Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Промышленные альянсы и кластеры

Понятие кластера впервые введено в экономику американским экономистом Майклом Портером. Он и его команда пришли к выводу, что появление в экономике страны нескольких или даже одной организации с высокими значениями конкурентных преимуществ, то они (она) при определенных внешних условиях способствуют (ет) росту конкурентных преимуществ своих компаний-поставщиков и компаний-потребителей. Портер водит понятие «отраслевой кластер» - неформальное сообщество отраслевых и смешанных компаний, характеризующихся способностью взаимного усиления конкурентных преимуществ». Это объясняется высокими требованиями к потребительским качествам продукции своих смежников. Конкуренция на мировом рынке товаров осуществляется сегодня не отдельными фирмами, а группами фирм (кластерами).

Теория кластеров или промышленных групп получила свое продолжение в работах другого американского ученого М. Энрайта, который создал теорию «регионального кластера» и дав ему следующие определения.

Региональный кластер – это промышленный кластер, в котором фирмы-члены кластера находятся в географической близости друг к другу.

Региональный кластер – это географическая агломерация фирм, работающих в одной или нескольких родственных отраслях хозяйства.

Таким образом, следуя теории Энрайта, конкурентные преимущества создаются не на национальном уровне, как у Портера, а на региональном, где главную роль играют исторические предпосылки развития регионов, разнообразие культур ведения бизнеса, организации производства и получения образования. Именно региональные кластеры нуждаются в целенаправленной поддержке государственных структур и исследовательских организаций. Вышеприведенные точки зрения представляют собой отражение крайностей к определению кластеров на основе отраслевого и территориального подходов. В реальности на определенных территориях складывается межотраслевой характер взаимодействия предприятий, то есть их совокупность следует рассматривать как межотраслевой кластер. По нашему мнению, межотраслевые кластерные образования - неформальные объединения отраслевых и смежных организаций, способных к взаимному усилению конкурентных преимуществ независимо от их местонахождения.

В условиях транснационализации производства и глобализации. В общем смысле, кластер можно рассматривать как организационную систему через понятие «организация», широко используемое в теории менеджмента и социального управления.

Представляется, что, прообразом современных кластерных образований в советской экономике были территориально-производственные комплексы (ТПК), представляющие собой «форму пространственной организации производительных сил социалистического общества, наиболее полно отвечающая задачам их развития в условиях научно-технической революции».

Объективные предпосылки формирования ТПК во многом зависели от особенностей его местных природных ресурсов – минерального сырья, топливно-энергетических, водных, растительных и земельных. Такая группировка ресурсов позволяла выявить специфические черты их использования.

В условиях российской экономики достаточно близкими по своей структуре к кластерам, на наш взгляд, являются финансово-промышленные группы, которые образуются либо путем объединения нескольких крупных фирм, либо группированием вокруг крупной фирмы ряда мелких и средних предприятий (предпринимательская группа). Образующим началом таких структур является возможность получения дополнительной выгоды от консолидации капиталов и расширения сферы влияния. Таким образом, главной задачей создания ФПГ должна была стать концентрация капитала и создание крупных производственных структур. Однако концентрация ограничилась переливом капиталов и выводом высокорентабельных активов из-под государственного влияния, и ФПГ не достигли главных целей своего развития. Причинами этого послужили мало соответствующие действительности методы управления, низкий технологический, научный и производственный потенциал, невысокий уровень корпоративной культуры, непоследовательная государственная политика и неэффективная поддержка со стороны государства.

Также, в качестве еще одного специфического типа объединения фирм можно выделить стратегические альянсы.

Стратегический альянс – соглашение о кооперации двух или более независимых фирм для достижения определенных коммерческих целей, получения синергетического эффекта благодаря объединению и взаимодополнению стратегических ресурсов компаний.

Формирование стратегических альянсов требует принципиальных изменений в практике организации и ведения бизнеса. В отличие от обычного долговременного сотрудничества, в котором партнеры руководствуются заранее обусловленными соглашениями, стратегические альянсы являются более гибкими структурами, они предусматривают возможность видоизменения первоначальных условий и разделение риска для достижения общих стратегических целей.

Стратегические альянсы вырабатывают новую деловую стратегию, открывают новые стратегии роста, открываются уникальные возможности объединения с самым широким кругом партнеров, включая клиентов, поставщиков, конкурентов, разработчиков, представителей государства, позволяют преодолевать барьеры между фирмами с различным стилем ведения бизнеса. Создание подобных альянсов упрощает доступ на новые рынки, уменьшая барьеры на этом пути, повышая уровень конкуренции, и вместе с тем приносит выгоду всем участникам альянса. Постоянно растущий уровень конкуренции заставляет по-другому рассматривать конкурентов, поскольку они, как правило, имеют одинаковые рыночные интересы, технологии и товары.

