определяются на основе специальных расчётов.

Налоговый метод – сумма доходов распределяется по нормативам, т.е. ставкам и срокам, установленным законом для отдельных элементов. Каждому из них в системе распределительных отношений придаётся определённое целевое назначение в виде закреплённых за ним функций. Например, налог на прибыль, НДС, акцизы.

Финансовое обеспечение и финансовое регулирование взаимосвязаны и взаимозависимы, однако их функционирование осуществляется относительно самостоятельно. Это требует согласования и увязки всех составляющих финансового механизма.

Такая увязка осуществляется через организационные структуры, которые состоят из правового регламентирования, планирования и прогнозирования и управления.

Правовое регламентирование заключается в разработке и принятии законодательных актов по вопросам организации финансовой деятельности. Эту работу осуществляют органы власти.

Объектом планирования и прогнозирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а результатом – составление различных видов финансовых планов и прогнозов и бизнес-планов.

Конкретные задачи финансового планирования определяются финансовой политикой.

Управление финансами осуществляется специальным аппаратом с помощью особых приёмов и методов, в том числе и стимулов, имеющих 2 стороны: поощрение и санкции.

Система финансовых стимулов – это инструменты и рычаги, которые воздействуют на общественное воспроизводство. Различного рода стимулы применяют при формировании доходов, накоплений и фондов.

Льготы и санкции применяют при организации финансирования и кредитования субъектов хозяйствования.

Важное значение имеет и разработка количественных параметров применения ставок, норм и нормативов. Они должны носить, в первую очередь, стимулирующий характер.

Таким образом, финансовый механизм должен обеспечивать увязку всех его элементов с интересами государства, субъектов хозяйствования и населения.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.