Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Направления совершенствования налоговой системы




Смешанные налоги. Структура

Помимо прямых и косвенных налогов существует также группа платежей, включаемых в себестоимость и тем самым участвующих в формировании цены производимой продукции. По этому признаку большинство экономистов причисляют указанные платежи к косвенным налогам. Вместе с тем им присущи и признаки прямых налогов, поскольку имеется вполне определенный объект обложения, непосредственно не связанный с объемами и результатами хозяйственной деятельности. Например, социальные платежи, исчисляемые от фонда заработной платы, отчисления в фонд охраны природы и другие ресурсные платежи уплачиваются вне зависимости от того, реализована ли произведенная продукция. И даже в случае, когда предприятие вовсе не осуществляло производственной деятельности и не использовало природных и трудовых ресурсов, налог на землю оно все равно обязано уплатить. В этом главное отличие указанной группы налогов от косвенных, непосредственно связанных с объемом реализации продукции, и от прямых, зависящих от финансовых результатов хозяйственной деятельности. Поэтому платежи, включаемые в себестоимость и имеющие признаки как прямых, так и косвенных налогов, называют смешанными.

В Республике Беларусь смешанные налоги можно разделить на две группы: социальные платежи (отчисления в фонд социальной защиты) и прочие налоги и сборы (земельный налог, налог на добываемые из природной среды ресурсы, отчисления в фонд охраны природы и др.).

 

В настоящее время Беларусь занимает одно из первых мест в мире по количеству уплачиваемых налогов и сборов (124 различных платежа). Такие данные приводятся в Отчете Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Doing Business 2008».

По величине налоговой нагрузки Беларусь сохраняет лидерство среди стран СНГ и шестое место в мире, уступив лишь пятерке африканских стран (Гамбии, Бурунди, Сьерра-Леоне, Конго и ЦАР).

Сложная налоговая система является одним из главных факторов теневой экономики. В докладе Всемирного банка Doing Business объем «серой» экономики Беларуси в 2006 году составил 7,6 млрд. долл. США. Ежегодные потери бюджета из-за «бегства» капитала из официальной экономики оцениваются примерно в 500 млн. долл. США.

Указанные факты определяют объективную потребность ускоренного совершенствования налогового законодательства. Одним из факторов совершенствования налоговой системы выступает налоговое планирование как способ минимизации налогов. Сущность налогового планирования заключается в общепризнанном за налогоплательщиком праве использовать все средства, пути и методы, допускаемые законодательством, для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Цель налогового планирования – это выбор способов минимизации налоговых платежей.

Налоговое планирование можно классифицировать по видам, формам и методам осуществления.

 

 

Для целей налогового планирования в странах с развитыми рыночными отношениями важнейшими принципами организации взаимоотношений государства и плательщиков являются следующие:

1) неприятие налоговыми органами принципа презумпции невиновности. На практике это реализуется посредством вменения в обязанности налогоплательщика самому доказывать свою налоговую невиновность.

2) принцип истолкования всех неясностей в налоговых законах в пользу налогоплательщика.

3) принцип свершившегося факта, т.е. налоговые обязательства для налогоплательщика возникают только в результате совершенной сделки, полученного имущества и т.д.

4) принцип достаточной информированности налогоплательщиков. Этот принцип обязывает налоговые органы оперативно и в доступной форме информировать налогоплательщика о его правах и обязанностях. Более того, в ряде стран налогоплательщик освобождается от финансовых санкций за налоговые нарушения, если он докажет, что информация о нарушенной норме налогового законодательства не была доведена до него налоговыми органами либо была представлена в форме, допускающей неоднозначные толкования.

5) принцип налогообложения чистых доходов. В соответствии с этим принципом налогоплательщику предоставлено право вычитать из полученных средств или имущества расходы, понесенные им в связи с этими приобретениями.

Приемы налогового планирования направлены на сознательное изменение финансовой стратегии налогоплательщика в соответствии с избранным налоговым режимом. Воплощаются они в целенаправленном маневрировании налогообразующими признаками: объект и субъект обложения, налоговая юрисдикция, обстоятельства сделки.

Объект обложения. Объект обложения – это сделка, имущество, доход. Меняя объект обложения в доступных границах можно выбрать наиболее выгодные варианты обложения.

Субъект обложения. Ориентируясь на действующее налоговое законодательство, налогоплательщик может изменить свою организационно-правовую форму. Смена налогоплательщика может быть осуществлена также путем слияния или разделения фирм.

Налоговая юрисдикция. Переход из одной налоговой юрисдикции в другую означает смену налоговой власти. Это одно из наиболее ответственных решений в налоговом планировании, реализация которого сопряжена со значительными затратами.

Обстоятельства сделки. Под изменением обстоятельств сделки для целей налогового планирования понимается использование преимуществ, которые возникают с применением налоговых льгот.

Согласно Программе инновационного развития основная цель бюджетно-налоговой (фискальной) политики Беларуси – обеспечение финансовой и социальной стабильности государства. Приоритетным направлением налоговой реформы является упрощение налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику. В этих целях предусматриваются следующие инновационные разработки:

1) разработка программно-технического комплекса по автоматизации процесса расчета подлежащих к уплате в бюджет налогов, сборов, пошлин, который предназначен для подготовки в автоматизированном виде необходимой информации для расчета налогов с использованием имеющихся данных в бухгалтерских регистрах организации, представляет возможность подготовки информации и передачи ее в налоговые органы посредством электронных каналов связи.

2) разработка программно-технического комплекса, который даст возможность физическим лицам направлять в налоговые органы налоговые декларации в электронном виде.

Авторское видение совершенствования отечественной налоговой системы заключается в следующем. Предлагается применяемое количество налогов и платежей заменить одним – налогом на производственный потенциал субъектов независимо от формы собственности и хозяйствования. Суть предлагаемой методики заключается в следующем: планируемый или расчетный объем налоговых поступлений по отраслям, группам предприятий схожей специализации определяется в среднем на единицу производственного потенциала и доводится до всех субъектов хозяйствования. Последние, зная стоимость своего производственного потенциала и его отдачу от ведения хозяйственной (коммерческой) деятельности, рассчитывают свою долю налогов в планируемой отдаче потенциала.

Рекомендуется расчетную среднеотраслевую налоговую нагрузку доводить до всех субъектов независимо от формы собственности и до индивидуальных предпринимателей, что существенно повысит ответственность за эффективное использование имеющегося в их распоряжении потенциала, которое должно выступать основным источником поступления средств для осуществления расширенного воспроизводства и своевременной уплаты налогов (его достаточно просто рассчитать и сложно скрыть).

Таким образом, предлагаемая методика налогообложения будет понятна всему персоналу предприятий: от рядового исполнителя до руководителя. А хорошо продуманная и целенаправленная система мер по совершенствованию налогообложения, предусматривающая ликвидацию «угнетающих» методов контроля над доходами производителей, будет способствовать повышению ответственности и заинтересованности в рациональном использовании экономического потенциала.

Второй вариант авторского видение решения проблемы заключается в следующем. Считаем, что в социально-экономической цепочке «источник труда – средства труда – предметы труда – производство жизненных благ» главная составляющая – источник труда, в роли которого выступает человек (персонал данного субъекта хозяйствования, отрасли, региона, государства). Исходя из данной основополагающей методологической посылки, налоговая нагрузка должна рассчитываться исходя из количества, задействованного в производстве продукции, работ, услуг персонала. Исчисление налога, исходя из количества персонала, является базовой основой налогообложения субъектов независимо от формы собственности и хозяйствования.

Суть предлагаемой методики заключается в следующем. Определяется уровень сложившейся и планируемой налоговой нагрузки в расчете на одного занятого в народном хозяйстве, в отрасли, на предприятии (организации). Т.е. уже на стадии доведения все субъекты ставятся в равные экономические условия. Требуемый средний уровень налоговой нагрузки, рассчитанный по отрасли, является базовым для всех субъектов в данной отрасли. Зная его в расчете на одного работника, любой субъект хозяйствования через одно простое арифметическое действие (умножение) определяет общую налоговую нагрузку. Исходя из нее, определяется объем реализации продукции, работ, услуг (т.е. увязывается с данным планируемым показателем, который может корректироваться), являющийся основой для разработки бизнес-плана. Такой подход к определению налогов можно применять не только по отношению к предприятиям сферы материального производства данной отрасли, но и инфраструктурным субъектам, обслуживающим данную отрасль. Ведь все они работают на повышение ее результативности и должны быть включены в систему экономических отношений формирования эффективной конкурентной среды.

Субъекты хозяйствования, работающие в сфере реализации продукции, работ, услуг, уплачивают оборотные налоги в зависимости от сложившихся и планируемых объемов реализации. В данной сфере применим тот же методический подход, что и в сфере материального производства. Предлагаемый подход к совершенствованию системы налогообложения применим ко всем сферам народного хозяйства и предприятиям независимо от форм собственности. Выделяться должны экологический налог, на природные ресурсы, на недвижимость и ряд других в зависимости от специфики отрасли. Такой методический подход к совершенствованию системы налогообложения позволит:

· Упростить систему налогообложения для всех налогоплательщиков, сделать ее адекватной принципам равномерности, определенности, удобства, дешевизны, которые сегодня больше декларируются, чем используются;

· Поставить все субъекты независимо от формы собственности в равные экономические условия хозяйствования в вопросах уплаты налогов;

· Минимизировать уровень теневой экономики, так как скрыть количество работающих сложнее, чем объемы производимой продукции, работ, услуг;

· Рационализировать численность персонала, обслуживающего налоговую систему районов, областей, государства, ряд функций которых можно делегировать банкам и другим финансовым структурам;

· Оптимизировать численность работающих во всех отраслях и их организационных структурах народнохозяйственного комплекса;

· Активизировать все субъекты к постоянной инновационной деятельности и на этой основе обеспечить увеличение производства конкурентоспособной продукции, работ, услуг;

· Стремиться к постоянному поиску и приведению в действие внутренних резервов повышения эффективности производства и получению большей прибыли, которая полностью после уплаты интегрированного налога остается в распоряжении субъекта хозяйствования и используется по его усмотрению;

· Работать над постоянным повышением квалификации персонала, его экономического и технико-технологического уровня развития, созданием новых рабочих мест, благоприятных культурно-бытовых, жилищных и др. социальных условий;

· Подтягивать убыточные и низкорентабельные субъекты хозяйствования до уровня финансово устойчивых и на этой основе постоянно повышать эффективность данной отрасли и экономики государства в целом.

Авторы отдают себе отчет в неоднозначности возможной реакции на данное предложение. Они могут быть разные и зависеть от занимаемых должностей, уровня развития, квалификации, социально-экономической ответственности данного работника перед обществом и государством.

Ясно, требуется проведение экономического эксперимента, осмысление возможного существенного социально-экономического эффекта без больших дополнительных инвестиционных вложений, этапность внедрения.

Ознакомившись с сутью производственного потенциала отрасли, предприятий, основных и оборотных фондов, издержками производства, системой планирования, мотивации труда, ценообразования, финансово-кредитных отношений, налоговой системы, специалисты субъектов хозяйствования могут приступать к разработке производственной программы предприятия.

 

Вопросы для повторения:

1.Косвенные налоги. Структура.

2.Системы взимания косвенных налогов.

3.Прямые и смешанные налоги. Сущность, структура.

4.Направления совершенствования налоговой системы.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 637; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.