Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Биологическое и социальное

СОВРЕМЕННОСТЬ

Философы, рассматривали личность под углом зрения вечного и временного. Так поступали Сократ, Платон, Аристотель, позже Конт и Гегель, а в 19-20 вв. русские мыслители Владимир Соловьев (1853-1900), Бердяев (1874-1948), Флоренский (1882-1937), Булгаков (1871-1944) и другие. Проблема вечного и временного в человеке решалась в двух направлениях (экзистенциализма и религиозной философии). Представители обоих направлений рассматривали человеческое существование в двух плоскостях – в вечности и во времени.

Человек в вечности – носитель вечных ценностей (правда, любовь, нравственность и т. п.). Человек во времени – всего лишь физическое явление: он рождается и умирает. Существование во времени – это наше бытие как граждан общества. Во времени мы едим и спим, боремся за власть и растим детей, добиваемся успеха и терпим поражения. Живя в обществе, мы не можем быть свободными от него как существа социальные (даже кришнаиты – замыкаются в своем кругу). Все мы частицы семьи, коллектива, профессии, класса. Однако сущность человека в другом, – в человеческом бессмертии и свободе.

Наше существование всегда напряжение между временным и вечным. Поведение человека лежит в двух разных измерениях, поэтому он всегда противоречив (хочется хорошо жить, даже если за счет других и не работать, но есть вечные ценности – порядочность, честность и т. д.). Существование во времени можно наблюдать, в вечности только переживать. Таковы две плоскости человеческого бытия, которые рассматривали философы.

На протяжении 19 в. ученые-естественники полагали, что личность существует как нечто полностью сформировавшееся внутри яйца – подобно микроскопическому зародышу. Личностные черты индивида долгое время приписывались наследственности. Семья, предки и гены определяли, будет ли человек гением или преступником, подлецом или благородным рыцарем и т. д.(теория Ламброзо, ген преступности, ген гениальности).

В первой половине ХХ в. накопилось такое количество новых фактов, что вынудило пересмотреть первоначальные взгляды на сущность человека. Оказалось, что врожденная гениальность автоматически не гарантирует того, что из человека получится великая личность (% вундеркиндов и простых людей, ставших великими почти не отличается). Точно также родовая травма, болезнь или иное неблагоприятное стечение биологических факторов автоматически не исключали возможности для человека стать полноценным членом общества, возможности принести человечеству огромную пользу. Решающую роль играет социальная среда и атмосфера, в которую попадает человек после рождения.

Таким образом, давняя проблема соотношения биологического и социального в человеке, которую намеревались решить в 19 в. при помощи методов точных наук, так и не была решена. В ХХ в. она приобрела еще большую остроту. Сегодня ученые склоняются к тому, чтобы признать эту проблему в принципе не решаемой.

При изучении человеческой личности принято различать следующие уровни ее проявления:

природное – существующее и развивающееся в человеке независимо от влияния на него других людей;

биологическое – общее по происхождению, хотя и не обязательно тождественное у человека с животными;

наследственное – существующее и развивающееся на основе генного фонда родителей; оно биологическое (хотя не все биологическое наследственно)

социальное – приобретенное человеком в ходе социализации, общения и взаимодействия с другими людьми.

Социальное в широком смысле разделяют на три составляющих:

собственно социальное – совокупность приобретенных черт, минимально необходимых для нормального выполнения своих социальных ролей;

специфически культурное – совокупность норм и правил приличествующего поведения, которые соблюдаются автоматически, превратились в неотъемлемые черты индивида и позволяют другим считать его воспитанным;

нравственное – высшее проявление социального и культурного начал в человеке, связанное с соблюдением этических норм как абсолютных требований.

Столь дробная шкала понадобилась для того, чтобы более полно разграничить понятия «человек», «индивид», «личность». Результат такого разграничения мы можем увидеть на схеме:

Можно ли сказать, что личность обитает в человеческом теле? Да, ведь ее нет в окружающем пространстве – ни рядом, ни вдали. А есть ли у личности тело? Нет, ведь личность – явно не материальное образование. Хотя у нее есть свой носитель – человеческая психика. Но психика не является составной частью тела. Психика – свойство высокоорганизованной материи, подобно тому, как мышление является функцией (но не частью) мозга. Психика – особая форма отражения действительности, появляющаяся на определенной ступени биологической эволюции. Ее содержание – это продукт, или результат взаимодействия живых систем с окружающей средой. Когда психологи говорят о личности, они подразумевают, прежде всего, психику. Так же поступал и З. Фрейд, создавший стройное учение о личности.

Что же такое социальное? Социальное – особое качество взаимоотношений людей или отношения одного человека к кому-либо или чему-либо, когда они – взаимоотношения и отношение – рассматриваются как общественно значимые.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Человеческая личность | Структура личности и психика
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.