Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы мотивирования персонала

 

Самым первым и наиболее распространенным методом был метод наказания и поощрения, так называемая политика "кнута и пряника". Он использовался для достижения желаемых результатов от работника и просуществовал довольно долго в условиях административно-командной системы, постепенно трансформировавшись в систему административных и экономических санкций и стимулов.

С развитием понимания психики человека, возрастания роли человеческого фактора появились психологические методы мотивирования персонала. В их основе лежит утверждение, что основным мотивирующим фактором являются не только материальные стимулы, но и нематериальные мотиваторы, такие как признание со стороны членов коллектива, моральное удовлетворение работой и гордость своей фирмой.

Стимулирование -процесс использования различных средств - воздействий (стимулов) для мотивации и мотивирования людей.

Стимулы - рычаги воздействия или носители "раздражения", вызывающие действие определенных мотивов. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, обязательства, предоставленные возможности, компенсации и др.

Стимулирование принципиально отличается от мотивирования тем, что стимулирование - это одно из средств, с помощью которого может осуществляться мотивирование. При этом, чем выше уровень развития отношений в организации, тем реже в качестве средств управления людьми применяется стимулирование.

Результат стимулирования усиливается, если оно совпадает с ожидаемым воз-награждением человека.

Вознаграждение - это все, что человек считает ценным для себя. Выделяют следующие виды вознаграждения:

Внутреннее вознаграждение -достигнутые результаты, содержание и значимость работы, общение в процессе работы (взаимопонимание, взаимопомощь, дружба и т.д.).

Внешнее вознаграждение - зарплата и дополнительные выплаты, продвижение по службе, символы служебного статуса и престижа, похвала и признание.

Наряду с материальным стимулированием постоянное внимание следует уделять моральным стимулам, особенно стимулирование творческой деятельности персонала.

Общие подходы к созданию современных методов стимулирования персонала в организациях рассмотрим на примере принципов стимуляции фирмы IBM, состоящие из двух частей – общие и специальные.

Общие принципы:

- наличие сильных устойчивых убеждений персонала (оптимизм, энтузиазм);

- политика полной занятости персонала организации;

- личные стимулы;

- развитие неспециализированной карьеры (защита от увольнения и др.);

- личное участие персонала организации в принятии решений;

- развитие организационной культуры и этики деловых отношений персонала организации.

Специальные принципы:

- набор работников высшего класса;

- постоянная подготовка и переподготовка персонала;

- ограничения проявлений авторитаризма в управлении персоналом организации;

- поощрение проявлений инициативы и самостоятельности исполнителей организации;

- инициирование рациональных перемен в организации в сочетании с устранением проявлений формализма и бюрократизма в деловых отношениях.

Разрабатывая системы мотивирования персонала организации, следует учитывать, что мотив и стимул - это две параллельные и взаимообусловленные ступени одного и того же процесса мотивации деятельности персонала. В этом процессе стимул играет не насильственную, а воспитательную роль по отношению к мотиву, активизируя и поощряя инициативу работника. Один и тот же стимул может вызывать множество разнообразных мотивов (табл.1).

 

Таблица 1

 

Мотивы Стимулы
1.Мотивы по удовлетворению потребностей в жизненно необходимых благах: - производительность; - работа на одном предприятии; - качество работы. - повышение заработной платы; - сдельная оплата труда; - постоянно действующие надбавки к заработной плате; - премии; - материальная помощь; - участие в прибылях; - предоставления льготного кредита; - оплата транспортных, медицинских, спортивных, клубных расходов;
2. Мотивы жизненного самоопределения: - признание; - переключение; - самовыражение; - любознательность; - творчество. - предоставление работы по призванию, по интересам; - профессиональная ориентация; - развитие неспециализированной карьеры; - повышение творческого характера труда; - предоставление широких возможностей обучения, овладения новыми знаниями; - премии за новаторство, изобретение, открытие; - доступ к новой информации; - всеобщее признание и уважение;
3. Мотивы социального взаимодействия: - подражание; - солидарность; - сопричастность; - общение; - безопасность. - возможность общаться на рабочем месте; - участие в управлении предприятием; - справедливость в установлении норм выработки, распределения работ, оценок и вознаграждения; - демократический стиль руководства. - равные возможности, " равенство шансов"; - единый статус работников; - соблюдение всех норм техники безопасности;
4. Мотивы статусного самоутверждения: - успех; - власть; - достижение цели; - развитие карьеры; - предоставление руководящей работы: - персональные блага: кабинет, автомобиль, секретарь и т. п.; - участие в работе престижных клубов; - участие в успехе; - участие в управлении предприятием, принятии решений; - продвижение по служебной лестнице; - представительские функции для других организаций;
5. Мотивы оптимизации жизненного цикла: - социальная и профессиональная мобильность; - возрастная релаксация; - преодоление статусного и психологического дискомфорта; - предоставление работы по желанию и возможностям; - развитие неспециализированной карьеры; - передача опыта молодежи (наставничество); - совмещение работы с преподавательской деятельностью; - единый статус работника; - центры психологической помощи и разгрузки; - политика "открытых дверей"; - комиссии по трудовым спорам;

 

Правильный выбор организационных форм мотивационного воздействия на персонал во многом зависит от профессионального мастерства руководства организации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Мотивирование и стимулирование персонала организации | Руководство персоналом организации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.