Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 26

Функции и классификация налогов

В теории налогообложения выделяется несколько функций налогов. Основные из них следующие:

1) фискальная, которая вытекает из самой сущности налогов как обязательного и безвозвратного платежа. «Фиск» в переводе означает казна, т.е. изъятие части доходов юридических и физических лиц в казну государства.

2) распределительная с последующим распределением государством полученных от налогоплательщиков средств на различные общегосударственные цели.

3) стимулирующая заключается в том, что государство посредством предоставления льготных налоговых режимов стимулирует деятельность субъектов хозяйствования в приоритетных направлениях экономики.

Существует множество классификаций налоговых платежей по различным основаниям. Во многих странах платежи подразделяют на налоги, пошлины и сборы. В Беларуси нет четкого разграничения понятий «налог», «пошлина», «сбор». Под ними понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый налогоплательщиком в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

Другая классификация разделяет налоги на прямые (подоходно-имущественные) и косвенные (налоги на потребление).

Прямые налоги взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ, косвенные – в процессе их расходования, потребления.

В среде ученых и практиков всего мира до настоящего времени не прекращаются дискуссии, каким налогам отдать приоритет – прямым или косвенным. Отметим, что однозначного ответа на данный вопрос нет и быть не может. Любое государство в силу его экономического положения, финансовой устойчивости, стабильности и других обстоятельств может отдать приоритет тому или другому виду налогов. Но главная суть заключается в рациональном сочетании обоих видов налогообложения, их позитивного воздействия на развитие экономики субъектов хозяйствования и государства в целом.

В зависимости от распределения взысканных сумм между бюджетами различных уровней налоги делятся на закрепленные и регулирующие доходные источники.

Закрепленными называют налоги, которые на длительный период полностью или в определенной части закреплены как доходный источник конкретного бюджета (бюджетов). Например, подоходный налог является доходом местного бюджета.

Регулирующие источники ежегодно перераспределяются между бюджетами различных уровней с целью покрытия дефицита. В качестве регулирующих в Республике Беларусь используются акцизы, НДС, налог на прибыль. Распределение сумм этих налогов между различными бюджетами происходит при утверждении республиканского бюджета на конкретный год.

По степени компетенции органов власти различных уровней в отношении решения вопросов установления и введения в действие налогов выделяют государственные и местные налоги.

Установление и введение в действие государственных налогов осуществляется решением высшего представительного органа государства в форме закона. Это не означает, что эти налоги обязательно поступают в центральный бюджет. Они могут зачисляться в бюджеты различных уровней. Например, в Республике Беларусь к таким платежам можно отнести НДС, налог на прибыль, акцизы и др.

Местные налоги могут устанавливаться как высшим представительным органом, так и соответствующими местными (региональными) органами власти, но вводятся они только решением, принятым на местном уровне (налог с продаж, сборы за услуги и т.д.). Эти налоги всегда поступают в местные (региональные) бюджеты. Число таких налогов в отдельных странах колеблется от 20 до 100, а их удельный вес в общих доходах местных бюджетов – от 30 до 70 %. В некоторых странах (например, США, Швейцария) к местным (региональным) налогам относятся налоги, взимаемые местными властями в виде надбавок к налогам, закрепленным за вышестоящими бюджетами.

Налоги по ряду их использования подразделяются на общие и целевые (специальные). Общие налоги обезличиваются и поступают в бюджет для финансирования общегосударственных мероприятий. Целевые налоги зачисляются в обособленные целевые бюджетные и внебюджетные фонды.

Как правило, налоги не имеют целью покрыть какой-нибудь конкретный расход. Это обосновывается необходимостью избежать подчинения совершаемых расходов поступлению отдельных видов налогов. Поэтому большинство налогов – общие. Однако в ряде случаев введение целевых налогов способно сыграть положительную роль.

Во-первых, с психологической точки зрения налогоплательщик с большей готовностью уплачивает налог, в пользе которого он непосредственно уверен.

Во-вторых, эти налоги могут вводиться с целью придания большей независимости конкретному государственному органу.

В-третьих, целевой характер налога может обосновываться тем, что необходимость затрат вызвана получением определенных доходов.

Существуют и другие основания деления налогов на виды:

– по субъекту налогообложения (налоги с юридических и физических лиц);

– по объекту налогообложения (налоги от выручки, от фонда заработной платы, от прибыли, имущественные налоги и т.д.);

– по периодичности уплаты (регулярные и разовые);

– по методу налогообложения (равные, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные) и т.д.

В принципе в качестве критерия деления налогов на виды можно взять любой системный признак налога.

К важным характеристикам налоговых систем относится соотношение прямых и косвенных налогов. По механизму взимания и контроля косвенные налоги являются более простыми, чем прямые. Они не требуют развитого налогового аппарата и изощренной системы расчетов. Поэтому в менее развитых странах доля косвенных налогов, как правило, выше.

Среди параметров налоговых систем необходимо отметить и структуру прямых налогов, которая зависит от отношений собственности и соответствующих им распределительных отношений.

Как свидетельствует мировая практика, для определения фискального потенциала действующей налоговой системы, наиболее часто используется показатель налоговой нагрузки. Для характеристики степени налогового бремени на макро- и микроуронях используют следующие показатели:

– налоговая нагрузка на экономику;

– налоговая нагрузка на одно предприятие в среднем по республике;

– отраслевая налоговая нагрузка;

– индивидуальная налоговая нагрузка на конкретное предприятие или физическое лицо.

Налоговая нагрузка на экономику имеет два уровня: номинальный и реальный. Номинальная налоговая нагрузка на экономику характеризует фискальный потенциал действующей системы налогообложения и рассчитывается как отношение начисленных к уплате налогов и платежей в бюджетные и внебюджетные фонды к ВВП. Реальная налоговая нагрузка показывает отношение уплаченных в течение рассматриваемого периода налогов и платежей в бюджетные и внебюджетные фонды к ВВП. Она отражает фактические возможности экономики по формированию доходов бюджета и в сопоставлении с номинальной является своего рода индикатором состояния государственных финансов и эффективности налоговой системы.

Интересным является показатель налоговой нагрузки по различным государствам. Так в Швеции она находится на уровне 55 %, Дании 52%, Нидерланды 48 %, Франции 44 %, Австрии 42 %, Германии, Великобритании, Италии 37 %, Канаде 34 %, Японии 31 %, США 30 %. Для сравнения в Беларуси налоговая нагрузка составляет 60 – 65 %. Однако она по годам может меняться.

 

Вопросы для повторения:

1.Возникновение и развитие налоговой системы.

2.Категориальные свойства налогов.

3.Принципы эффективной налоговой системы.

4.Функции налогов.

5.Закрепленные и регулирующие налоги. Прямые и косвенные.

6.Местные, общие и целевые налоги.

7.Уровни налоговой нагрузки на экономику предприятий.


Тема: Виды налогов и направления совершенствования

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сущность налогов. Принципы | Косвенные налоги. Структура
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 218; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.