Общий объем и удельный вес мировой торговли услугами характеризуют данные табл. 8.1 и 8.2.
Многие виды услуг предоставляются и закупаются в соответствии с контрактами на куплю-продажу товаров. Чаще всего это практикуется в торговле сложной машинно-технической продукцией и комплектными предприятиями. В контрактах оговаривается, что поставщик обязуется произвести монтаж оборудования, его последующее техническое обслуживание, подготовку специалистов и т. д.
На мировом рынке широко развита торговля, так называемыми,
экономическими услугами: лизинг, менеджмент, маркетинг, в области страхования, банковского дела, медицинского обслуживания, которые непосредственно требуют присутствия поставщика услуг в стране их реализации. А это, в свою очередь, вызывает необходимость создания на территории страны импортера комплекса определенных организаций и учреждений, что связано с дополнительными вложениями капитала.
Большое развитие на мировом рынке получила торговля такими услугами, как информация о рынках и ценах, организация торговых выставок, проведение ярмарок, различного рода семинаров, круглых столов с экспортерами товаров и их потребителями.
Характерной особенностью современной мировой торговли услугами является расширение базы продаж информационных технологий и научно-технических знаний, ноу-хау, инжиниринга, франчайзинга, инвестиций и других, которые оказывают решающее воздействие на формирование мирового рынка, а сам экспортный рынок в значительной степени становится рынком информационных товаров и услуг.
Рост реализации услуг информационных технологий на мировом рынке связан с их развитием в отдельных странах. Так, на сектор информационных технологий в США приходится примерно 20% акционерного капитала, в Британии – 18, в Швеции – 14, в Германии – 11%. Рыночная капитализация mxtjszz составляет почти 500 млрд долл., что превышает рыночную капитализацию всей металлургической отрасли, и достигла ВВП такой страны, как Канада.
Новые виды услуг становятся необходимой частью экономической инфраструктуры, обеспечивают экономический рост, ускоряют процессы оборота труда и капитала (рис. 8.1).
Рис. 8.1. Структура экспорта услуг на мировом рынке в 2002 г.: А – грузовые, транспортные услуги; В – прочие транспортные услуги; С – поездки; D – прочие услуги, оказываемые государством; Е – прочие услуги, оказываемые частным сектором |
Главными участниками торговли услугами являются развитые страны: США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония (табл. 8.3).
В общем объеме экспорта услуг они занимают 45,7% от всего объема услуг мирового рынка; в объеме импорта – примерно 47%. Основная доля экспорта и импорта мировых услуг принадлежит США.
Особый интерес представляет анализ соотношения экспорта и импорта услуг по отдельным странам: США, Великобритания, Франция, Испания – в основном экспортируют услуги; а Германия и Япония – импортируют. Если, например, экспорт услуг в Японии составил 59,8 млрд долл., то импорт – 113,9 млрд долл. (в 1,9 раза больше).
Россия по общему объему экспорта услуг, например, занимает примерно 30 место среди стран мира, а по объему импорта – 25.
Анализ экспорта и импорта поставщиков коммерческих услуг в мировой торговле по отдельным странам позволяет сделать определенные выводы. Например, Япония по экспорту услуг занимает шестое место в мире, а по импорту – третье. В сравнении с США ее экспорт услуг составляет примерно 23,7%, а импорт – 62,4%. Япония импортирует в основном услуги, связанные с инновациями в технике и новыми технологиями, а затем, материализуя их в товары, экспортирует в другие страны..
|
|
|
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1224; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет