Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пределы роста фирм

Классификация фирм по степени концентрации производства

Концентрация – это процесс, направленный на увеличение фирмой объема выпуска продукции (услуг). Концентрация производства может быть достигнута в основном либо за счет увеличения количества машин и оборудования (экстенсивный путь), либо за счет внедрения новой техники с большей производительностью (интенсивный путь). От степени концентрации производства в значительной степени зависят экономические показатели работы фирмы: себестоимость, прибыль, рентабельность, производительность труда, материалоемкость и др. Для измерения уровня концентрации используют показатели объема продукции, численности работников, а в отдельных отраслях – стоимости основных фондов.

В зависимости от уровня концентрации различают малые, средние и крупные фирмы. Чаще всего размер фирмы связывают с численностью работающих, хотя классификация по этому критерию не учитывает степени насыщенности их капиталом и различий в квалификации рабочей силы. Поэтому наряду со средней численностью работающих критериями отнесения к малому предпринимательству выступают объем оборота (прибыли, дохода), величина активов, размер уставного капитала.

Нормативы для отнесения фирм к той или иной категории в разных странах различны. Как правило, малой считается фирма с численностью работающих менее 100 человек, а крупной – с численностью работающих больше 500 человек. Так, в США фирмы делятся на пять групп: наименьшие – с численностью занятых от 1 до 24 человек, малые – от 25 до 99 человек, промежуточные – от 100 до 499 человек, крупные – от 500 до 999 человек и крупнейшие – свыше 1000 человек [84, с. 63]. К малым относятся фирмы первых двух групп, т. е. с численностью до 99 человек.

В Европейском союзе с 1 января 1995 г. к малым относятся предприятия, имеющие занятых работников до 50 человек; годовой оборот менее 4 млн евро; сумму баланса менее 2 млн евро. К средним в ЕС относят предприятия, численность занятых работников на которых составляет от 50 до 250 человек; годовой оборот менее 16 млн евро; сумма баланса менее 8 млн евро.

В Японии к малым относят предприятия в промышленности с числом занятых не более 20 человек, а в торговле и сфере услуг – не более 5 человек [84, с. 63]. Они представлены в основном фирмами вспомогательных производств, а также потребительской кооперации.

Согласно Федеральному закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ с 1 января 1996 г. к субъектам малого предпринимательства относятся коммерческие организации, в уставном капитале которых доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;

в научно-технической сфере – 60 человек;

в оптовой торговле – 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;

в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

Деятельность малых фирм способствует повышению гибкости экономики в целом, которая в России развивалась по линии концентрации и централизации, создания крупных и крупнейших предприятий. Вопросы о повышении роли малых предприятий, основанных на различных формах собственности, возникли практически одновременно с разработкой концепции реформ. Только малый бизнес может стать той основой, которая обеспечит рождение массового предпринимательства, адаптируя население к условиям рынка.

Малые фирмы характеризуются [62, с. 174]:

а) многочисленностью (так, в США большинство из ежегодно создающихся 700 тыс. компаний – мелкие фирмы);

б) гибкостью, способностью быстро реагировать на изменения рыночной конъюнктуры;

в) быстрым обновлением (количество ежегодно ликвидируемых малых фирм почти равно количеству рождающихся, однако при этом полностью разоряется всего 7% таких фирм).

Главное, что характеризует деятельность малых фирм, – относительная простота дела и удовлетворение самых разнообразных запросов потребителей. Создаваемые в соответствии с какой-либо потребностью многочисленные мелкие фирмы играют роль своего рода соединительной ткани экономики. Они возникают там, где другие предприятия неэффективны или вообще отсутствуют (кафе, ателье, обувная мастерская и т. п.). Малые фирмы эффективно действуют в качестве субпоставщиков крупных компаний.

К преимуществам малых фирм следует отнести:

нет необходимости в крупных инвестициях;

низкие издержки производства из-за отсутствия расходов на управление, рекламу и т. д. позволяют устанавливать невысокие цены на их продукцию;

высокая производственная гибкость, вплоть до полной смены рода деятельности;

высокий уровень личной мотивации собственника в достижении успеха;

персонифицированный характер отношений между хозяином и работником, что порождает восприимчивость к нововведениям.

Государство заинтересовано в развитии малого бизнеса еще и потому, что:

с развитием малого бизнеса появляется средний класс и класс мелких собственников, заинтересованный в стабилизации экономики и наведении элементарного порядка в стране;

развитие малого бизнеса – это одно из действенных направлений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды;

развитие малого бизнеса позволяет в значительной степени решить или смягчить проблему безработицы.

Поэтому не случайно во многих странах с развитой рыночной экономикой малому бизнесу уделяется большое внимание и оказывается поддержка со стороны государства. В Российской Федерации также начала создаваться система поддержки и развития малого предпринимательства.

Средние фирмы в развитых странах не так многочисленны, как мелкие, причем в настоящее время существует тенденция сокращения их числа [62, с. 175]. Средние фирмы:

а) не обладают такой гибкостью и многочисленностью, как малые, и не имеют такой мощности, как крупные;

б) придерживаются, как правило, приспособительной или «нишевой» стратегии, что обеспечивает им захват отдельных сегментов рынка, где они становятся мини-монополией;

в) являются более устойчивыми, чем малые, так как специализированный рынок менее подвержен колебаниям.

Основное поле деятельности таких фирм – удовлетворение особых, специфических запросов потребителей, выпуск товаров высокого и сверхвысокого качества. Обладание особыми технологическими приемами, обеспечивающими высокое качество или уникальные характеристики выпускаемых ими товаров, служит для таких фирм надежной защитой от вторжения конкурентов. В то же время покупатель, заинтересованный в получении незаменимого для него продукта с особыми качествами, соглашается на достаточно высокие цены, что обеспечивает значительную финансовую стабильность специализированных компаний. Однако специализированные фирмы ограничены в масштабах развития своего бизнеса. Попытки их выхода на массовый рынок, как правило, заканчиваются неудачно: теряется главное преимущество – адресность продукции.

Роль средних фирм в рыночной экономике неоднозначна:

во-первых, средняя фирма представляет собой значительную конкуренцию для крупного бизнеса;

во-вторых, средние фирмы сами имеют тенденцию к монополизации;

в-третьих, средние фирмы представляют собой постоянный источник дальнейшей концентрации капиталов (на долю средних фирм приходится самый большой процент поглощений) [62, с. 175].

Крупные фирмы характеризуются мощным производственным потенциалом, наличием огромного материального парка и высокотехнологического оборудования. Как показывает практика, они наиболее сильны в сфере стандартного бизнеса. В отраслях массового производства они имеют несомненные преимущества перед другими типами фирм. Это не только более высокая производительность и низкие издержки, но и доступные только крупным фирмам масштабные и дорогостоящие научные исследования, широкая сбытовая сеть и рекламные кампании.

Крупные фирмы имеют как существенные преимущества, так и недостатки перед средними и мелкими. К преимуществам можно отнести следующее:

возможность проведения крупномасштабных научно-исследовательских, поисковых и прикладных, проектных и конструкторских работ, создание новой техники и ее распространение;

возможность внедрения и лучшего использования более современного и высокопроизводительного оборудования;

лучшие условия для применения более совершенной организации производства;

уменьшение издержек производства за счет снижения постоянных издержек на единицу продукции с увеличением объема производства;

большие возможности для углубления разделения и кооперирования труда.

К недостаткам крупных фирм следует прежде всего отнести:

необходимость больших инвестиций на сооружение крупных предприятий и продолжительный срок их строительства;

усложнение процесса управления с возрастанием масштаба фирмы;

увеличение транспортных расходов на подвоз сырья, материалов и комплектующих изделий, а также на отправку готовой продукции потребителям вследствие возрастания радиуса транспортировки;

повышение нагрузки на природную среду со всеми вытекающими отсюда последствиями;

возможность монополизации своей сферы деятельности.

В условиях жесткой конкуренции победу будут одерживать не крупные предприятия над малыми, а те, кто более динамично реагирует на изменения внешней среды.

