Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 12. Большие социальные группы и их психологические особенности




Вопросы: 1. Социально-психологическая характеристика социальных групп.

2.Большие социальные группы и особенности их функционирования.

Общности и группы. Психологические признаки общности. Группы и организации. Параметры группы: композиция группы по типу деятельности
(бригада, школьный класс, фирма, и т.д.); структура группы (структура власти, структура коммуникации, структура межличностных отношений); групповые процессы (групповые интересы, групповые потребности, групповые мнения); групповые нормы и ценности (эталоны поведения, обычаи, нравы, традиции); положение индивида в группе (статус индивида, смена ролей, система «групповых ожиданий» - ожидаемое поведение индивида; система групповых санкций (поощрительные, запретительные, позитивные, негативные).
Значение параметров группы для социально-психологических исследований.

Проблема больших групп в социальной психологии. Виды больших социальных групп: социальные слои и классы, профессионально- производственные группы, группы-организации, национально-этнические группы, территориальные (региональные) группы, религиозные, социально- демографические, стихийные группы (толпа, масса, публика) и массовые социальные движения (стремящиеся к организации - глобальные, локальные и анархистские, преступные группы) и др.

Социально – психологические проблемы больших социальных групп: соотношение больших и малых групп (посредническая роль малых групп в доведении до личности опыта больших групп, формирование социально – значимых черт личности на макросоциальном уровне, специфические регуляторы поведения в больших группах – нравы, обычаи, традиции, образ жизни – особые формы общения, особый тип контактов, особые интересы, потребности, ценности, наличие специфического языка); структура психологии больших социальных групп (механизм влияния – через общение и личный опыт, статический элемент – психический склад, динамический элемент – эмоциональная сфера, т.е. потребности, интересы, настроения); соотношение психологии больших социальных групп и психологии индивида (типичное и индивидуальное в личности).

Методы исследований больших социальных групп: методы этнографии
(нравы, традиции, обычаи, сравнительные исследования различных культур и различных социальных групп); методы языкознания (анализ знаковых систем); метод исследования «социальных представлений» С.Московичи.

Особенности социально – психологических процессов в нашей стране: сплочение определенных групп к единым действиям; сдвиги в мотивационно- волевой сфере; неустойчивое равновесие; когнитивный диссонанс в массовом сознании между социальным стереотипом и реальным образом жизни; рост социальных ожиданий; глубокое социальное расслоение и переживания с ним связанные; размывание границ групповой принадлежности; увеличение числа пассивных людей. Возрастание роли социально – психологического фактора в общественных преобразованиях.

Стихийные группы (толпа, масса, публика). Особенности толпы: быстрый сбор, возбуждение и переход к действиям, возможность элементов организации, лидер и толпа; возможность агрессивных действий; преобладание эмоциональных реакций. Особенности массы: стабильность образования, организованность, разнородность, неустойчивость. Особенности публики: сбор для совместного времяпрепровождения, возможность неуправляемости. Специфика аудитории: управляемость. Побудители действий в стихийных группах (слухи, сплетни), действие личности без ощущения личного контроля над ситуацией.

Способы воздействия в стихийных группах: заражение (психоз, экстаз) – передача эмоционального состояния, механизм многократного эмоционального взаимовоздействия; внушение (сообщение, убеждение, внушение), его персонофицированность, вербальность, доказательность, эмоционально – волевое воздействие; подражание как воспроизведение поведения других
(концепция Тарда – подражание как фундаментальный принцип, как унификатор поведения, как источник прогресса). Виды подражания: логическое, вне логическое, внутреннее, внешнее, мода, обычай, этническое и классовое.

Социальные движения: глобальные, локальные. Общие черты социальных движений: базирование на общественном мнении; наличие цели – изменение ситуации; формирование программы; определение средств достижения целей; реализация в массовом поведении (митинги, демонстрации, съезды). Основные социально – психологические проблемы социальных движений: причины присоединения индивида к социальным движениям (теория относительной депривации – сравнение своего положения с положением других; теория мобилизации ресурсов – потребность включения в группу); соотношение позиций большинства и меньшинства (необходимость учета мнения меньшинства); проблема лидера социального движения (имидж лидера, прочность позиции и авторитет лидера, умение удержать движение в рамках стратегии и тактики); проблема изменений в социально –психологическом укладе стихийных групп и массовых движений (проблема ощущения бессилия, безысходности, размытость групповой принадлежности, молчаливый протест). Положение больших социальных групп: ориентирующихся на идейно-нравственные ценности; патриотически - настроенных; нормативно – комфортных; коньюнктурно – приспособительных;
«новых русских»; переставших быть субъектами общественной жизни. Проблема фрустрации больших социальных групп. Социально – психологические механизмы действия социальных движений: механизм «эскалации ситуации» (упрямое следование ошибочному решению – наращивание ущерба); механизм «групп – мышления» - групповой конформизм лиц, принимающих ответственное решение.
Значение социально – психологической теории больших социальных групп для общественных преобразований, для деятельности социальных работников.

Основные категории: группа, параметры группы, большие социальные группы, регуляторы социального поведения в больших группах, психология больших социальных групп, толпа, масса, публика, заражение, внушение, подражание, социальные движения, фрустрация больших социальных групп, социально – психологические механизмы действия социальных движений.

Контрольные вопросы:

1.Основные параметры группы?

2.Значение параметров группы для социально – психологических исследований?

3.Виды больших социальных групп?

4.Социально – психологические проблемы больших социальных групп?

5.Специфические регуляторы социального поведения в больших социальных группах?

7. Как соотносятся большие и малые социальные группы?

8. Соотношение психологии больших социальных групп и психологии индивида?

9. Методы исследования больших социальных групп?

10. Особенности протекания социально – психологических особенностей в нашей стране в настоящее время?

11. особенности поведения в толпе?

12. Способы воздействия в стихийных группах?

13. Причины присоединения к социальным движениям?

14. Общие черты социальных движений?

15. Основные социально – психологические проблемы социальных движений?

Литература:
- Обязательная:
1. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб., 1999.
2. Психология масс: Хрестоматия. Самара, 1998.
- Дополнительная:
1. Багрецов С.А., Оганян К.М., Львов В.М. Диагностика социально- психологических групп с внешним статусом. СПб, 1999.
2. Крысько В.Г., Саракуев Э.А. Введение в этнопсихологию. М., 1996.
3. Майерс Д. Социальная психология. СПб, 1997.
4. Московичи С. Век толп. М., 1996.
5. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1966.
6. Проблемы социальной психологии и пропаганды. М., 1971.
7. Психологические условия социального взаимодействия. Таллинн, 1983.

Примерный перечень вопросов к зачету и экзамену по социальной психологии (для ФСР).

1.Место и роль социальной психологии в системе научного знания.

2.Предмет и задачи социальной психологии.

3.Особенности и тенденции развития отечественной социальной психологии на современном этапе.

4.Позиции и типы трансакций во взаимодействии (по Э. Берну).

5.Общая характеристика основных методов социальной психологии и их значение для деятельности социальных педагогов (социальных работников).

6.История становления и развития социально-психологических идей.

7.Методы взаимовоздействия в общении.

8.Механизмы перцептивного процесса в общении.

9.Типы стихийных групп и их общая характеристика.

10.Основные направления современной зарубежной социальной психологии
(их сущностная характеристика).

11.Способы воздействия, реализуемые в стихийных группах.

12.Значение теории общения для деятельности социального педагога
(социального работника).

13.Эффекты межличностного восприятия в общении и пути их преодоления.

14.Понятие малой группы в социальной психологии.

15.Социально-психологические модели развития малой группы.

16.Закономерности формирования и смены социальных установок.

17.Общая характеристика динамических процессов в малой группе.

18.Модель развития малой группы А.В.Петровского.

19.Групповая сплоченность в малой группе (ее уровни).

20.Феномен «группового давления» в малой группе и типы индивидуального поведения в ней.

21.Основные направления исследований личности в социальной психологии.

22.Значение изучения социально-психологических качеств личности для деятельности социального педагога (социального работника).

23.Специфические регуляторы социального поведения больших социальных групп.

24.Место и природа межличностных отношений.

25.Сущность процесса социализации личности.

26.Взаимосвязь межличностных, групповых и общественных отношений.

27.Социальные установки личности.

28.Сущность, структура и функции общения.

29.Сущность диспозиционной концепции регуляции социального поведения
В.А.Ядова.

30.Изменения в социально-психологическом укладе жизни стихийных групп и массовых движений в современных условиях в России.

31.Общение как коммуникативный процесс. Вербальная и невербальная информация.

32.Взаимосвязь личности и группы.

33.Основные социально- психологические барьеры на пути прохождения информации.

34.Основные сферы социализации личности.

35.Общение как социальное взаимодействие и его способы.

36.Общение как восприятие и взаимопонимание людьми друг друга.

37.Возрастание роли социальной психологии в деятельности социального педагога (социального работника).

38.Механизмы взаимодействия в общении.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1172; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.