В результате возникают стратегические сети, которые гибко связывают между собой всех участников альянса – независимые производственные и торговые фирмы, научно-исследовательские и проектные институты, правительственные учреждения, объединенные многочисленными соглашениями, направленными на достижение общих целей.

Стратегические сети или стратегические альянсы формируются не по географическому принципу и могут рассматриваться как межотраслевые кластерные образования, создаваемые сознательно для получения общего конкурентного преимущества.

 

27.1. «Технологический взрыв» в середине XX века, его сущность, причины и последствия.

Производство – создание ресурсов для обмена. Создание ресурсов для перераспределения производством не является. Промышленная революция прошла во всех странах. Товар – ресурс, созданный для обмена. Рынок – обмен товарами.

На рынке обращались исключительно материальные ресурсы, и рынок определял их меновую стоимость. По мере расширения сферы обмена товаром становятся и обобщенные ресурсы. Для каждой группы потребительная стоимость уникальная (вследствие разного назначения ресурсов). Постепенно обобщенные ресурсы, которые связаны с материальными, универсализируются, так как две группы, образуя супергруппу, начинают потреблять один и тот же ресурс. Одна группа узнает, что данный ресурс можно использовать и по-другому, и так несколько групп, что приводит к универсализации обобщенного ресурса. Универсализация происходила долго, и в конце XIX в. в Америке этот процесс подошел к своему логическому концу.

Возникла идеология массового общества, которую реализовать в полном объеме удалось к 60-м гг. XX в. Только тогда американское общество стало массовым, то есть большая часть потребления всех членов супергруппы (американское общество) стала стандартизованной. Появилось понятие потребительский стандарт.

Универсализация потребления повлекла за собой универсализацию стоимостей, что в свою очередь привело к возникновению массового производства, то есть производства абсолютно одинаковых товаров. Символом массового производства стал конвейер, когда каждый работающий выполняет одну строго определенную и очень простую функцию, которая не требует никакого обучения. Это можно назвать абсурдной специализацией. Первые заводы Г. Форда представляли собой первое массовое производство, которое создало массовое общество.

Вектор развития производства направлен на формирование массового общества. Существование массового общества обеспечивается массовым производством. Такое производство становится возможным, так как стандартизируется потребление, то есть члены разных популяций начинают потреблять больше одинаковых обобщенных ресурсов. Таким образом, массовое производство производит обобщенные ресурсы. Это приводит к тому, что возникает понятие “духовное” производство. Стандарт потребления автоматически требует стандарта производства.

Стандартизация производства требует стандартизации операций, следовательно, приводит к возникновению конвейера (мелкие и простые операции). В разных группах производство осуществлялось по-разному. В эпоху массового производства различия между технологиями исчезают.

Таким образом, человек стандартно участвует не только в потреблении, но и в производстве. Поскольку экономическое участие стандартно, возникает возможность сравнения непосредственно по количеству затрачиваемого времени.

Если потребительский стандарт позволяет сравнивать только по количеству актов обмена, то в стандартизованном производстве сравнивается время, затраченное на производство. Стандартное участие в производстве называется труд.

Труд может играть роль нового всеобщего эквивалента, тем самым теоретически становится возможным определить меновую стоимость в трудовом эквиваленте, то есть товары могут участвовать в обмене по их трудовым стоимостям. В рыночном обществе трудовая стоимость служит хорошей мерой объективной ценности ресурса.

Это вызывает необходимость стандартизации производства, к которой добавляется нормирование труда (Ф. Тейлор).

Идея Тейлора: менеджмент может основываться на науке. Управление выделяется как вид деятельности. Поскольку менеджмент выделяется как вид деятельности, он может быть предметом изучения. До Тейлора он рассматривался только как предмет искусства.

Идеи Тейлора:

· Менеджмент – особая сфера деятельности.

· Менеджмент – особый предмет изучения, который нуждается в научном исследовании.

· Процессы, протекающие в производстве, можно измерять.

· Производство при анализе можно расчленить на отдельные операции.

Эти стандартные операции можно комбинировать, получая стандартные производственные процессы.

Вследствие этого возникает возможность стандартизации участников производственного процесса. На основании этого возникает идея рабочей силы как таковой как возможности участия в этом стандартизованном процессе.

Соответственно возникает идея квалификации (количество рабочей силы). Она в свою очередь ведет к идее тарификации (идея тарифа), которая является вершиной тейлоровского учения.

Эта совокупность идей составляет систему Тейлора.

Он провел измерение того, сколько за рабочее время работник может осуществить операций. Это является нормой (на конвейере на данном рабочем месте). За выполнение этого количества операций устанавливается определенная плата, то есть назначается некоторая меновая стоимость, хотя при этом у работника есть возможность требовать снижения нормы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Модель поведения покупателя и факторы влияющие на его поведение | Паритет покупательной способности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1050; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.