КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сфера сервиса. Ее состав. Факторы развития сферы сервиса
Cфера сервиса - это сфера оказания услуг населению. К сфере услуг принято относить: торговлю (оптовую и розничную); услуги по обеспечению питания и проживания (гостиницы, предприятия общественного питания, и т.д.); транспорт; связь и информационное обслуживание; услуги по снабжению, заготовкам и хранению материально-технических ресурсов; услуги по обеспечению функционирования рынка (кредит, финансы и страхование, сделки с недвижимостью и другие); образование культура и искусство; наука и научное обслуживание; здравоохранение, включая физкультуру и спорт; услуги по обслуживанию домашнего хозяйства (поддержание и ремонт жилищного хозяйства, производственно-бытовые и коммунальные услуги); услуги личного характера (непроизводственные бытовые услуги, парикмахерские, фотоателье, ремонт обуви и т.п.); услуги государственного управления. Состав отраслей в настоящее время существенным образом расширяется, происходит ее структурная перестройка. В настоящее время в большинстве развитых стран мира подавляющая часть населения занята в сфере услуг, что получило название "Сервисной революции". К концу двадцатого века на смену индустриальному обществу приходит информационно-сервисное общество. Такое ускоренное развитие сервиса обусловлено рядом факторов: 1. Решающим фактором является рост производительности труда в результате НТП, что привело к повышению материального благосостояния людей, уменьшению доли расходов на питание в семейном бюджете. Следовательно, увеличилась доля расходов на услуги. 2. Увеличилось свободное время, т.к. сократился рабочий день и снизились затраты по ведению домашнего хозяйства. Это привело к расширению спроса на услуги по организации досуга: занятия спортом, участие в культурных, оздоровительных мероприятиях, путешествия, туризм, хобби и т.д. 3. Процесс старения общества влечет рост услуг для пенсионеров: социальное обеспечение, здравоохранение, специальные формы досуга. 4. Расширяется участие женщин в производстве, поэтому возрастает спрос на услуги, выполняемые в домашних условиях – приготовление пищи, стирка, уборка квартир, уход за детьми и животными и т.д. 5. Идет процесс автоматизации домашнего хозяйства. Поэтому растет потребность домашнего хозяйства в услугах по ремонту и техническому содержанию сложного бытового оборудования, обучению и консультации по их использованию. 6. Развитие компьютеров и Интернет приводит к постепенному стиранию граней между работой и домом для большой группы специалистов. Наиболее сильно это отразилось на услугах по обучению, консалтинговых, услугах связи и т.п. 7. С повышением качества жизни людей возрастают требования к охране окружающей среды. С этим связано увеличение объема традиционных услуг по озеленению и благоустройству городов, по водоснабжению и канализации, уборке мусора. Появляются новые виды услуг, связанные с утилизацией отходов и улучшением окружающей среды (например, дизайном дачных участков). 8. Из-за специфики услуги производительность труда в сервисных отраслях повышается медленнее, чем в индустриальных. Применение современной техники и технологии затруднено и, как правило, не приводит к высвобождению работников, но может способствовать повышению качества услуг или улучшению условий труда работников отрасли. 9. Рост сферы услуг так же связан с процессами общественного разделения труда, "отпочковывания" ранее существовавших в недрах материального производства услуг и превращение их в самостоятельные специализированные виды деятельности. Пример таких услуг: управление, информационно-образовательные, научные исследования, ремонт оборудования, реклама, планирование и контроль и т.п. С ростом масштабов и сложности производства, с усилением диверсификации конечной стадии производственного процесса и сегментацией рынка, а также возрастанием роли услуг в обеспечении конкурентного превосходства на товарном рынке увеличивается объем и разнообразие услуг, обслуживающих материальное производство.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3260; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |