Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Косвенные налоги. Структура




Налоговой системы

1.Косвенные налоги. Структура.

2.Прямые налоги. Структура.

3.Смешанные налоги. Структура.

4.Направления совершенствования налоговой системы.

Во все времена правительства различных стран активно прибегали к использованию косвенных налогов для покрытия государственных расходов. Истоки возникновения этих налогов прослеживаются еще в древних цивилизациях. Римляне применяли универсальный налог с оборота в отношении товаров, продававшихся на рынках или аукционах империи. Эта система была введена ими в завоеванных Римом Египте, Франции, Испании и даже после падения Римской империи успешно продолжала применяться на указанных территориях.

Оксфордский словарь английского языка определяет косвенный налог как налог, «не взимаемый непосредственно с лица, на которое он в конечном итоге падает, но взимаемый каким-то иным образом, в частности, при производстве или импорте предметов пользования или приобретения, цена которых, следовательно, увеличивается для потребителя, который таким образом выплачивает налог в форме увеличенной цены».

По своей экономической природе косвенные налоги на потребление можно классифицировать как универсальные (налоги с оборота, НДС и др.) и специальные (акцизы, налог на топливо и др.).

В современной теории налогообложения существуют две основные системы взимания косвенных налогов:

– одноступенчатый сбор;

– многоступенчатый сбор.

Одноступенчатый сбор предполагает взимание налога один раз на стадии производства или распределения. При этом возможны три подсистемы:

– налог с производителя;

– оптовый налог;

– налог с розничного оборота.

Налог с производителя взимается только в секторе производства. Особое преимущество этой системы сбора заключается в низких затратах на администрирование налога, поскольку численность его плательщиков невелика, а объекты налогообложения достаточно внушительны. Но данное преимущество перевешивается рядом недостатков.

Во-первых, в создании продукции задействован ряд производственных предприятий (например, при изготовлении мебели цепочка задействованных предприятий выглядит следующим образом: лесхоз – деревообрабатывающая фабрика – мебельная фабрика). В дальнейшем включение всех этих предприятий в схему налогообложения приводит к тому, что налог становится «пирамидой», и в целях минимизации налогового давления у предприятий, задействованных в одной производственной цепочке, появляется стимул к объединению. Последствиями такой системы являются менее эффективные производство и налогообложение.

Во-вторых, при использовании данной системы взимания налога не обеспечивается его нейтральность, т.е. налоговое бремя распределяется неравномерно. В частности, доля налога в цене идентичных товаров может существенно различаться в зависимости от количества предприятий, задействованных в производственной цепочке.

Оптовый налог взимается на стадии, предваряющей розничную продажу. В сравнении с налогом с производителя здесь не только сохраняются отмеченные ранее недостатки, но и увеличивается количество налогоплательщиков, что создает дополнительные трудности при администрировании налога.

Налог с розничного оборота охватывает не только розничных торговцев, но и производителей, и оптовиков при условии поставки продукции непосредственным потребителям. Базой налогообложения является розничная цена, что исключает дискриминацию между различными каналами распределения, но круг налогоплательщиков резко расширяется, что загромождает и соответственно затрудняет процедуру администрирования (взимания) налога.

В отличие от одноступенчатого сбора многоступенчатый сбор охватывает несколько стадий процесса производства и распределения и может быть подразделен на:

– кумулятивный многоступенчатый сбор;

– некумулятивный многоступенчатый сбор.

В кумулятивной каскадной системе налог взимается на всех стадиях производства и распределения. Основными недостатками такой системы являются:

– значительный каскадный эффект, т.е. налоговое бремя становится тем больше, чем длиннее дистанция до потребителя. Причем масштабы такой «пирамиды» по сравнению с одноступенчатыми системами сбора намного больше, поскольку налог охватывает все стадии движения продукции от производителя к потребителю;

– искажение конкуренции, поскольку при более длительной производственной или распределительной цепи налоговое бремя также возрастает.

Как следствие такие налоги справедливо принято считать самыми неэффективными и нерыночными, поскольку они взимаются без учета результатов экономической деятельности, не имеют зачетного механизма и потому допускают двойное налогообложение (по затратам на производство). Тем самым снижается экономический эффект от общественного разделения труда и специализации. Более того, в целях минимизации налогового бремени появляется заинтересованность в создании вертикально интегрированных объединений, охватывающих практически все стадии производства, а это – движение в обратном направлении от общественного разделения труда и специализации к «натуральному хозяйству».

Следует отметить, что указанные недостатки становятся доминирующими в случае использования высоких налоговых ставок. В западной теории считается, что предельная совокупная ставка таких налогов, не влекущая за собой существенных негативных последствий, – до 2 %. Вместе с тем даже такая низкая ставка является достаточно весомым источником доходов государства.

Тем не менее, кумулятивные системы при всех их недостатках получили наибольшее распространение и очень долго сохранялись и сохраняются в отдельных странах до настоящего времени в качестве основных систем взимания косвенных налогов. Скорее всего, это вызвано одним, но очень важным их преимуществом. Оно заключается в обеспечении относительно высокого дохода в бюджет государства при достаточно низкой ставке налога, что является политически важным аспектом. Но когда ставка налога выходит за пределы «достаточно низкой», налог становится тормозом экономического развития и сводит на нет указанные преимущества. Более того, превышение допустимого предела совокупной ставки таких налогов нарушает принцип равенства налогообложения, поскольку структура выручки у предприятий различных отраслей существенно дифференцирована в зависимости от уровня материалоемкости и трудоемкости производства.

Некумулятивные многоступенчатые сборы представлены налогом на добавленную стоимость, который является важным доходным источником бюджета в большинстве стран мира. Следует отметить, что использование данной системы позволяет реализовать не только преимущество кумулятивной системы, но и избежать практически всех ее недостатков.

Данный налог является сравнительно новой формой обложения и оказывает большое влияние на экономическое поведение производителей и потребителей.

Налог на добавленную стоимость (НДС) был изобретен М. Лоре (Франция), который в 1954 г. описал схему обложения, цель которого – установление «каскадного» характера налога с оборота. Впервые НДС был введен в Дании и во Франции в 1967 г., в ФРГ – в 1968 г. Экономическая значимость данного налога объясняется тем, в государствах с развитой рыночной системой НДС способствует упорядочению ее равновесия. Это достигается в силу того, что наряду с фискальной он выполняет регулирующую и стимулирующую роль.

Многие правительства отдают предпочтение НДС, стремясь увеличить прирост государственных доходов за счет налогов на потребление. При этом данный налог не просто выполняет фискальную роль, а обеспечивает высокую стабильность поступлений в бюджет, поскольку имеет потенциально широкую базу обложения и незначительную зависимость от характера экономической конъюнктуры.

Но главное достоинство НДС в том, что он способен оказывать регулирующее воздействие в сдерживании кризиса перепроизводства и в ускоренном вытеснении с рынка слабых производителей. Он выполняет роль ограничителя спроса в случае высокой степени насыщенности рынка, когда потребитель реагирует на повышение цены товара сокращением объема потребления, а производитель – на снижение цены расширением производства.

НДС является косвенным многоступенчатым налогом, так как включается в цену товара и в итоге оплачивается конечным потребителем. Объектом выступает добавленная стоимость, используются четыре основные формы, субъектами – юридические лица независимо от отраслевой принадлежности и формы собственности. На практике используются четыре основные формы налогообложения добавленной стоимости:

1) С × (з/п + прибыль) – метод прямого добавления (метод отчетов), где С – налоговая ставка.

2) С × (з/п) + С × (прибыль) – метод косвенной добавки. Рассчитывается не сама добавленная стоимость, а обложение отдельных компонентов.

3) С × (выпуск - затраты) – метод прямого вычитания (метод отчетов). Данная система взимания НДС использовалась в Республике Беларусь достаточно длительное время – с 1992 до 2000 г.

4) С × (выпуск) - С × (затраты) – метод косвенного вычитания (метод счета-фактуры или зачетный метод). Данная форма расчета была первоначальной моделью. С 2000 г. она введена и в Республике Беларусь.

Основными преимуществами НДС являются:

– использование единой налоговой ставки для всех отраслей или несколько унифицированных ставок по отдельным отраслям, льготных ставок для отдельных отраслей;

– обеспечение реального уровня обложения для всех отраслей и видов экономической деятельности, включая сферу услуг;

– простота и надежность процедуры взимания налога для плательщика и налоговых органов;

– стабильный источник увеличения доходов государства;

– возможность гармонизации с налогообложением в соседних государствах.

НДС эффективен также и как средство регулирования внешнеэкономической деятельности: для стимулирования наращивания экспортного потенциала фирмам-экспортерам возвращается вся сумма налога, уплаченная на предыдущих стадиях.

Из негативных сторон НДС необходимо выделить его регрессивный характер для конечного потребителя. Более того, его применение ведет к увеличению административных издержек в связи с расширением круга налогоплательщиков.

Практика применения НДС выявила определенные закономерности его введения в налоговую систему государства. Одна из таких закономерностей состоит в том, что введение НДС, как правило, начинается с относительно низких ставок и в дальнейшем сопровождается постепенным и последовательным усилением налогообложения. Так, например, в Бельгии ставка НДС изменялась следующим образом – 18 %, 19 %, 21 %, в Великобритании – 10 %, 15 %, 17,5 %, в Дании – 10 %, 22 %, 25 %, в Италии – 12 %, 18 %, 19 %. Для примера в Беларуси – 18 %, 20 %.

В налоговой системе Республики Беларусь косвенные налоги играют существенную роль. Активное использование этих налогов связано с потребностью решения возникающих задач по государственной поддержке отдельных отраслей и финансированию инфраструктуры. Главной особенность косвенных налогов Республики Беларусь является их целевая направленность. Лидирующее положения по количеству налогов занимают кумулятивные много ступенчатые сборы или так называемые оборотные налоги (платежи из выручки без НДС). При этом прослеживается тенденция постоянного увеличения их доли как в доходах консолидированного бюджета, так и в ВВП.

Структура косвенных налогов Республики Беларусь следующая:

1) одноступенчатые платежи

– акцизы (налог с производителя);

– налог с розничного оборота;

· налоги с продаж;

· налоги на отдельные виды услуг;

· прочие;

2) кумулятивные многоступенчатые платежи (включают всевозможные отчисления в республиканские и местные целевые фонды, которые постоянно видоизменяются и совершенствуются);

3) некумулятивные многоступенчатые платежи (НДС).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 998; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.