 

Размер фирмы зависит от ряда факторов, и прежде всего от характера ее деятельности, уровня конкуренции на рынке и масштаба рынка. Увеличение объема выпуска продукции приводит к увеличению затрат фирмы. При этом не все затраты фирмы увеличиваются пропорционально объему производства. Та часть затрат, которая зависит от количества произведенной продукции, называется переменными. К ним относятся затраты на сырье, материалы, энергию, заработную плату работникам, занятым в производстве, и т. д. Часть затрат, величина которых не меняется с изменением степени загрузки производственных мощностей (изменением объема производства), называется постоянными. Это амортизационные отчисления, арендная плата, страховые взносы, проценты на заемный капитал, оплата труда работников аппарата управления, охраны и т. д. Сумма переменных и постоянных затрат составляет валовые издержки фирмы:

 

 

Концентрация производства должна контролироваться с целью достижения минимальных затрат на выпуск оптимального объема продукции. Поэтому так важно знать величину издержек в расчете на единицу продукции. Для описания соотношения процента изменения затрат и процента изменения объема производства введено понятие коэффициента реагирования затратрз):

 

Постоянные затраты по отношению ко всему объему производства и по отношению к единице продукции ведут себя по-разному, что хорошо просматривается на нижеприведенных графиках:

 

Рис. 1. Постоянные затраты по отношению ко всему объему

 

Рис. 2. Постоянные затраты по отношению к единице продукции

 

Из графиков следует, что затраты постоянны только в своей совокупной сумме, но изменяются в расчете на единицу продукции в зависимости от объемов производства. Переменные затраты изменяются в своей совокупной сумме и в зависимости от объема производства, и в расчете на единицу продукции.

Динамика роста издержек производства в связи с ростом его объемов различна в зависимости от величины рассматриваемого периода. В связи с этим различают краткосрочный и долговременный периоды. Краткосрочным считается период, длительность которого допускает любые изменения в объемах производства, технологически осуществимые без изменения масштаба производства. Рост объемов производства осуществляется за счет повышения степени использования производственных мощностей. В долгосрочном периоде рост объемов производства может осуществляться за счет ввода новых производственных мощностей.

Минимально эффективный размер фирмы определяет максимально возможное количество фирм, которое необходимо для удовлетворения спроса на ту или иную продукцию на данном рынке. И тогда эффективность функционирования фирмы на данном рынке можно повысить за счет концентрации управления несколькими фирмами, что подталкивает их к реализации стратегии горизонтальной интеграции.

2.6. Классификация фирм по критерию «род деятельности»

 

Традиционно фирмы различаются по роду деятельности, которую можно классифицировать по трем секторам экономики, в каждый из которых входит несколько отраслей:

отрасли первичного сектора, занимающиеся добычей сырья (аграрное производство, рыболовство, сырьевая, энергетическая и лесная промышленность);

отрасли вторичного сектора, объединяющие все виды промышленной деятельности (машиностроение, металлообработка, автомобилестроение и т. д.);

отрасли третичного сектора, охватывающие сферу услуг.

В состав отраслей третичного сектора входят предприятия и организации, которые оказывают услуги, необходимые для нормальной жизнедеятельности отраслей первых двух секторов. Это банки, страховые компании, розничная торговля, образовательные учреждения, туристические агентства и др.

В научных публикациях последних лет все чаще высказывается мнение, что в связи с ростом значения управления большими и сложными системами в четвертый сектор должна выделиться такая сфера человеческой деятельности, как информационные технологии.

Первичный сектор занимает все меньшее место в странах с развитой рыночной экономикой ввиду постепенного сокращения доли сельского хозяйства.

Доля сферы услуг, напротив, постоянно растет. В ней занято около 70% активного населения в США и более 60% – во Франции [84, с. 13].

Технические изобретения, инновации в технологии, а также преобразование «грязных» или ручных производств способствуют довольно быстрому изменению относительных долей всех секторов. Бывает трудно провести различия между услугами и промышленностью, так как большинство услуг непосредственно зависит от производственной деятельности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Государственные и муниципальные унитарные предприятия | Управление и менеджмент
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1224; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.