Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Игры и физические упражнения на переменах




(«Час здоровья»)

Среди всех форм занятий физической культурой школьников особое место занимают организация и проведение подвижных игр и других физических упражнений на удлинённых переменах. Сущность их сводится к следующему: после второго, третьего урока начинают проявляться признаки утомления, вследствие чего понижается работоспособность. Поэтому в школе рекомендовано удлинить в это время перемены до 43 минут и провести занятия физическими упражнениями – «Час здоровья».

В перемене участвуют все ученики и учителя школы. Для этого составляются недельный график проведения игр на переменах, согласно которому каждый день у каждого класса новый вид и место занятия. Это вносит разнообразие и повышает интерес к занятиям.

Общее руководство организацией и проведением перемен осуществляется директором школы и его заместителями. Непосредственное проведение занятий возлагается на классных руководителей и ученический актив. В ненастную погоду занятия проводятся в залах, коридорах, классных комнатах, что должно быть обусловлено графиком.

Для проведения игр часто занимаются вместе параллельные и близкие классы, отдельно девочки и мальчики.

Методика проведения физических упражнений на переменах:

1) не дублировать методику урока,

2) каждое занятие должно строиться с соблюдением закономерностей функционирования организма.

Используется материал учебной программы каждого класса. Преимущество отдаётся упражнением и играм, которые вызывают наибольший интерес у учеников.

Учащиеся занимаются в повседневной форме, сняв галстуки, пиджаки, и т.д. Занятия следует прекратить за 5-6 мин. до начала урока.

 

4. Спортивные часы в группах продлённого дня

В группах продлённого дня дети приучаются чередовать умственный и физический труд, рационально строить режим, укреплять здоровье, улучшать физическое развитие. Поэтому организацию спортивного часа следует рассматривать во взаимодействии с другими формами. Его место в режиме дня должно быть рационально размещено по отношению к играм, прогулкам и другими формам. Очень важно в организации спортивного часа добиться тесного взаимодействия учителя физической культуры и воспитателей групп продлённого дня. С воспитателями разрабатываются и разучиваются конкретные упражнения и игры, даётся представление о наиболее доступных методах обучения. Воспитателей знакомят с приёмами предупреждения травм. В ряде школ в одну группу входят учащиеся из различных классов. На занятиях спортивного часа следует ориентироваться на такое объединение классов: 1-3, 4-6, 7-9. Если группу составляет разный по возрасту контингент учащихся, то и нагрузка для них должна быть разной. На занятия учащиеся являются в спортивной форме. Занятия проводятся на открытом воздухе, в ненастную погоду в помещениях (зале, рекреациях).

Особенностью методики является то, что они проводятся в свободной, непринуждённой обстановке и носят игровой характер. Продолжительность занятия 60 минут. Длительность разминки 10-12 мин. 25-30 мин. – основной части, 15-20 мин. – отводится на самостоятельную работу и 5-8 мин. – на заключение в виде игр низкой интенсивности.

Разминка может проводиться в виде эстафет, подвижных игр, включающих: ходьбу, бег, преодоление препятствий, танцевальные и другие упражнения.

Содержание основной части составляют усвоенные на уроках упражнения в беге, прыжках, метании, подвижные игры, эстафеты; зимой – лыжи, санки и т.д. Во время самостоятельной работы учащиеся выполняют домашние задания по освоению и совершенствованию разучиваемых на уроках упражнений.

Младшие школьники очень любят простейшие соревнования в форме заданий. Интересны и полезны для младших школьников спортивные развлечения и аттракционы (катание на санках, велосипедах, кегли и др.).

Задачи и формы внеклассной работы по физическому воспитанию школьников

Внеклассная работа по физическому воспитанию школьников проводится во внеурочное время и отличается от учебной тем, что она, во-первых, осуществляется на добровольных началах, а её содержание и формы организации определяются с учётом интересов большинства учащихся и условий школы; во-вторых, она строится на основе широкой общественной активности школьников, объединённых в коллектив физической культуры, при контроле и со стороны администрации, учителей, родителей, шефов; в-третьих, педагогическое руководство внеклассной работой приобретает в большей мере инструктивно-педагогический характер, стимулирующий проявление творческой инициативы учащихся.

Кроме того, для внеклассных занятий характерна спортивная направленность. Если занятия в режиме учебного дня объединяют учеников преимущественно одного класса, то внеклассные занятия охватывают детей различных классов.

Основное назначение внеклассной работы по физическому воспитанию - организация свободного времени учащихся, заполнение его целесообразной двигательной деятельностью с целью всестороннего физического совершенствования, обеспечения активного отдыха.

Задачи внеклассной работы:

1) содействовать укреплению здоровья школьников, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию;

2) углублять и расширять знания, умения и навыки, получаемые на уроках физкультуры;

3) содействовать вовлечению в систематические занятия физическими упражнениями возможно большего количества школьников, прививать им интерес к систематическим занятиям физкультурой и спортом;

4) подготовка общественного физкультурного актива школы, воспитание и развитие организаторских навыков у школьников;

5) организовывать активный отдых учащихся.

Выделяют два вида внеклассных и внешкольных занятий:

1) систематические (занятия в кружках физкультуры для младших школьников, занятия в группах общей физической подготовки, занятия по видам спорта в секциях, занятия лечебной физкультурой);

2) эпизодические (ежемесячные дни здоровья и спорта, турпоходы, экскурсии, прогулки, спортивные праздники и развлечения и др.).

Эффективность внеклассной работы обеспечивается при соблюдении следующих условий:

- тесная связь с учебной работой (преемственность содержания, организационно-методические приёмы и т.д.);

- доступность занятий и разнообразие форм, обеспечивающих включение в физкультурно-спортивную деятельность широкого контингента учащихся;

- преемственность принципов и методов всей системы внеклассной образовательно-воспитательной работы при широком участии ученического актива;

- привлечение родителей и шефов к материально-техническому обеспечению условий для занятий, к руководству секциями, командами;

- чёткое руководство со стороны администрации и учителей деятельностью школьного коллектива физической культуры.

 

Организация и планирование внеклассной работы по физическому воспитанию

Внеклассная работа по физическому воспитанию организуется коллективом физической культуры школы (КФК). Задачи КФК, организация и содержание его работы, права и обязанности членов коллектива определены «Положением о коллективе физической культуры общеобразовательной школы». Одна из задач КФК состоит в том, чтобы осуществлять внеурочные мероприятия по укреплению здоровья и совершенствованию всестороннего физического развития учащихся, воспитанию стойкой привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями, соблюдению правил личной и общественной гигиены.

Содержание работы коллектива физической культуры включает организацию школьных секций, групп, команд, кружков физической культуры и проведение в них работы; организацию и проведение внутриклассных и общешкольных массовых мероприятий (соревнований, праздников, игр на переменах и пр.); подготовку спортсменов-разрядников, общественных физкультурных организаторов, юных инструкторов и судей по спорту; обеспечение участия команд школы во внешкольных физкультурных мероприятиях; пропаганду физической культуры среди учащихся; участие в оборудовании учебно-спортивной базы школы, хранении и ремонте инвентаря; оказание шефской помощи домоуправлениям и ЖЭКам в физкультурной работе с детьми и подростками микрорайона.

Общую ответственность за деятельность КФК несёт директор школы. Руководство работой КФК возлагается на учителя физической культуры, методическую помощь оказывает организатор внеклассной работы при содействии всего педагогического коллектива и врача школы. Успех работы зависит от чёткого и конкретного планирования.

Всю внеклассную работу регламентирует ряд следующих документов:

1) общешкольный годовой план внеурочной работы по физическому воспитанию школьников;

2) раздел «Физическое воспитание» в планах воспитательной работы классов;

3) календарь спортивно-массовых мероприятий;

4) расписание работы секций.

Общешкольный годовой план внеурочной работы по физическому воспитанию включает все направления деятельности коллектива школы в этой области воспитательной работы. Форма его такова:

 

№ п/п Содержание работы Сроки выполнения Ответственный за выполнение Отметка о выполнении
         

 

В разработке плана принимают участие председатель совета КФК, организатор внеклассной воспитательной работы, классные руководители и учителя начальных классов, врач и другие члены педагогического коллектива.

План состоит из нескольких разделов. В разных планах их количество неодинаково. Примерные разделы плана:

1. Организационная работа: планируются мероприятия по выбору физоргов классов, проведению отчетно-выборного собрания КФК, организация смотров-конкурсов на лучший спортивный класс, учеба физкультурного актива и др.

2. Учебная работа: организация открытых занятий (для учителей и родителей), проведение семинаров для классных руководителей по проблемам физического воспитания детей, оформление методического уголка и др.

3. Оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня: раздел содержит уточнение порядка, мест и времени проведения гимнастики до занятий, физкультминуток, игр на переменах, семинаров воспитателей групп продленного дня, учителей-предметников по организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня, планируется проведение дня здоровья.

4. Спортивно-массовая работа: создание секций, организация соревнований, походов, проведение спортивных праздников.

5. Организационно-пропагандистская работа: проведение спортивных вечеров, встречи со спортсменами и ветеранами спорта, оформление спортивных стендов, уголков, проведение творческих работ на спортивную тематику и др.

6. Медицинский контроль: проведение медицинских осмотров, постоянное врачебное наблюдение учащихся специальной медицинской группы, медицинское обеспечение соревнований и других массовых спортивных мероприятий.

7. Хозяйственная работа: приобретение и ремонт спортивного инвентаря и оборудования, подготовка и уход за спортивными площадками, изготовление наглядных пособий.

План утверждается директором школы.

Раздел «Физическое воспитание» в планах воспитательной работы классов должен содержать перечень внутриклассных соревнований, турпоходы, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, подготовку к соревнованиям, беседы о двигательном режиме, гигиене школьников и другие мероприятия.

Планирование работы секций осуществляется тренерами.

Документом учета внеклассной работы является общешкольный журнал учета мероприятий по физическому воспитанию.

 

  № п/п   Наименование проведенного мероприятия Кол-во участников   Кто проводил   Замечания по проведению  
         

На все проведенные соревнования и другие физкультурно-оздоровительные мероприятия оформляются папки, где содержатся положения, сценарии, заявки, протоколы, отчёты о проведении мероприятия. К документам учёта относятся приказы на присвоение разрядов.

Организация и содержание работы спортивных секций, групп здоровья и общей физической подготовки

 

Спортивные секции создаются для учащихся, желающих заниматься определённым видом спорта. Основные задачи: приобщить школьников к систематическим занятиям спортом; содействовать их спортивному совершенствованию в избранном виде спорта; готовить их к участию во внешкольных соревнованиях; содействовать приобретению знаний и навыков инструкторской работы и судейства соревнований.

При создании секций предпочтение следует отдавать тем видам спорта, занятия которыми отличаются простотой организации, не требуют сложного и дорогостоящего оборудования, обеспечивают массовый охват школьников, имеют наиболее прикладное значение и способствуют разносторонней подготовке детей; непосредственно связаны с содержанием учебной программы и соревнований, в которых им предстоит участвовать.

Основная роль в организации работы секций принадлежит учителю физкультуры. При создании спортивной секции учитывается материальная база и наличие специалистов (сам учитель физкультуры, общественные инструкторы-старшеклассники, педагоги других предметов, родители, занимавшиеся ранее этим видом спорта).

В каждой спортивной секции учащиеся распределяются по возрастным группам. Учащиеся 8-11 лет занимаются 2 раза в неделю по 45 минут, остальные возрастные группы – 2-3 раза в неделю по 60-90 минут.

Запись в секции проводится через физоргов классов. Допуск к занятиям даёт врач после медицинского осмотра. Перед соревнованиями или после перенесённой болезни – дополнительный медицинский осмотр.

Наряду со спортивными секциями в школе создаются секции или группы по общей физической подготовке (ОФП).

В их задачу входит повышение общей физической подготовленности учащихся с целью успешного овладения материалом учебной программы. К занятиям в таких группах привлекаются учащиеся, которые несколько отстают в своём физическом развитии или нуждаются в дополнительных занятиях как недостаточно подготовленные к выполнению требований программы. Численность групп – 15-25 человек (с учётом пола, возраста, уровня физической подготовленности детей). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45-60 минут. В основе их содержания – упражнения школьной программы. Организация таких занятий проводится по типу урока физкультуры. Общее руководство осуществляет учитель физкультуры. Занятия проводят: учитель физкультуры, классный руководитель, родители, старшеклассники, обладающие соответствующими знаниями.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3152; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.