Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственное регулирование финансов




Содержание и основные направления финансовой политики.

Основные функции и принципы организации централизованных финансов.

Содержание и состав государственных и муниципальных финансов.

Государственное регулирование финансов.

Содержание и основные направления финансовой политики.

Основные функции и принципы организации централизованных финансов.

Содержание и состав государственных и муниципальных финансов.

Предметом курса являются финансы, поступающие в распоряжение органов власти и управления различных уровней. Государственные и муниципальные финансы представляют собой экономические отношения, возникающие в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов. Их структура включает следующие элементы:

1) Бюджетная система как совокупность финансовых планов органов власти различных уровней и бюджетов внебюджетных фондов.

2) Система государственных и муниципальных займов, являющаяся способом мобилизации государственных доходов и обслуживающая дефициты бюджетной системы.

В социально-экономическом развитии общества государственные и муниципальные финансы выполняют ряд функций:

-Планирования - формулировка целей и выбор путей их достижения.

-Реализуется через составление бюджетов;

Организации - присутствует бюджетное устройство, бюджетная классификация, единые процедуры бюджетного процесса;

Стимулирования - осуществление деятельности, направленной на реализацию целей;

Контроля.

Можно выделить некоторые принципы организации государственных и муниципальных финансов:

- единство законодательной и нормативной базы;

- открытость и прозрачность;

- разграничения полномочий и предметов ведения;

- целевой ориентированности:

- научного подхода;

- экономичности и рациональности;

- управляемости финансовыми потоками на централизованной основе.

Часть этих принципов дублируют принципы бюджетной системы РФ.

Государственная финансовая политика является элементом макроэкономической политики. В настоящее время она направлена на стабилизацию социально-экономической ситуации в стране. Финансовая политика реализуется по нескольким направлениям:

налоговая;

бюджетная;

денежно-кредитная;

инвестиционная;

институциональных преобразований;

социальная.

Основными задачами налоговой политики являются:

комплексное реформирование налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы, снижения уровня неплатежей;

пересмотр существующих налоговых и таможенных льгот;

введение единого реестра налогоплательщиков;

ужесточение налогового администрирования;

реструктуризация пеней и штрафов по платежам в бюджет и внебюджетные фонды.

Наиболее актуальными задачами в сфере бюджетной политики выступают:

реализация программ экономии государственных расходов;

централизация всех доходов и средств федерального бюджета на счетах органов федерального казначейства;

реструктуризация государственного долга;

инвентаризация внешних и внутренних заимствований, результатов их использования и другое.

Важнейшая задача денежно-кредитной политики - восстановление доверия в банковской системе и стимулирование организованных сбережений населения, устойчивость национальной валюты. Ее задачи:

совершенствование порядка контроля за соблюдением банками обязательных нормативов;

сглаживание колебаний курса рубля к иностранным валютам;

пополнение валютных запасов государства и снижение оттока капиталов за границу.

усиление таможенного контроля.

Большую роль в активизации государственной финансовой политики играют институциональные преобразования, которые вытекают из основных задач государства в области управления. К ним относятся:

*приобретение акций государством в результате капитализации просроченной налоговой задолженности организаций и их последующая продажа;

*передача в доверительное управление пакетов акций, принадлежащих государству;

*инвентаризация федеральной недвижимости и создание единого реестра федеральной собственности.

*вовлечение в оборот объектов незавершённого строительства;

*приватизация предприятий как единого имущественного комплекса;

*структурные преобразования, направленные на развитие конкуренции и повышение эффективности функционирования топливно-энергетического комплекса, железнодорожного транспорта, отрасли связи и жилищно-коммунального хозяйства;

*совершенствование системы и механизмов ценового и тарифного регулирования на продукцию и услуги естественных монополий между федеральными и региональными органами исполнительной власти;

*усиление позиций государства по управлению и контролю за приватизационными проектами, инвестиционными программами, финансовыми потоками, банкротством, погашением задолженности перед федеральным бюджетом;

Финансовая политика государства имеет социальную направленность. К задачам в этой области относятся:

*выплата в полном объёме текущей заработной платы работникам бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, других государственных социальных трансфертов, а также выполнение графика погашения задолженности по таким группам из федерального бюджета;

*увязка перечисления трансфертов субъектам РФ с выполнением их обязательств по финансированию текущих выплат работникам бюджетной сферы из собственных доходов;

*разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, в том числе дифференцированную индексацию пенсий и поэтапную индексацию ставок и окладов работников бюджетной сферы;

*сдерживание роста безработицы и создание условий для расширений занятости;

*реализация пенсионной реформы, обеспечивающей формирование многоуровневой пенсионной системы с устойчивым финансированием; внедрение элементов накопительного финансирования пенсий;

*упорядочение системы социальных льгот и выплат с перенаселением основной части государственной помощи на малообеспеченные слои населения;

*регулирование вынужденной миграции;

Для реализации финансовой политики особую важность имеет инвестиционная деятельность, которая включает:

*повышение роли Бюджета развития РФ как источника финансового обеспечения государственной инвестиционной политики;

*создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений населения;

*развитие ипотечного кредитования;

*привлечение прямых иностранных инвестиций;

Финансовая политика определяет перспективы развития всех секторов экономики.

Государственное регулирование финансов представляет собой законодательно оформленную систему воздействия на финансовые процессы в социально-экономической жизни общества.

Все направления государственного регулирования между собой взаимодействуют и влияют друг на друга. Выявление этих взаимосвязей имеет большое значение для функционирования финансовой системы. Регулирующая роль государства не ограничивается сферой государственной собственности. Она также не предполагает наличия преимущественно государственной собственности на средства производства. Воздействие государства на экономику осуществляется через систему законодательных актов, государственных и муниципальных законодательных и представительных органов власти.

Политика экономического роста, как правило, включает такой элемент государственного регулирования, как девальвация национальной валюты, которая снижает цену продукции. Девальвация приводит к удорожанию импорта и удешевлению экспорта, возрастанию размеров внешнего долга и увеличению расходов на выплату процентов. Стимулирование экспорта имеет большое значение для погашения внешних обязательств РФ.

Необходим также контроль за общей массой денег в обращении и за определенной структурой платежных средств, в том числе более ликвидных. Очень важно проводить политику снижения себестоимости, так как это один из факторов роста цен.

Лекция 3. Организация управления системой государственных и муниципальных финансов.

1. Понятие управления государственными и муниципальными финансами: объекты и субъекты управления, цели управления.

2. Основные методы и формы управления государственными и финансами: финансовое планирование, прогнозирование, программирование.

1.Понятие управления государственными и муниципальными финансами: объекты и субъекты управления, цели управления.

Управление представляет собой сознательное воздействие с целью развития и совершенствования объекта. Государственное воздействие осуществляется через налоговую политику, регулирование финансового рынка, формирование амортизационного фонда, систему государственной поддержки предприятий через субсидии. Т.е. государство не управляет финансами, а воздействует через финансы на экономику и социальную сферу, в основном, при реализации финансовой политики. Непосредственно в области государственного управления находятся государственные финансы (формирование государственного бюджета, внебюджетных фондов, финансов государственных предприятий). Управление ведется через принятие финансового законодательства, утверждение федерального бюджета и отчета о его исполнении, введение или отмену отдельных налогов, утверждение предельных размеров государственного долга и др.

Управление государственными финансами - набор стимулов и санкций для быстрого решения поставленных задач государственной политики.

Объектом управления выступает система финансов или совокупность денежных отношений. Субъекты управления - финансовые институты, службы, финансовые отделы организаций и др. Управление финансами выражается в финансовой политике - совокупности методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов.

Целями управления выступают финансовая устойчивость и независимость, проявляющаяся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, сокращении государственного дола, стабильности национальной валюты и, в конечном итоге, сочетании интересов государства и общества.

В управлении государственными финансами выделяют несколько функциональных элементов:

планирование - оценивает состояние финансов и направления эффективного их использования;

оперативное управление- комплекс мер, разработанных на основе складывающейся финансовой ситуации с целью максимизации эффекта при минимальных затратах с помощью перераспределения финансовых ресурсов;

контроль осуществляется ан всех стадиях использования финансов государства, сопоставляя плановые и фактические результаты.

В широком смысле, выделяют несколько форм и методов управления финансами государства:

- финансовое планирование;

- прогнозирование;

- программирование;

- финансовое регулирование;

- финансовый контроль;

- принятие финансового законодательства;

- система методов мобилизации финансовых ресурсов.

Основными субъектами управления государственными и муниципальными финансами в РФ являются Президент и Правительство РФ, законодательные органы власти, Министерство финансов РФ, и другие.

2. Основные методы и формы управления государственными и финансами: финансовое планирование, прогнозирование, программирование.

 

Финансовое планирование представляет собой деятельность по сбалансированности и пропорциональности использования финансовых ресурсов. Оно устанавливает рациональное соотношение между ресурсами государства и доходами хозяйствующих субъектов, а также между величиной дохода до уплаты налога и после на предприятии и другое. Финансовое планирование является частью народнохозяйственного планирования и направлено ан координацию деятельности всех органов финансовой системы.

Примерами финансовых планов в сфере государственных финансов являются:

- бюджетный план;

- сметы расходов и доходов бюджетных организаций;

- сводный финансовый баланс государства;

- баланс денежных доходов и расходов населения территории и др.

Финансовое прогнозирование является предвидением возможного финансового положения государства и территории, используется для обоснования показателей финансовых планов. Цель прогноза - определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников их формирования и направлений использования в прогнозируемом периоде.

Методами прогнозирования выступают:

- эконометрические модели, описывающие динамику показателей финансового плана в зависимости от факторов, влияющих на экономические процессы;

- метод корреляционно-регрессионного анализа;

- метод непосредственной экспертной оценки.

В масштабах государства финансовое прогнозирование предполагает:

- указание приоритетов государственных расходов по направлениям;

- увеличение эффективности расходования государственных средств;

- прекращение финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта.

Программирование предполагает подготовку и реализацию целевых комплексных программ по социальным и экономическим направлениям среднесрочного и долгосрочного характера.

Финансовое регулирование представляет собой организованную государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. Его субъектами выступают государственные структуры, объектами - доходы и расходы участников общественного воспроизводства. Цель финансового регулирования - установление пропорций распределения, накопления, обеспечивающих удовлетворение потребностей на микро и макро уровне. Финансовыми регуляторами являются:

- налоги и неналоговые платежи в бюджет;

- финансовые льготы и санкции;

- эксплуатационные расходы бюджетных организаций;

- общие и целевые субсидии для государственных заказов;

- доходы и расходы внебюджетных фондов;

- доходы и расходы государственных предприятий.

Существуют формы регулирования: прямое - через увеличение или снижение ставок прямых налогов; косвенное - через косвенное налогообложение; смешанное. Обеспечивают финансовое регулирование финансовое законодательство РФ и органы власти и управления всех уровней.

Регулирование реализуется посредством состава, структуры и объемов государственных доходов и расходов. В частности государственные расходы делятся на:

- трансформационные: государственное потребление и государственные инвестиции - оказывают влияние на заработную плату работников бюджетной сферы, объем государственного долга, объем государственных закупок товаров и услуг и др.;

- трансферты населению и юридическим лицам оказывают влияние на размер стипендий, пенсий доходы социально значимых обязательств и др.;

- текущие и капитальные влияют на размер государственных инвестиций;

- производственного направления и социального значения.

Государственные доходы воздействуют на ценообразование, издержки производства организаций, величину накоплений юридических лиц, занятость и личное потребление населения.

Лекция 4. Государственный и муниципальный финансовый контроль.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 17528; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.