КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эмпирическое направление философии Нового времени: Ф. Бэкон
Родоначальником эмпирического направления является английский философ Ф. Бэкон (1561-1626). Основы своей философии Бекона он изложил в книге «Истинные указания для истолкования природы» «Новый органон»
Суть его основной философской идеи заключалась в следующем: в основе познания лежит исключительно опыт. Чем больше опыта накопило человечество, тем ближе оно к истинному знанию. Истинное знание, по Бэкону, не может быть самоцелью задачи знания и опыта – помочь человеку добиваться практических результатов. Главная цель науки это господство человека над природой, но господствовать над природой можно, только подчиняясь её законам. Бэкон сформулировал известный афоризм «Знание – сила». А знание может быть получено только опытным путём. Убеждённость Бэкона и его особенное отношение к опытному познанию не покинули его и на пороге смерти. Собственно опыты и стали причиной его кончины. Проводя исследования в сугробах он простудился, заболел и умер, но в последнем письме едва держа в руке перо, Бэкон написал, что опыт со снегом удался превосходно. Процесс познания по Бэкону может происходить в трёх направлениях: 1. «Путь паука» - предполагает получение знания из чистого разума, игнорируя, либо принижая роль практического опыта. 2. «Путь муравья» это способ получения знаний, когда во внимание принимается исключительно опыт. Данный метод несовершенен, поскольку исследователь воспринимает только внешнюю картину знания, но не могут увидеть явление изнутри. 3. и «Путь пчелы» объединяет первые два метода. Он предполагает сбор фактического материала, т. е. путь муравья и затем обработку этого материала с помощью своего разума, т. е. путь паука. Бэкон пишет: «Эмперики, подобно муравьям, только собирают и пользуются собранным. Рационалисты, подобно пауку, из самих себя создают ткань. Пчела, же избирает средний способ, она извлекает материал из цветов, но располагает его и изменяет его собственным умением. Не отличается от этого и подлинное дело философии. На пути познания существуют определённые препятствия, которые Бэкон называет идолами или призраками. Прежде чем познать окружающую реальность учёный должен освободить своё сознание от всякого рода ложных представлений и предвзятых идей, унаследованных от прошлого или обусловленных особенностями человеческой психики. Для того чтобы очистить разум мыслитель должен избавить свой разум от 1. Призраков рода, ошибок связанных с тем что человек судит о природе по аналогии с жизнью людей. Познание осуществляется в рамках общечеловеческой культуры, что снижает истинность знание. Поэтому, для получения достоверного знания следует отказаться от принятых в обществе взглядов и норм. 2. Призраки пещеры заключаются в ошибках индивидуального характера, зависящих от привычек, воспитания вкусов. 3. Призраки рынка это ложные представления, связанные с неправильным употреблением слов. Особенно выражений распространённых на рынках и площадях. 4. Призраки театра связаны со слепой верой в авторитеты. Обращает на себя внимание тот факт, что Бэкон был глубоко верующим человеком и разделял истинное знание на два вида – истину светскую и истину религиозную. Истина религиозная недоступна человеческому познанию. Она даётся в виде откровения. Светская же истина может быть познана с помощью опыта и разума. Учениками Ф. Бекона были Т. Гоббс и Д. Локк. Вывод по эмпиризму и рационализму
Р и Э – течения философии Нового времени, предлагавшие разные методы познания природы и человека. Основателем Р. был Р. Декарт, Э. – Ф. Бэкон. Появление этих течений связано с тем, что в Новое время философия вновь провозгласила себя самостоятельной наукой (приняв теорию двойственной истины – Бэкон) и вновь занялась поиском своего собственного метода (т.е. подходящего инструмента для познания природы и общества). В основе обоих методов лежит личная интеллектуальная деятельность человека (Откровение в данном случае не рассматривается как основа или одна из основ философского познания, оно полностью отнесено к теологии). У рационалистов исходным пунктом этой деятельности являются врожденные идеи – т.е. понятия, которые имеются у любого человека по праву его рождения разумным существом и, которые, столь ясны и очевидны, что не требуют доказательств. Высшим врожденным понятием выступает понятие Бога или субстанции, т.е. бесконечного начала бытия. Человеческое «я» тоже врожденная идея. Логические законы по Декарту тоже врожденные идеи. У эмпириков исходную базу человеческого мышления составляют понятия, полученные благодаря использованию человеком своих органов чувств или наблюдению (эти понятия называют опытом, т.к. они приобретаются благодаря определенной работе, проделываемой человеком). Девиз эмпиризма был выражен английским философом Джоном Локком – «В разуме нет ничего такого, чего ранее не было бы в чувствах». Девиз рационализма – Готфридом Лейбницем – «В разуме нет ничего такого, чего бы ранее не было в чувствах, за исключением самого разума – То есть мышление по природе несет в себе мысль, а не получает её извне.
Особенности европейской философии XVIII века: материализм (П. Гольбах) и субъективный идеализм (Д. Беркли, Д. Юм)
Эмпирическое направление в философии 17 века нашло своё продолжение в философии века 18- го.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |