Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Качество продукции




Качество продукции – это совокупность свойств этой продукции, обуславливающих ее пригодность для удовлетворения определенных потребностей в соответствии с ее назначением.

Как экономическая категория, качество продукции тесно связано с потребительской стоимостью. Если потребительская стоимость – это полезность товара вообще, то качество продукции – это степень проявления потребительной стоимости в конкретных условиях ее использования.

Качество характеризует одно или несколько свойств потребительной стоимости, связанных с удовлетворением общественных потребностей. Качество характеризует степень общественной полезности для удовлетворения конкретной потребности.

Свойство продукции – это способность удовлетворения определенной, конкретной потребности потребителя (мощность мотора, грузоподъемность, долговечность, дизайновое решение и т.п.). В конечном счете, качество продукции определяется потребителями, не взирая на все рекламные заверения производителей. Все свойства, заложенные в изделие можно подразделить на производственные и потребительские.

Производственные (потенциальные) свойства формируются на предприятии начиная со стадии конструкторской разработки и заканчивая производством готового изделия. Это производственное качество продукции.

Потребительские свойства – характеризуют ту совокупность свойств продукции, которые удовлетворяют конкретные потребности потребителя. В сфере потребления проявляются реальное потребительское качество продукции.

То, что создается в процессе производства, возможное, потенциальное качество. Вступив в процесс потребления возможное качество, переходит в реальное качество. Именно потребитель оценивает качество произведенной продукции.

Качество продукции как экономическая категория тесно связана и в значительной степени формирует такие экономические показатели работы предприятия как себестоимость цена, прибыль, рентабельность и др. Поэтому необходимо количественное измерение качества продукции.

Уровень качества – это относительная характеристика качества продукции, основанная на сравнении совокупности показателей ее качества с соответствующей совокупностью базовых показателей. Уровень качества закладывается в нормативно-технической документации и доводится в технологическом процессе производства. Свойства продукции, заложенные в технической документации определяют ее технический уровень. Технический уровень продукции – относительная характеристика качества продукции, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое совершенствование оцениваемой продукции, с соответствующими базовыми значениями. Определение технического уровня продукции позволяет проводить относительную оценку технического совершенства оцениваемой продукции по сравнению с лучшими отечественными или зарубежными аналогами.

Для измерения технического уровня и качества продукции применяют следующие группы показателей: 1) назначение; 2) надежности;

3) эргономические; 4) эстетические; 5) технологические; 6) транспортабельности; 7) унификация; 8) патенто-правовые; 9) экономические; 10) экологические;

11) безопасности.

Каждая группа показателей имеет определенный набор свойств, которые рассчитываются по определенным методикам.

Интегральный показатель качества продукции можно представить в следующем виде:

где Э – суммарный полезный эффект от эксплуатации или потребления

продукта;

ИС – суммарные затраты на создание продукта;

ИЭ – суммарные затраты на эксплуатацию продукта.

На предприятии осуществляются не только действие контроля и наблюдение за всеми технологическими операциями по изготовлению изделия, ни и мероприятия, обеспечивающие гарантированный срок эксплуатации изделия у потребителя. В совокупности эти мероприятия называются управлением качества продукции.

Управление качеством – действия осуществляемые предприятием при создании и эксплуатации в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.

Качество продукции – это показатель работы предприятия, который объективно показывает уровень применяемой техники, передовых технологий и эффективности управления.

 

3. Конкурентоспособность предприятия и продукции.

В условиях рыночных отношений для успешного развития многономенклатурного промышленного производства особую актуальность приобретает проблема создания конкурентоспособного предприятия и продукции. Высококачественная продукция способствует росту спроса и увеличению объемов реализации, что при прочих равных условиях обеспечивает эффективность производства. Анализ конкурентоспособности предприятия предусматривает оценку возможностей конкурирующих организаций в производстве и поставке на товарный рынок продукции, которая может повлиять на снижение интереса со стороны покупателя к предприятию и его продукции.

По отношению к предприятию факторы конкурентоспособности можно классифицировать на внешние и внутренние.

К внешним факторам следует отнести меры воздействия, которые позволяют сориентироваться товаропроизводителю на товарном рынке и определить дальнейшую стратегию развития предприятия. К ним относятся:

- экономические и административно хозяйственные факторы со стороны государства;

- основные характеристики действующих рынков, где реализуется продукция (емкость, сегментация, спрос, и т.д.);

- деятельность политических партий, общественных и негосударственных организаций.

Внутренние факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия, включают:

- научный, технический, финансово-экономический, кадровый потенциал;

- материально-техническое обеспечение;

- маркетинг;

- эффективность рекламы;

- движение товара;

- сервисное обслуживание.

Внутренние и внешние факторы – это средство и способ использования резервов конкурентоспособности.

Резервы конкурентоспособности – это специфические потенциальные возможности предприятия, которые можно условно классифицировать по следующим основным группам:

1. Резервы использования налоговых льгот.

2. Резервы использования организационного потенциала предприятия.

3. Резервы использование производственного и технологического потенциала предприятия.

4. Резервы использования кадрового потенциала.

5. Резервы использования финансово-экономического потенциала предприятия.

Анализ уровня конкурентоспособности предприятие обеспечит его реальную оценку только в том случае, если он связан с показателями хозяйственной устойчивости предприятия.

В начале 70-х гг. прошлого века японские ученые разработали метод обеспечения конкурентоспособности, известный, как «применение систем качества». Французскими исследователями конкурентоспособности разработан метод «конкурентного маркетинга». Имеются методики конкурентоспособности, разработанные российскими исследователями.

Товарная политика – это основная часть перспективного плана развития производства (бизнес-плана) включающая предварительный выбор номенклатуры продукции или услуг, некоторые из которых в дальнейшем будут включены в производственный портфель. При оценки конкурентоспособности товара решаются следующие задачи:

- определение номенклатуры готовой продукции исходя из возможностей действующих производственных мощностей и требований к товару на рынке;

- установление конкурентов, производителей аналогичной продукции, входящей в номенклатуру действующей промышленной организации;

- нахождение технико-экономических параметров для оценки конкурентоспособности товара и выбора методик для их оценки;

- расчет интегрального показателя конкурентоспособности товара;

- определение номенклатуры продукции с позиции потребителя и производителя, а также уровня конкурентоспособности для включения в план производства, снятие с производства и перехода на новую продукцию и разработки плана организационно-технических мероприятий по обеспечению уровня конкурентоспособности товара.

 

Контрольные задания курса:

ТК 1

(Тест по темам 4-6 в АСТ)

По 10 вопросов на студента, случайной выборкой. Для положительной оценки должно быть не менее 6 правильных ответов.

ТК 2

Тест по темам 7-8

По 10 вопросов на студента, случайной выборкой. Для положительной оценки должно быть не менее 6 правильных ответов.

 

Письменная работа. Эссе.

 

Объем эссе должен составлять 3-4 страницы формата А4

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 782; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.