Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Регионов




Прогнозирование экономического и социального развития

12.1 Региональное хозяйство и региональная экономика.

 

Региональное хозяйство представляет собой весь хозяйственный, экономический, производственный и социальный комплекс, который формируется незивисимо от состава отраслей и ведомственной подчиненности предприятий, организаций и учреждений, расположенных на территории республики, края, области, автономного округа.

Все предпрития и организации промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, связи, сферы культурно-бытового обслуживания можно разделить на три большие группы подчинения:

44. федерального;

45. субъекта Федерации;

46. муниципального или местного.

Отношения между местными органами, которые являются основой системы регионального управления, с одной строны, и предприятиями и организациями – с другой (в соответствии с уровнем подчиненности), варьируются от полного подчинения (предпрития и организации муниципальной собственности) местным органам до осуществления последними отдельных функций управления.

Вне зависимости от форм управления и подчиненности все предприятия (организации), расположенные в данном регионе, подконтрольны местным органам управления в вопросах использования земли, недр, лесов и вод, охраны природы, соблюдения санитарных, противопожарных, правовых, социальных, жилищно-бытовых норм и правил. Территориальные органы управления ведут контроль за жилищным и социально-культурным строительством, строительством местных дорог, производством продольствия и товаров народного потребления, осуществляемого всеми предприятиями, находящимися на данной территории.

Объектами регулирования на региональном уровне являются: процесс приватизации государственной собственности; налогообложение предприятий и населения; формирование местных бюджетов; социальная защита населения и др.

В последние годы в Российской Федерации проводится работа по формированию государственной региональной политики. Под региональной политикой в РФ понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации.

Основными целями региональной политики в РФ являются:

47. обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в РФ, создание единого экономического пространства;

48. обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты населения независимо от экономических возможностей регионов;

49. выравнивание условий социально-экономического развития регионов;

50. предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов;

51. приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;

52. максимальное использование природно-климатических особенностей регионов;

становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.

 

12.2 Методология прогнозирования экономического и социального развития регионов.

 

В последние годы на уровне регионов (республик, краев, областей) проводилась и проводится работа по составлению краткосрочных и среднесрочных прогнозов экономического и социально развития.

Методологическими предпосылками такого прогнозирования являются следующие положения:

53. регион представляет собой целостную подсистему общей системы общественного производства, выполняющую определенную народнохозяйственную функцию посредством производства некоторого числа продуктов или услуг, являющихся предметом его специализации;

54. ухудшение показателей экономической деятельности региона способно вызвать негативные изменения в функционировании всей системы общественного производства или социально-экономической системы общества;

55. необходимый уровень результатов функционирования региональной экономической системы к заданному моменту времени не может быть обеспечен при сложившихся инерционных тенденциях регионального развития;

56. преобразование режима функционирования региональной экономической системы в рамках существующей системы территориального управления и при данных ресурсах в заданный срок невозможно.

Исходя из этих положений определяются основные этапы и схема разработки прогноза регионального экономического развития, его содержание. Процесс разработки прогноза включает в себя три блока: аналитический, концептуальный и прогнозный.

В рамках аналитического блока необходимо исследовать внутреннюю связанность данной территории, определить существенные структурные связи, экономическое ядро региональной системы и производства, определяющие эффективность функционирования системы в целом. Это дает возможность определить те звенья регионального хозяйства, которые выполняют основную функцию региона в системе общественного разделения труда. Кроме того, необходимо рассмотреть тенденции развития региона в составе всей экономики страны. Это покажет степень зависимости всего общественного производства в данный момент и в перспективе от функционирования региональной экономики.

Основным содержанием исследований в рамках концептуального блока является выработка концепции развития региональной экономической системы с учетом стоящих перед регионом экономических и социальных целей.

При разработке концепции регионального развития можно выделить два основных этапа:

57. формирование целей и их конкретизация в виде определенных задач, направленных на решение соответствующих проблем;

58. определение приоритетов целей и задач экономического и социального развития и разработка на этой основе стратегии регионального развития.

Специфика целей, конкретных проблем и факторов развития в каждом данном регионе не позволяет унифицировать решение этой проблемы.

Вместе с тем можно назвать ряд целей и задач, присущих всем регионам. Это:

59. стабилизация производства и обеспечение экономического роста;

60. формирование развитых рыночных отношений;

61. решение комплекса социальных вопросов;

62. защита окружающей среды и т.д.

Основной задачей в рамках прогнозного блока является определение количественных параметров и показателей развития региональной экономической системы в перспективе. При этом используются три типа прогнозов: общеэкономические прогнозы развития региональной экономической системы в целом; прогнозы развития отдельных отраслей и производств регионального хозяйства; прогнозы развития отдельных административно-территориальных единиц региона (городов, районов и т.д.).

Основным методом разработки указанных прогнозов является составление сценариея перспективного развития. В этих сценариях описываются вероятные ситуации будущего развития региональной экономической системы и ее структур, ее взаимосвязь с другими системами, определяются оптимальные показатели развития региональной экономики при различных сочетаниях факторов и условий регионального развития.

Вся совокупность сценариев регионального развития делится на три группы:

63. сценарии общеэкономического развития;

64. сценарии развития отдельных отраслей и производств;

65. сценарии развития отдельных административно-территориальных единиц региона.

Можно выделить три группы сценариев общеэкономичекого развития региона:

66. сценарии, определяемые условиями развития экономики страны, оказывающими воздействие на параметры роста производства в региональной системе;

67. сценарии, определяемые внутрирегиональными факторами развития производства, среди которых наиболее важны структурные изменения, обеспеченность финансовыми, природными ресурсами, показатели эффективности производства и др.;

68. сценарии общеэкономического развития региона, сочетающие условия, складывающиеся при сохранении отраслевого подхода к прогнозированию развития экономики отдельных регионов.

При построении сценариев развития отдельных отраслей и производств необходимо руководствоваться тем, что сочетание факторов и условий развития для разных групп отраслей различно. Всю совокупность отраслей материального производства необходимо разделить на однородные группы с точки зрения сочетания факторов и условий перспективного развития:

69. отрасли народнохозяйственной специализации;

70. отрасли регионального значения.

Для обеих групп отраслей необходимо разработать два варианта сценария или прогноза развития: поисковый и нормативный.

В соответствии с первым прогнозом развития обеих групп отраслей будет определяться сложившимися тенденциями базового периода. В соответствии же со вторым нормативным вариантом прогноза развитие первой группы отраслей будет определяться общеэкономическими потребностями и ресурсами, а развитие второй группы отраслей будет определяться региональными потребностями в соответствующей продукции, а также финансовыми и ресурсными возможностями региона.

 

12.3 Модели регионального развития.

 

При прогнозировании экономичекого и социального развития региона используется целый ряд моделей, из которых рассмотрим три типа:

71. модели экономической базы (МЭБ);

72. модели “затраты – выпуск” (МЗВ);

73. эконометрические модели (ЭМ).

Модели экономической базы основаны на предпосылке о том, что региональная экономика подразделяется на два производственных сектора в соответствии с рынками сбыта товаров: а) вне данного региона (базовый сектор); б) внутри данного региона (обслуживающий сектор).

Для некоторго условного региона МЭБ может быть в общем виде записана следующим образом:

У = (Е – М) + Х, (1),

где У – суммарный доход в регионе;

Е – собственные расходы (включая инвестиции и расходы местного управления в регионе);

М – поставки в регион;

Х – поставки из региона.

Выразив значение Е и М через У, получим: Е = е × У (2);

М = м × У (3);

Х = `Х (4).

Черта сверху указывает экзогенный характер переменных в данной модели. Подставляя значения (2), (3), (4) в формулу (1), получим:

У = е × У – м × У + `Х.

Решая это уравнение относительно У, получим:

У = `Х / (1 – е + м).

Отсюда получаем формулу базового мультипликатора:

К = У /Х = 1 / (1 – е + м).

Она показывает соотношение суммарного дохода в регионе и поставок из региона. МЭБ позволяет оценить лишь общее влияние внешнего воздействия на рынок. Чтобы понять процесс распространения этого воздействия от отрасли к отрасли и степень его влияния на различные отрасли и межотраслевые различия в величине мультипликатора, необходимо более детальное описание региональной экономической системы.

В этом случае могут быть использованы модели “затраты-выпуск”, МЗВ. При использовании этих моделей рассматривается конечное число отраслей- производителей в регионе. Каждая из них может считаться при этом зависимой от любой другой. Выпуск отрасли 1-ой может быть использован в качестве затрат в отрасли 2-ой. Продукция 2-ой отрасли может быть в свою очередь, использована в качестве производственных затрат 3-ей отрасли и т.д. Это позволяет отслеживать эффекты мультипликатора, возникающие из-за внешнего воздействия на экономику, более детально, чем МЭБ.

Открытая статическая экономическая система, состоящая из n отраслей, может быть представлена следующим образом:

Хi = å Хij + Уi i,j = 1,2,…n, (1), где Хi – валовый выпуск i-ой отрасли;

Хij – количество продукции i-ой отрасли, затраченное на производство в j-ой отрасли;

Уi – количество продукции i-ой отрасли, использованное конечным потребителем.

Если принять ряд упрощающих допущений:

74. каждая группа продуктов выпускается единственной отраслью-производителем;

75. отсутствуют внешние источники сокращения или увеличения затрат;

76. существует единственный производственный процесс для каждого продукта, что исключает взаимозаменямость продукции. Тогда из (3) следует, что Хij = аij × хj, где

аij- технологический коэффициент, определяющий количество i-го продукта, расходуемое на производство единицы j-го продукта;

Хj- выпуск j-ой отрасли.

Тогда формула (I) может быть преобразована так:

n

Хi = å аij Хj + Уi

J = 1

Или в матричном виде Х = АХ + У (3)

 

-I

Решая (3) относительно Х, получаем Х = (I – А) × У (4)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.