Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инвестиции в человеческий капитал

В нашей стране в течение многих десятилетий использовалось понятие «рабочая сила», определяемое как совокупность способностей человека к туду. В 1980-е годы, обсуждая причины, приведшие советское общество к глубочайшему кризису, общественная и научная мысль пришла к выводу, что решающим фактором производства является именно человек, и если у него отсутствуют стимулы к эффективному и добросовестному труду, то ни о каком прогрессе общества не может быть и речи. Так родился термин «человеческий фактор». Впоследствии он уступил место другим: человеческий потенциал, трудовой потенциал, человеческие ресурсы, человеческий капитал.

Человеческий потенциал – это совокупность физиологических, интеллектуальных, психологических возможностей человека, которые он может реализовать в процессе жизнедеятельности.

Трудовой потенциал – это реализация возможностей человека в трудовой деятельности.

Человеческий капитал включает как врождённые способности и таланты (силу, выносливость, быстроту реакции, сообразительность и т.д.), так и приобретаемые в течение жизни человека (как в детстве, так и в более зрелом возрасте) черты, качества и свойства, так или иначе отражающиеся на его продуктивности и доходах.

Что касается популярного в последние годы понятия человеческие ресурсы, то оно, хоть и близко по смыслу к человеческому капиталу, относится скорее к сфере управления персоналом. Действительно, рассматривая человека как ресурс (используемый, но не обязательно приносящий доход), мы делаем акцент на его полезности для организации, региона, общества, и в этой связи можно говорить о человеческих ресурсах организации (фирмы, ведомства), региона, страны в целом. Применительно к отдельной личности говорить о её человеческих ресурсах едва ли правомерно. Термины человеческий потенциал, или человеческий капитал в этом случае гораздо более уместны.

Итак, человеческий капитал – это мера воплощённой в человеке способности приносить доход. Эта способность охватывает все качественные характеристики человека – умственные, физические, интеллектуальные, психологические, моральные, личностные, как врождённые и приобретённые, отражающиеся на его доходах. Строго говоря, инвестиции в человеческий капитал делаются всю жизнь, с тех пор, как человек рождается и до самой смерти. К ним относят, прежде всего, расходы на образование. Согласно данным ЮНЕСКО, 60% разницы в доходах людей приходится на разный уровень образования, а 40% на все остальные факторы (здоровье, природные способности, социальное происхождение). В нормально функционирующей рыночной экономике более образованные люди получают более высокое вознаграждение за труд. Подобную закономерность обычно объясняют тем, что обучение повышает квалификацию и производительность работника, вырабатывает специальные навыки, знания и привычки к добросовестному труду, дисциплине и организованности, полезные в трудовой деятельности. Существует и другая точка зрения: более высокий уровень образования свидетельствует о более высоких способностях, которые сами по себе делают работника более полезным работодателю.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Решение. Задача 1. В некоторой экономике сложилась тенденция распределения доходов среди граждан, как это отражено в таблице | Зависимость доходов людей от образования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 646; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.