Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философское учение Р. Декарта




В результате возникла интеллектуальная традиция, в своём познании мира опирающаяся исключительно на человеческий разум и не признающая иных способов получения достоверного знания о нём или Философия Нового времени.

В отличие от средневековых философов философы Нового времени основания философии видят уже не в Боге и его откровении, а в человеческом разуме.

Возникновение философии Нового времени: теория двойственной истины

Хронологические рамки философии Нового времени – XVII – XIX века. Как и в случае с философией Средних веков эта хронология условна. Относительно нижней границы – середины 17 века историко-философская хронология и собственно историческая хронология почти совпадают.

Верхняя же граница – 19 век условна. Уже в середине 19 века параллельно с классическими философскими учениями Нового времени, появляются так называемые неклассические философские учения. А. Шопенгауэр пишет свою «Мир как воля и представление». Однако, несмотря на это верхней хронологической рамкой философии Нового времени считается XIX век.

Возникновение философии Нового времени есть результат секуляризации или обмирщения сознания западноевропейцев 16 - XVII веков. Ослабления влияния церкви. А если быть точнее постепенное забвение тех истин на которых стоит религиозное, христианское мировоззрение

В средневековой философии всякое рассуждение о мире и о человеке осуществлялось в свете Священного Писания, являющегося непререкаемым авторитетом для всех верующих. Ошибки могли быть в истолковании но не истинном характере Библии.

Надо сказать, что в 17 вере это искание не было столь заметно. Основоположники философии Нового времени, были подчёркнуто религиозными людьми, хотя богословием они уже не занимались, а философию мыслили как самостоятельную науку о мире, опирающуюся исключительно на естественные познавательные способности человека.

В 18 веке появились уже чисто светские атеистические философские течения и философы - атеисты.

Предпосылкой появления философии Нового времени можно считать средневековую теорию двойственной истины. Согласно этой теории существует 2 типа истин – истины о Боге и истины о мире и между ними нет точек соприкосновения, равно как между теологией (изучающей истины о Боге) и философией (познающей истины о мире). Бог согласно этой теории не управляет миром, мир сотворенный Богом живет как бы сам по себе. С этой теорией боролся Фома Аквинат (т. к. она фактически светская)

В эпоху Нового времени в частности XVII веке эта теория была вновь реанимирована и принята в качестве руководства к действию.

Однако, признав человеческий разум «нашим всё», новая во всех смыслах философия, такой своего рода новый философский младенец, как будто бы вернувшийся во времена Фалеса, встала перед одной важной проблемой. Откуда берется то первичное знание, которое служит отправной точкой всякого рассуждения.

Две попытки ответить на этот вопрос отлились в два основных направления философии Нового времени – рационализм и эмпиризм.

 

Основоположником рационалистической философии Нового времени является французский философ Р. Декарт (1596-1650). Он родоначальник философского течения, ориентированного преимущественно не на опыт, а на деятельность ума. Основы своей философии Декарт сформулировал в сочинении «Рассуждение о методе» (Метафизические размышления)

Основной тезис рационализма таков: в основе бытия и познания лежит разум. Это утверждение Декарт доказал следующим образом:

В мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку, но абсолютно в любом явлении можно усомниться (светит ли солнце, существует ли окружающий мир), следовательно, сомнение существует реально, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах. Сомнение это свойство мысли, значит, человек сомневаясь, мыслит, а мыслить может только реально существующий человек. Следовательно, мышление является основой бытия.

Мышление это работа разума, то в основе бытия может лежать только разум. Отсюда знаменитый афоризм Декарта, в котором он выразил своё философское кредо «Я мыслю, следовательно, я существую»

Декарт разработал универсальный метод познания, основанный на разуме, сведя роль опыта к простой практической проверке данных интеллекта. Этот метод принято называть дедуктивным. Дедукция в философском понимании этого термина состоит в том что в процессе познания следует опираться только на абсолютно достоверное знание и используя достоверные логические приёмы получить новые и тоже достоверные знания. Это знание затем может быть проверено опытом.

Очевидность ясность идеи уже есть доказательство её истинности.

Возникает вопрос, откуда происходит то изначальное знание, от которого следует отталкиваться. По Декарту существует особый род знаний, который не нуждается в доказательствах, врождённые идеи, которые обладают абсолютной достоверностью. а идеи же, пришедшие из чувств не полностью достоверны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.