КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Прогнозирование уровня инвестиционной деятельности и капитального строительства
13.1 Инвестиционная политика государства в современных условиях.
Инвестиционная политика – это совокупность хозяйственных решений, определяющих источники, размеры, структуру, основные направления инвестиций, меры по их концентрации на важнейших участках экономического развития и эффективному использованию. Объектом инвестиционной политики является весь комплекс отраслей народного хозяйства, обеспечивающий воспроизводственный процесс и научно-техническое развитие. Государственная инвестиционная политика – это форма поведения властных структур, подчиненная достижению начно-обоснованных целей и рассчитанная на определенный период времени. Формализация целей происходит через стратегические установки, а их реализация осуществляется путем использования тактических приемов. Инвестиционной политики присущи, следовательно, свои стратегия и тактика, являющиеся ее составными и взаимосвязанными элементами. Под инвестиционной стратегией следует понимать важнейшие цели и задачи, которые достигаются и решаются путем расходования в определенных направлениях инвестиционных средств. Стратегические цели инвестиционной политики определяются исходя из анализа макроэкономической ситуации в стране. В обосновании выбора лучшего из всех возможных вариантов стратегических целей и состоит главная трудность в управлении инвестициями, в формировании соответствующей политики. Тактические цели инвестиционной политики реализуются через конкретное распределение государством инветиционных ресурсов между различными субъектами экономики. В условиях рыночных отношений государственная инвестиционная политика охватывает инвестирование из средств бюджета. При этом государство должно решать, каковы допустимые пределы, в которых оправдано его прямое вмешательство в инвестиционный процесс, и каким именно образом оно должно осуществляться, чтобы не ослаблялась, а, напротив, усиливалась стимулирующая функция рыночных механизмов. Как показывает анализ, в 90-е годы проводимая инвестиционная политика не обеспечивала нормальное функционирование воспроизводственного процесса и научно-техническое развитие страны. Подтвеждением этого могут служить следующие данные, характеризующие состояние инвестиционного процесса в 90-е годы: · резкое снижение объема инвестиций, за 1992-1997 годы инвестиции в основной капитал РФ снизились до 24 % от уровня 1990 года; · падение объема инвестиций до уровня, который в 3 раза ниже уровня, необходимого для воспроизводства основных фондов, технологий и заделов, а также для функционирования инвестиционого комплекса в целом; · ухудшение технологической структуры инвестиций в основной капитал, снижение их активной части более чем в 2 раза; · несвоевременный ввод в действие производственных мощностей и основных фондов, превышение нормативных сроков строительства более чем в 2 раза; · рост объемов незавершенного строительства, приостановление строительства 16.8 тыс. объектов; · снижение эффективности инвестиций. Приведенные фактические данные показывают, что инвестиционная сфера в РФ находится в кризисном состоянии, а проводимая инвестиционная политика не обеспечивает эффективного использования имеющихся ресурсов. Основной причиной инвестиционного кризиса является снижение реального накопления, что объясняется особо острым характером инфляции в инвестиционной сфере, особенно в период с 1992 по 1995 год. Другими факторами, сдерживающими инвестиционную деятельность, являются дефицит инвестиционных ресурсов, неконкурентоспособность самого инвестиционого комплекса, значительное сокращение спроса на отечественную продукцию вследствие снижения доходов основной части населения и конкуренции внешних производителей. Преодоление инвестиционного спада предполагает формирование активной инвестиционной политики, в большей мере соответствующей особенностям современного состояния экономики. Выделим ряд принципов, которые могли бы лежать в основе такой инвестиционной политики. 79. Усиление координации Федеральной инвестициооной политики и региональных инвестиционных программ с целью обеспечения оптимального уровня децентрализации инвестиционного процесса, повышения роли региональных и внутренних источников накопления для финансирования инвестиционных проектов. 80. Государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций при переносе центра тяжести с безвозвратного бюджетного финансирования на кредитование на возвратной и платной основе. 81. Создание мотивационного механизма привлечения крупных ресурсов для формирования финансовой базы инвестирования на возвратной основе. 82. Размещение централизованных инвестиций и государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурсной основе с предварительной экспертизой каждой инвестиционной программы. 83. Определение государственных приоритетов инвестиционной политики. 84. Последовательная децентрализация инвестиционного процесса путем повышения роли частного сектора в инвестировании экономики. 85. Значительное расширение практики совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов, в том числе с привлечением капиталов частного бизнеса и иностранных инвесторов. 86. Использование части централизованных (кредитных) инвестиционных средств на реализацию особо эффективных и быстро окупаемых инвестиционных проектов. 87. Совершенствование законодательной и нормативной базы с целью привлечения иностранных инвестиций. Кроме того, активизация инвестиционной политики и повышение эффективности инвестиций предполагает решение и ряда других вопросов: 88. Необходимо осуществить значительное сокращение продолжительности инвестиционного цикла (в 3-4 раза), особенно строительства. За последние десятилетия продолжительность инвестиционного цикла составила для объектов производственного назначения 18-20 лет, а в ряде случаев до 25 лет. 89. Необходимо осуществить прогрессивные изменения структур капитальных вложений: отраслевой, воспроизводственной, технологической. 90. Следует ориентировать инвестиционную политику на сокращение доли ручного труда в промышленности и строительстве. 91. Необходимо значительно повысить качество вводимых в эксплуатацию объектов путем повышения технического уровня проектно-изыскательских работ и качества строительства. 92. Больше внимания необходимо уделять экологическим мероприятиям в области рекультивации земель, охране водных ресурсов, воздушного бассейна и т.д.
13.2 Потенциал строительного комплекса страны и возможные пути его сохранения и развития.
В широком понимании строительный комплекс охватывает все предприятия и отрасли народного хозяйства, которые выступают в виде заказчиков, поставщиков оборудования, механизмов и строительных материалов, финансово-кредитную и банковскую систему, научно-исследовательские и проектные организации и непосредственно само население. В узком понимании строительный комплекс включает только отрасли строительной индустрии и промышленности строительных материалов, проектные и научно-исследовательские организации, без фондосоздающих отраслей (машиностроения, металлургии и др.). По своей сути строительный комплекс является межотраслевым, так как он обслуживает все отрасли народного хозяйства и использует их продукцию в своей деятельности. Под потенциалом строительного комплекса понимается совокупность показателей определяющих его возможность качественно и в заданные сроки удовлетворять запросы потребителей в необходимой им строительной продукции. Среди этих показателей выделим следующие: 93. кадровые, к которым относят количество и качество рабочей силы и специалистов, занятых на строительно-монтажных работах в подсобном производстве; 94. показатели материально-технической оснащенности строительно-монтажных организаций; 95. показатели финансового, экономического и научно-технического саморазвития; 96. организационно-управленческие показатели, характеризующие возможность адаптации строительных организаций к рыночным условиям; 97. показатели уровня развития проектной сферы в области строительства; 98. показатели системы информации в сфере рынка труда, рынка подрядных работ, инвестиций и др. Анализ некоторых из указанных показателей свидетельствует, что за последние годы потенциал строительного комплекса понес значительные потери. Так, произошел отток рабочих кадров из высококвалифицированных отраслей капитального, нефтегазапроводного, энергетического, строительства предприятий черной и цветной металлургии, машиностроения: например, численность электросварщиков высшей квалификации снизилась в 10-15 раз. В значительной степени уменьшилось количество высоквалифицированных монтажников, рабочих других профессий, работавших на строительстве мостов, путепроводов, тоннелей, тепловых и атомных электростанций. В связи с сокращением объема строительных работ многие строительные организации перестали выполнять свои основные функции и преобразовались в снабженческо-сбытовые и коммерческие организации. В 90-е годы в строительных организациях значительно сократился парк строительных машин, снизился удельный вес высокопроизводительной техники. При этом доля рабочих, занятых тяжелым ручным трудом составила 65-70 %. Износ фондов в ряде отраслей строительно комплекса (цементная промышленность, промышленность строительных материалов, крупнопанельное домостроение) превысил 50 %. Численность работников в проектных организациях РФ сократилась с 1990 года более чем 2.5 раза. Таким образом, мобилизационная способность строительного комплекса к развертыванию своей деятельности в объемах, достаточных для развития экономики, невысока и во многом будет определяться не только отсутствием инвестиций. Поэтому требуется принятие комплекса мер, способных предотвратить распад строительного комплекса и повысить его мобилизационную готовность до необходимого уровня. В числе таких мер могут быть следующие: 99. Выработка целостной концепции развития всего инвестиционного комплекса с учетом современного кризисного состояния экономики РФ, исходя из ближайших (2000-2002 гг.) и перспективных (до 2010 года) национальных интересов. Известно, что существует тесная связь между объемами строительного и промышленного производства: спад промышленного производства ведет к сворачиванию строительства и наоборот. Кроме того, требуется значительно усилить координацию деятельности основных звеньев инвестиционного комплекса: изыскательских работ, проектирования, добычи и переработки минерального сырья, обеспечение оборудованием и транспортом, строительства объектов. 100. Обоснование наиболее результативных направлений использования ограниченных ресурсов централизованных капитальных вложений. 101. Интенсификация рыночных механизмов, их инфраструктурных составляющих (банков, бирж, инвестиционных фондов, страховых компаний), а также институциональных финансовых структур, создаваемых на основе привлеченных средств населения (ипотечных банков, негосударственных пенсионных фондов, спецжилсчетов и др.). 102. Пересмотр ранее принятых, но не работающих законов и указов в сфере инвестиций и стимулирования инвестиционной деятельности. 103. Использование новых возможностей хозяйственной и финансовой самостоятельности субъектов РФ, а также преимуществ свободных экономических зон в направлении активизации инвестиционной деятельности. 104. Ускорение темпов НТП в строительном производстве, увеличение объема перспективных исследований и разработок, обновление и техническое перевооружение парка строительных машин, широкое использование лизинговых операций, в том числе и с зарубежными странами.
13.3 Прогнозирование инвестиционной деятельности в РФ.
В соответствии с оптимистическим вариантом прогноза института научного прогнозирования РАН при условии стимулирования производства и повышения его экономической эффективности возможно увеличение объема подрядных строительных работ и доведение их к 2005 году до уровня 1990 года. Значительно улучшатся при этом и другие показатели инвестиционной деятельности. По реалистическому варианту прогноза ИНП РАН при условии сохранения в перспективе нынешней экономической политики государства произойдет сужение сфер строительной деятельности. Весьма вероятна в этом случае возможность продолжения строительства (но в постепенно затухающем темпе) только в отдельных секторах экономики, в частности, в жилищном строительстве, ТЭКе и практически полное его приостановление в других отраслях народного хозяйства.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |