КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды износа
Лекция 7 Этапы определения стоимости на основе затратного подхода
Независимо от того, какой метод затратного подхода применяется при оценке, стоимость объектов определяется в следующей последовательности: 1)сбор информации об объекте оценки (сведения о затратах на приобретение, транспортировку, сборку и др.) и об аналогичных оцениваемому или идентичных объектах (сведения об их ценах, основных характеристиках и параметрах); 2) анализ объекта оценки (анализ калькуляции). Выделение, при необходимости, из целого объекта его составных частей (например, отдельные станки и оборудование из технологического комплекса или цеха, составные части персонального компьютера и т. д.); 3) изучение зависимости между ценами на объекты-аналоги и их параметрами; 4) подбор для каждого оцениваемого объекта наиболее подходящего метода оценки и проведение необходимых расчетов для определения стоимости; 5) определение для каждого объекта оценки потерь стоимости в результате всех видов износа (физического износа, функционального и экономического устаревания); 6) определение рыночной или иной стоимости с учетом износа.
С момента начала эксплуатации машины, оборудование, транспортные средства подвергаются износу, который нарастает с увеличением срока эксплуатации объектов и приводит к потере ими части своей полезности и, как следствие, определенной части стоимости. Иными словами, износ - потеря стоимости (обесценение) собственности в процессе эксплуатации под действием различных факторов устаревания и природно-временного воздействия. Причины износа могут относиться либо к самому объекту, либо к ближайшему окружению этого объекта (появлению более совершенных и конкурентоспособных аналогов, появлению новых технологий или изменениям в технологической цепочке, в которую включен объект), либо в областях, не имеющих непосредственного отношения к объекту, то есть внешних по отношению к нему. В качестве основных факторов обесценения (устаревания) обычно рассматриваются физический износ, функциональное и экономическое устаревание. Физический износ - ухудшение первоначальных технико-экономических свойств, обусловленное естественным изнашиванием конкретного объекта в процессе эксплуатации и под воздействием различных природных факторов. Другими словами, это износ материалов, из которых создан объект, потеря его первоначальных качеств, постепенное разрушение конструкций и т.д. Функциональное устаревание - обесценение объекта в результате несоответствия его параметров и (или) характеристик оптимальному технико-экономическому уровню. Причиной функционального устаревания может быть как недостаток в оптимальной полезности, так и ее неиспользуемый избыток. В качестве примера функционального устаревания можно рассматривать излишек производственных мощностей, конструктивную избыточность или недостаточность, большие затраты на вспомогательное производство и т.д. Экономическое устаревание - обесценение собственности, обусловленное влиянием внешних факторов, а именно: изменение в оптимальном использовании, законодательные нововведения, изменение соотношения спроса и предложения, ухудшение качества сырья, квалификации рабочей силы и т.д. Экономическое устаревание почти всегда считается неустранимым, поскольку величина потенциальных затрат на ликвидацию внешних элементов, вызвавших это устаревание, всегда, за редким исключением, превышает добавленную к собственности стоимость. Поскольку любой объект может подвергаться одновременно разным видам износа, то при оценке учитывается совокупный износ. Совокупный износ объекта оценки определяется как сумма потерь стоимости под действием всех факторов устаревания (износа). Однако при этом следует учитывать значимость износа. При расчете стоимости совокупный износ не может превышать 100 %. Однако бывают ситуации, когда совокупный износ оцениваемого объекта, полученный суммированием потерь стоимости под воздействием всех факторов устаревания, превышает 100 %. При этом оборудование продолжает работать, и может быть продано по какой-то оптимальной цене, если оно устраивает покупателя. В этом случае совокупный износ можно рассчитать через коэффициент, учитывающий потерю стоимости от всех видов обесценения по формуле:
И = 1 – (1 - Кф) х (1 - Кфункц) х (1 - Кэ)
где Кф – коэффициент физ. износа; Кфунк – коэффициент функц. устар.; Кэ – коэффициент экономич. устар.; Например, оборудование физически изношено на 60 %, экономическое устаревание в результате недоиспользования составляет 50 %, что в сумме составляет 110%. В этом случае коэффициент, учитывающий обесценение от совокупного износа, будем рассчитывать по вышеприведенной формуле: И = 1 - (1 - 0,6) х (1 - 0,5) =1-0,2 = 0,8. Классификация видов износа представлена на рис.
При расчете стоимости методами затратного подхода вся процедура оценки сводится к определению стоимости объекта оценки как нового и последующему вычитанию потерь стоимости от совокупного износа. При оценке методами сравнения рыночных продаж используются данные о ценах продаж объектов, аналогичных оцениваемому, где функциональный и экономический износы в неявном виде учитываются через разницу в ценах объектов-аналогов. Физический износ должен учитываться напрямую, т.к. он специфичен для каждого конкретного объекта. Однако при оценке важны не реальные данные об износе, а только его влияние на стоимость. Необходимо очень четко различать виды износа, чтобы не учесть один и тот же износ дважды. Следует учитывать также, что один и тот же по виду износ может относиться ко всему объекту целиком или в разной степени к его отдельным элементам. Так, например, у металлорежущих станков быстрее всего физически изнашиваются движущиеся части, а неподвижные детали, такие как станина, изнашиваются на порядок медленнее. С другой стороны, с точки зрения морального износа, который является разновидностью функционального устаревания, некоторые узлы и детали устаревают медленнее, чем, например, двигатель. Поэтому часто правомерно говорить не об износе всего объекта целиком, а об износе отдельных его элементов. При определении износа элементов машин, оборудования и транспортных средств требуется не только представлять, какую часть стоимости от всего объекта составляет данный элемент, но и принимать во внимание срок его полезной жизни, по которому выделяют долгоживущие и короткоживущие элементы. Короткоживущими элементами называются такие узлы или детали, срок жизни которых меньше срока жизни всего объекта в целом, и которые, следовательно, требуют периодической замены в течение времени нормальной эксплуатации объекта (подшипники, сальники, фильтры, шестерни, покрышки автомобилей, тросы, краны, тяги, вкладыши, кольца, поршни и т.п.). Долгоживущими, соответственно, называются такие элементы, срок жизни которых больше срока жизни объекта целиком. Иногда некоторые из них могут продолжать эксплуатироваться по своему прямому назначению и после выхода объекта из строя в качестве запасных частей на других аналогичных объектах. Например, известно, что машины и трактора допускают по отечественным нормам до пяти капитальных ремонтов, и это практически втрое увеличивает срок их эксплуатации, но, вследствие этого, затраты на ремонт и техническое обслуживание одного автомобиля в шесть раз превышают его первоначальную стоимость. Известны данные, что на изготовление новых автомобилей приходится 1,4 %, на техническое обслуживание 45,4 %, на текущие ремонты 46 % и на капитальные ремонты 7,2 % общих трудовых затрат. И, несмотря на такие цифры, сдерживать прирост износа во время эксплуатации машин, оборудования и транспортных средств за счет ремонтов экономически выгоднее, чем непрерывно заменять машины на новые.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1149; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |