КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Игра как средство и метод физического воспитания
Физическое воспитание направлено на формирование всесторонне развитой личности, гармонически сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Оно занимает особое место в системе обучения, поскольку направлено на укрепление здоровья, способствует физическому развитию и физической подготовленности. В настоящее время возрастает роль физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, проводимой во внеучебное время. Многие педагоги сумели правильно оценить окружающую действительность. В современных условиях негативное влияние на ребёнка оказывает гиподинамия, способствующая возникновению заболеваний опорно-двигательного аппарата, одним из средств повышения двигательной активности являются игры. При обучении и воспитании подрастающего поколения одним из наиболее важных методов занятий является игровой. Игры в начале своего развития были родственны трудовым движениям. В дальнейшем, по мере совершенствования орудий производства, с развитием языка и мышления, игры изменяются, становятся более богаче по содержанию. Появляются новые образцы игры, исходя из потребностей общества. Игры изучали многие философы, психологи, педагоги, возникали различные теории, объясняющие происхождение и самую сущность игры. Первым попытку систематического изучения игры предпринял в конце 19 века немецкий учёный К. Грос, который считал её инстинктом или проявлением наследственности. Немецкий психолог К. Бюлер определял игру как деятельность, совершаемую ради получения "функционального удовольствия". Фрейдисты видят в игре выражение глубинных инстинктов или влечений. Именно игра дала второе дыхание принципу мобилизации, открытому великим русским ученым И.П. Павловым. Связывая игру с ориентировочной деятельностью, Д.Б. Эльконин определял её как деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведением. Большое значение игре как средству воспитания придавали представляли русской педагогической науки П.Ф. Лесгафт, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко. Они видели в игре активную и коллективную деятельность человека, в процессе которой формируется его личность. К.Д. Ушинский, говоря об игре, отмечал, что в ней формируются все стороны души человеческой: его ум, сердце, воля. Психологи и педагоги используют игры для восстановления равновесия сил, для улучшения здоровья. Игра – серьезная перспектива педагогики, так как игра может быть и должна быть использована для преодоления различного рода трудностей, возникающих у ребенка, подростка в общении с окружающими, в учении и повседневном поведении. Игра – это путь к познанию мира. В процессе игры дети узнают различные свойства предметов, разные стороны жизни, получают значительную информацию. Игры способствуют развитию кругозора, внимательности, наблюдательности. Ребенок постоянно стремится к деятельности и удовлетворяет эту потребность в игре. Игра заслуживает большого уважения за огромные педагогические возможности, заложенные в ней. В игре воспитываются нормы общественного поведения, ибо она требует дисциплинированности, самостоятельности, целеустремленности, коллективизма, умения подчинять личные интересы общим. Игра стимулирует в человеке органы, ранее бездействовавшие, и тем самым восстанавливает равновесие его сил. Терапевтическая функция игры включает в себя релаксационную: снятие или уменьшение эмоционального, физического, интеллектуального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему. Игра – неотъемлемая форма физической культуры. Под игрой понимается деятельность, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий. Игру рассматривали как социальный феномен Е.А. Аркин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев. Игра – особый вид общественной практики. Она воспроизводит нормы человеческой жизни и деятельности, которые обеспечивают интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие. Игра – продолжение жизни, где вымысел – грань правды. Игра – первая ступень бесконечной лестницы действительной жизни. Игры имеют исключительно большое значение для выработки активной жизненной позиции, самообладания, умения преодолевать трудности. При этом тренируются умения и навыки, необходимые в учебной, трудовой и повседневной жизни. Кроме того, в играх предоставляется возможность непосредственно общаться со своими ровесниками, а также людьми старшего и младшего возраста. Игры помогают развивать у детей умение согласовывать свои действия с действиями товарищей, подчинять личные интересы интересам коллектива, воспитывают сдержанность, самообладание, чувство ответственности за успех звена, команды. Обязательность выполнения правил игры дисциплинирует ребят, воспитывает волю. В играх имеется широкая возможность общения воспитателя с детьми. Воспитатель рассказывает содержание игры, ее правила. Дети узнают значения новых слов. Активизации речевого общения способствуют также игры с текстом и пением. В играх следует стремиться к развитию положительных эмоций: чувства радости, удовольствия, бодрости, желания выручить товарища, проявить выдумку, изобретательность. Таким образом, если обобщить все вышеизложенные соображения, то понятие «Подвижные игры» можно определить следующим образом: Подвижные игры – это сознательная, активная деятельность детей, направленная на достижение поставленной цели по средством решения двигательных заданий. Классификация подвижных игр
Широкое применение подвижных игр в педагогической практике, нередко требует их классификации, создания группировок, то есть целенаправленного подбора их по определённым признакам для решения различных педагогических задач, которые ставятся в процессе работы. Это помогает ориентироваться в возникающих ситуациях, служит основой для наблюдений, обобщающих выводы и прогнозы. В разных источниках подвижные игры имеют свою классификацию исходя из решаемых задач и используемых методов тем или иным автором. К примеру, И.М. Коротков (1979) применил условную группировку игр по признаку взаимодействия занимающихся (с контактом и без контакта). К первой группе относятся игры, где участники вступают в активное единоборство «Караси и щука», «Бой петухов», «Борьба за мяч» и др. Ко второй группе можно отнести игры без соприкосновения с командой противника «Перестрелка», «Лапта», «Охотники и утки». Третья группа – эстафеты, в которых действия каждого участника имеют одинаковую направленность при выполнении определённых заданий. Другим автором М.Н. Мельниковым (1987) была предложена следующая классификация. Он выделяет две основные группы подвижных игр. В первую группу вошли игры соревновательного характера на проявление ловкости, силы, быстроты бега, меткости, умений прыгать, владеть мячом, скакать через верёвочку и т.д. Во вторую группу были включены игры несущие художественный образ. Рассматривая вторую группу как ролевые игры М.Н. Мельников классифицирует их по принципу систематизации, учитывающему их эстетическую сущность. Определяющими признаками представляются структура игры и способ воплощения художественного образа. На основании этих признаков игры, имеющие художественное значение, были разделены на четыре типологические группы: формальные ролевые игры с игровым припевом (сюда относятся и игры, имеющие одновременно игровой припев и игровой приговор: «Каравай»); формальные игры с игровым поэтическим приговором («Коршун», «Селезень», «Горелки»); формальные ролевые игры без устойчивого поэтически организованного текста («Чародей», «Волк и козлята», «Крынки»); игры-импровизации. В сборнике М.М. Корторовича и Л.И. Михайловой (1961), предлагается разделить подвижные игры по степени вызывающего мышечного напряжения: на игры большой, средней и малой подвижности. У А.В. Кенемана, Д.В. Хухлаевой (1985), Т.И. Осокиной (1978) и др. авторов сборников по подвижным играм существует своё видение классификации подвижных игр. Они предложили группировать подвижные игры по признаку преобладающего в игре движения. Таким образом, подвижные игры были поделены на игры с правилами и игры с элементами спортивных игр. В игры с правилами вошли сюжетные подвижные игры («У медведя во бору», «Гуси», «Зайцы и волк» и др.), бессюжетные подвижные игры для большой группы детей («Ловишки», «Перебежки») и для небольших групп («Кегли», «Серсо», «Кольцеброс»). Что касается игр с элементами спортивных игр, то эту группу составляют игры с включением элементов спортивных игр: бег с ведением баскетбольного, футбольного мяча, ведение шайбы (мяча) клюшкой, передачи мячей и др. Е.А. Тимофеева (1979) располагает подвижные игры также как и у предыдущих авторов, по признаку преобладающего в игре движения, однако в первую группу (игры с правилами) она добавляет игры-забавы и аттракционы. Эти игры выполняются как в произвольной форме (катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам), так и в игровой (прятки, бег в мешках, с завязанными глазами ударить по мячу ногой и др.), где участниками являются двое, трое ребят, остальные зрители. В современных источниках И.М. Коротков, Л.В. Былеева, Р.В. Климкова и др. авторов (2002) предлагается распределить игры по видам и по физическим качествам: игры ролевые, творческие или вольные и организованные подвижные игры с установленными правилами. Последние включают в себя: а) простые, некомандные подвижные игры или личные, б) более сложные, переходные к командным подвижным играм «Перебежки с пленом», в) командные подвижные игры «Мяч капитану», «Русская лапта». Исходя из вышеперечисленных авторами систематизаций подвижных игр, мы предлагаем наиболее полную в плане раскрываемости особенностей подвижных игр классификацию: 1. Подвижные игры с правилами. - сюжетно-ролевые игры строятся на основе опыта детей, двигательного навыка. В них используются знания об окружающем мире, о повадках животных, явлениях природы, транспорте («Гуси-лебеди», «Жмурки» и др.); - другие игры не имеют зафиксированного сюжета. Они основаны либо на выполнении играющими конкретных двигательных заданий («Догоните меня», «В воротики» и др.), либо на действиях с предметами («Классы», «Бабки»). 2. Эстафеты (игры представляющие собой соревновательный момент). 3. Игры-забавы проводятся в основном на вечерах, досугах и праздниках – весёлое зрелище, развлечение для детей и взрослых доставляющее много радости, но и в тоже время они требуют от участников проявления двигательных умений ловкости, сноровки. 4. Игры с пением и хороводные чаще всего строятся на основе народных песен и плясок, они оказывают большое эмоциональное воздействие, способствуют плавности, ритмичности, выразительности движений детей «Ручеёк». 5. Игры спортивного характера (элементы спортивных игр) связаны с овладением, закреплением и совершенствованием детьми среднего и старшего дошкольного, а также школьного возраста техники некоторых спортивных игр. Они обогащают двигательный опыт детей способами действий, необходимыми для участия в спортивных играх (городки, волейбол, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей). Для каждой из этих классификаций подвижных игр характерна некоторая общность. Все игры определяются интересной фабулой, максимальной или незначительной двигательной активностью, использованием стандартного или нестандартного инвентаря и имеющимися определёнными правилами. Нельзя утверждать, что та или иная классификация совершенна, но она необходима педагогам в их дальнейшей работе и самостоятельной группировки подвижных игр в соответствии с теми целями, которые ставятся на занятиях.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 742; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |