Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планирование себестоимости




Планирование себестоимости осуществляется как при разработке текущих, так и перспективных планах. Цель планирования себестоимости продукции – определение оптимального уровня затрат на производство продукции с учетом рационального использования всех видов ресурсов: основных фондов, материальных, трудовых и денежных средств. Важнейшей задачей планирования себестоимости является выявление резервов снижения себестоимости.

В практике планирования и учета производства для характеристики уровня и динамики себестоимости продукции применяются абсолютные и относительные показатели.

В состав показателей характеризующих абсолютную величину себестоимости входят следующие три показателя: смета затрат на производство, себестоимость всей товарной продукции, себестоимость единицы продукции.

Показатель «себестоимость товарной продукции» - обобщающий. Он суммирует абсолютные затраты на производство и реализацию продукции в разрезе калькуляционных статей. Показатель тесно связан с себестоимостью единицы изделия, т.к. себестоимость всей продукции представляет собой сумму произведений себестоимости единицы каждого вида изделий на объем их производства в рассматриваемом плановом периоде.

Существует количественная разница между сметой затрат на производство и себестоимостью всей товарной продукции. Количественное отличие между ними состоит в том, что в смету затрат входят не только затраты на производство товарной продукции но и расходы на валовую продукцию, включая затраты на незавершенное производство. Далее, смета затрат на производство учитывает затраты, связанные только с производством, а затраты связанные с реализацией не учитывает.

Показатель «себестоимость единицы изделия» представляет собой абсолютную сумму затрат по калькуляционным статьям расходов на производство единицы соответствующего вида продукции или услуг в планируемом периоде. Если номенклатура выпускаемой продукции велика, то плановые калькуляции могут составляться по группам однородных изделий и отдельным типовым представителям этих групп. Себестоимость единицы изделий производимых впервые, определяется на основе сметных калькуляций. При определении себестоимости единицы изделия необходимо соответствие ее натуральному измерителю, принятому для данного изделия в прейскурантах.

Однако рассмотренные абсолютные показатели не дают исчерпывающую характеристику всех сторон себестоимости. Так они малопригодны для анализа динамики себестоимости. На величину абсолютных показателей оказывают влияние достигнутый уровень себестоимости продукции, изменение объема производства, сдвиги в структуре выпускаемой продукции, изменение норм расхода материальных ресурсов, совершенствование организации производства и труда и другие факторы. Поэтому возникает необходимость ввести для анализа динамики себестоимости относительные показатели, которые устраняют влияние перечисленных факторов.

К числу относительных показателей относятся показатели: «процент снижения себестоимости сравнимой продукции» и «затраты на 1 рубль товарной продукции».

Показатель «процент снижения себестоимости сравнимой продукции» применяется на предприятиях с установившимся ассортиментом выпускаемой продукции. Этот показатель представляет собой суммированную по всем видам продукции экономию, отнесенную ко всей себестоимости этой же продукции в базисном году и выраженную в процентах.

Для определения процента снижения себестоимости всей сравнимой продукции по предприятию в целом составляется расчет по всей номенклатуре изделий, исходя из предусмотренного планом объема продукции «при этом полученную по плану экономию» суммированную по всем видам продукции, относят к фактической среднегодовой себестоимости отчетного года и результат выражает в процентах.

Однако этот показатель не учитывает влияние ассортиментных сдвигов, так как берется во внимание только плановый объем производства, затем он охватывает только часть продукции (сравнимой), поэтому он не может быть основанным в числе относительных показателей.

Для характеристики динамики себестоимости всей (сравнимой и несравнимой) продукции используется показатель и затраты на 1 рубль товарной продукции в копейках, исчисляемый путем деления себестоимости производимой товарной продукции в каждом году на ее объем в стоимостном выражении. В этом показателе затраты на производство приводятся к одной базе, что дает возможность анализировать данные об относительных уровнях себестоимости за несколько лет подряд.

В целях более полного выявления и учета снижения себестоимости для разработки текущих (годовых и квартальных) планов используется метод планирования себестоимости по нормам. Сущность этого метода заключается в использовании прогрессивных технико-экономических норм и нормативов расхода материальных трудовых и денежных средств.

Преимущество данного метода заключается в том, что планирование себестоимости происходит независимо от базы, от случайных факторов, дает возможность быстро выявлять перечни отклонения фактических затрат от плановых и получить набор данных как по видам затрат, так и по всем видам продукции и по подразделениям (цехам, заводу).

Однако, этому методу присущи и недостатки: во-первых, он требует научно обоснованной нормативной базы по расходам по всем видам ресурсов, во-вторых, этот метод довольно трудоемок.

Долгосрочное планирование, постоянное обновление номенклатуры изделий, технический прогресс привлек появлению метода параметрического калькулирования себестоимости продукции. Сущность данного метода заключается в том, что калькулирование ведется на основе аналитической зависимости величины себестоимости от основных технико-экономических характеристик (параметров) изделия и условий производства этих изделий. В качестве таких параметров могут быть приняты все машины, ее мощность, габариты, надежность, долговечность и др.

Для установления одновременного влияния на себестоимость изделия принятых в расчет параметров пользуются уравнениями множественной корреляции, методом больных оценок или агрегатных методом.

Метод параметрического калькулирования себестоимости продукции позволяет достаточно обоснованно определять себестоимость проектируемого изделия и увязывать себестоимость с его качеством. Данный метод планирования себестоимости не нашел широкого применения, поскольку он требует большой и сложной аналитической подготовительной работы, сбора большого статистического материала, отыскания форм зависимости от измененных параметров и многое другое.

В общем, виде все основные показатели себестоимости можно представить в виде следующих группировок.

Классификация показателей себестоимости продукции:

По охвату затрат:

А) цеховая себестоимость;

Б) фабрично-заводская (производственная) себестоимость;

В) полная себестоимость.

2. По длительности периода:

А) среднемесячная себестоимость;

Б) среднеквартальная себестоимость;

В) среднегодовая себестоимость.

3. По методу расчета:

А) плановая себестоимость;

Б) нормативная себестоимость;

В) сметная себестоимость;

Г) фактическая себестоимость.

4. По объектам подсчета:

А) себестоимость сравнимой продукции;

Б) себестоимость несравнимой продукции;

В) себестоимость всей товарной продукции;

Г) себестоимость единицы изделия.

Себестоимость продукции не только важнейший экономический показатель деятельности предприятия, но она еще является и фактором конкурентной борьбы в условиях рыночной экономики, т.к. снижение затрат на производство продукции может повлечь за собой снижение цены изделия на ту же величину при остающейся неизменной величине прибыли, и как следствие этого, увеличение спроса на данную продукцию.

 

Выводы по теме

1. Затраты, издержки, себестоимость — важнейшие экономические ка­тегории. Их уровень в основном определяет величину прибыли и рентабель­ности, лежит в основе системы показателей эффективности производства.

2.Затраты на производство и реализацию продукции — текущие затраты некапитального характера, финансируемые из выручки от реализации про­дукции при посредстве оборота оборотных средств. Издержки на производ­ство зарубежных фирм состоят из бухгалтерских и экономических, в состав которых включается нормальная прибыль.

3. В состав затрат на производство продукции входят: материальные за­траты, оплата труда, отчисления на социальные нужды, амортизация и про­чие расходы.

4. Группировка затрат по элементам сметы отражает общность их эко­номического содержания, определяет общий объем потребляемых предпри­ятием различных видов ресурсов по их природному назначению.

5. Классификация затрат по статьям, калькуляции объединяет их по направлениям использования, по месту возникновения. Она позволяет опре­делить себестоимость продукции, распределить затраты по ассортиментным
группам, выявить резервы их снижения.

6. Различают плановую, нормативную, сметную. и фактическую кальку­ляции. При расчете себестоимости единицы продукции прямые затрат включают исходя из установленных норм, цен и тарифов, а косвенные распределяют в соответствии с избранной базой.

7. Предприятия разрабатывают два варианта себестоимости продукции: для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения.

Вопросы для самоконтроля

 

1. В чем отличие затрат на производство и реализацию продукции от
других видов затрат предприятия? В чем состоит сущность издержек произ­водства зарубежных фирм? Каковы особенности их определения?

2. Каков состав затрат, включаемых в себестоимость продукции? Какова их классификация?

3. В чем состоит назначение группировки затрат по экономическим эле­ментам?

4. В чем экономическое назначение классификации затрат по статьям
калькуляции?

5. Перечислите основные виды калькуляции. Каков порядок определения себестоимости единицы изделий? Какие нормы, нормативы и лимиты
затрат используются при расчетах себестоимости?

6. Каков порядок определения себестоимости продукции для целей бух­галтерского учета и для целей налогообложения?

7. Дайте определение постоянных, переменных, валовых и средних затрат зарубежной фирмы.

8.Каковы закономерности движения кривых средних и общих издержек?

9. Как определяется оптимум объема производства с точки зрения минимизации затрат фирмы?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.