КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 2. Ресурсы и методы химико-аналитического контроля
Вопросы: 1. Аналитическая служба и характеристика ее ресурсов; 2. Основные этапы процесса анализа; 3. Методы химико-аналитического контроля; 4. Цель и задачи дисциплины. Аналитическая служба – это вид сервиса или система обеспечения потребностей общества в лабораторно-инструментальных исследованиях и испытаниях различной продукции. К аналитическим службам предприятия относятся подразделения (лаборатории, отделы технического контроля и т.д.), осуществляющие внелабораторный и лабораторный контроль качества и безопасности сырья и продукции, параметров производственного процесса и окружающей среды. Для эффективного выполнения вышеобозначеных функций производственные лаборатории должны быть обеспечены необходимыми ресурсами: – приборной базой – испытательным оборудованием и средствами измерения; – нормативно-технической и методической базой – техническими нормативно-правовыми актами, регламентирующими требования к лаборатории, объектам контроля и порядку проведения испытаний, методиками выполнения измерений, технической документацией на оборудование, документами системы менеджмента качества, организационно-методической документацией; – кадрами – инженерами, химиками, лаборантами в достаточном, согласно объему выполняемых работ, количестве и соответствующей перечню выполняемых работ квалификации. Правила работы в аналитических лабораториях регламентируются отраслевыми и государственными техническими нормативными правовыми актами и зависят от вида производства, размещения аналитической службы, применяемого испытательного оборудования и средств измерений. Процесс анализа контролируемых объектов осуществляется по стандартной схеме, включающей следующие этапы: – отбор представительной пробы; – подготовка пробы – обработка пробы с целью ее перевода в удобную для определения форму; – измерение аналитического сигнала, связанного с концентрацией определяемого компонента; – вычисления и обработка результатов измерения; – составление отчета о проведенном анализе. Для реализации данной схемы в лабораторной практике применяют различные: v методы пробоотбора; v методы разложения проб; v методы разделения компонентов; v методы обнаружения (идентификации) и определения соединений, веществ или компонентов. Классификация методов определения по разным признакам приведена в таблице 2.
Таблица 2 – Классификация методов определения
В отношении любого метода определения следует различать понятия: принцип анализа, метод анализа и методика анализа. Принцип анализа — это некоторое явление природы, которое может предоставить аналитику интересующую его информацию. Типичные примеры – взаимодействие электромагнитного излучения с веществом применительно к спектроскопии или явление разделения веществ в хроматографии. При этом следует понимать, какой именно конкретный тип взаимодействия может дать требуемую информацию о данной пробе. Применительно к процессу анализа принцип анализа можно охарактеризовать согласно способу измерения. Метод анализа характеризует ход анализа с точки зрения его важнейших стадий в соответствии с тем или иным принципом анализа. В частности, метод анализа определяет характер и способ пробоподготовки и обработки результатов при анализе определенного типа пробы и определении в ней того или иного компонента. Методика анализа — это полное описание всего хода анализа. В ней в форме подробных прописей оговариваются все детали анализа, включая отбор пробы и представление результатов. Таким образом, для практической реализации процесса анализа аналитик должен обладать необходимыми разносторонними знаниями, не только в части выполнения аналитических операций – отбора и подготовки проб, измерения аналитического сигнала, но и статистической обработка результатов, оценки их неопределенности и формулировании на их основе выводов. Поэтому изучение теоретических основ и получение практических навыков по всем обозначенным выше аспектам, включая измерения с применением химических и электрохимических методов является целью дисциплин «Химико-аналитический контроль промышленных товаров» и «Химико-аналитический контроль продовольственных товаров» Задачи курса: v Ознакомление с основными объектами химико-аналитического контроля в различных отраслях промышленности; v Изучение теоретических основ методов гравиметрии, титриметрии, потенциометрии, полярографии, вольтамперомерии, кондуктометрии, кулонометрии, электрогравиметрии; v Получение практических навыков по применению химических и электрохимических методов при контроле качества и безопасности товаров; v Разработка схемы анализа и практическая реализация всех его этапов, включающей отбор и подготовку проб, получение и обработку результатов измерений, выдачу на основании полученных данных заключения о качестве объекта. Успешное выполнение поставленных задач является основой при подготовке квалифицированных инженеров в области контроля качества и безопасности промышленной и продовольственной продукции.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |