КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 12. Большие социальные группы и их психологические особенностиВопросы: 1. Социально-психологическая характеристика социальных групп. 2.Большие социальные группы и особенности их функционирования. Общности и группы. Психологические признаки общности. Группы и организации. Параметры группы: композиция группы по типу деятельности Проблема больших групп в социальной психологии. Виды больших социальных групп: социальные слои и классы, профессионально- производственные группы, группы-организации, национально-этнические группы, территориальные (региональные) группы, религиозные, социально- демографические, стихийные группы (толпа, масса, публика) и массовые социальные движения (стремящиеся к организации - глобальные, локальные и анархистские, преступные группы) и др. Социально – психологические проблемы больших социальных групп: соотношение больших и малых групп (посредническая роль малых групп в доведении до личности опыта больших групп, формирование социально – значимых черт личности на макросоциальном уровне, специфические регуляторы поведения в больших группах – нравы, обычаи, традиции, образ жизни – особые формы общения, особый тип контактов, особые интересы, потребности, ценности, наличие специфического языка); структура психологии больших социальных групп (механизм влияния – через общение и личный опыт, статический элемент – психический склад, динамический элемент – эмоциональная сфера, т.е. потребности, интересы, настроения); соотношение психологии больших социальных групп и психологии индивида (типичное и индивидуальное в личности). Методы исследований больших социальных групп: методы этнографии Особенности социально – психологических процессов в нашей стране: сплочение определенных групп к единым действиям; сдвиги в мотивационно- волевой сфере; неустойчивое равновесие; когнитивный диссонанс в массовом сознании между социальным стереотипом и реальным образом жизни; рост социальных ожиданий; глубокое социальное расслоение и переживания с ним связанные; размывание границ групповой принадлежности; увеличение числа пассивных людей. Возрастание роли социально – психологического фактора в общественных преобразованиях. Стихийные группы (толпа, масса, публика). Особенности толпы: быстрый сбор, возбуждение и переход к действиям, возможность элементов организации, лидер и толпа; возможность агрессивных действий; преобладание эмоциональных реакций. Особенности массы: стабильность образования, организованность, разнородность, неустойчивость. Особенности публики: сбор для совместного времяпрепровождения, возможность неуправляемости. Специфика аудитории: управляемость. Побудители действий в стихийных группах (слухи, сплетни), действие личности без ощущения личного контроля над ситуацией. Способы воздействия в стихийных группах: заражение (психоз, экстаз) – передача эмоционального состояния, механизм многократного эмоционального взаимовоздействия; внушение (сообщение, убеждение, внушение), его персонофицированность, вербальность, доказательность, эмоционально – волевое воздействие; подражание как воспроизведение поведения других Социальные движения: глобальные, локальные. Общие черты социальных движений: базирование на общественном мнении; наличие цели – изменение ситуации; формирование программы; определение средств достижения целей; реализация в массовом поведении (митинги, демонстрации, съезды). Основные социально – психологические проблемы социальных движений: причины присоединения индивида к социальным движениям (теория относительной депривации – сравнение своего положения с положением других; теория мобилизации ресурсов – потребность включения в группу); соотношение позиций большинства и меньшинства (необходимость учета мнения меньшинства); проблема лидера социального движения (имидж лидера, прочность позиции и авторитет лидера, умение удержать движение в рамках стратегии и тактики); проблема изменений в социально –психологическом укладе стихийных групп и массовых движений (проблема ощущения бессилия, безысходности, размытость групповой принадлежности, молчаливый протест). Положение больших социальных групп: ориентирующихся на идейно-нравственные ценности; патриотически - настроенных; нормативно – комфортных; коньюнктурно – приспособительных; Основные категории: группа, параметры группы, большие социальные группы, регуляторы социального поведения в больших группах, психология больших социальных групп, толпа, масса, публика, заражение, внушение, подражание, социальные движения, фрустрация больших социальных групп, социально – психологические механизмы действия социальных движений. Контрольные вопросы: 1.Основные параметры группы? 2.Значение параметров группы для социально – психологических исследований? 3.Виды больших социальных групп? 4.Социально – психологические проблемы больших социальных групп? 5.Специфические регуляторы социального поведения в больших социальных группах? 7. Как соотносятся большие и малые социальные группы? 8. Соотношение психологии больших социальных групп и психологии индивида? 9. Методы исследования больших социальных групп? 10. Особенности протекания социально – психологических особенностей в нашей стране в настоящее время? 11. особенности поведения в толпе? 12. Способы воздействия в стихийных группах? 13. Причины присоединения к социальным движениям? 14. Общие черты социальных движений? 15. Основные социально – психологические проблемы социальных движений? Литература: Примерный перечень вопросов к зачету и экзамену по социальной психологии (для ФСР). 1.Место и роль социальной психологии в системе научного знания. 2.Предмет и задачи социальной психологии. 3.Особенности и тенденции развития отечественной социальной психологии на современном этапе. 4.Позиции и типы трансакций во взаимодействии (по Э. Берну). 5.Общая характеристика основных методов социальной психологии и их значение для деятельности социальных педагогов (социальных работников). 6.История становления и развития социально-психологических идей. 7.Методы взаимовоздействия в общении. 8.Механизмы перцептивного процесса в общении. 9.Типы стихийных групп и их общая характеристика. 10.Основные направления современной зарубежной социальной психологии 11.Способы воздействия, реализуемые в стихийных группах. 12.Значение теории общения для деятельности социального педагога 13.Эффекты межличностного восприятия в общении и пути их преодоления. 14.Понятие малой группы в социальной психологии. 15.Социально-психологические модели развития малой группы. 16.Закономерности формирования и смены социальных установок. 17.Общая характеристика динамических процессов в малой группе. 18.Модель развития малой группы А.В.Петровского. 19.Групповая сплоченность в малой группе (ее уровни). 20.Феномен «группового давления» в малой группе и типы индивидуального поведения в ней. 21.Основные направления исследований личности в социальной психологии. 22.Значение изучения социально-психологических качеств личности для деятельности социального педагога (социального работника). 23.Специфические регуляторы социального поведения больших социальных групп. 24.Место и природа межличностных отношений. 25.Сущность процесса социализации личности. 26.Взаимосвязь межличностных, групповых и общественных отношений. 27.Социальные установки личности. 28.Сущность, структура и функции общения. 29.Сущность диспозиционной концепции регуляции социального поведения 30.Изменения в социально-психологическом укладе жизни стихийных групп и массовых движений в современных условиях в России. 31.Общение как коммуникативный процесс. Вербальная и невербальная информация. 32.Взаимосвязь личности и группы. 33.Основные социально- психологические барьеры на пути прохождения информации. 34.Основные сферы социализации личности. 35.Общение как социальное взаимодействие и его способы. 36.Общение как восприятие и взаимопонимание людьми друг друга. 37.Возрастание роли социальной психологии в деятельности социального педагога (социального работника). 38.Механизмы взаимодействия в общении.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1208; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |