Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы и процедуры бюджетного процесса




Содержание и структура бюджетной системы.

Содержание и структура государственного бюджета РФ.

 

Формулировку содержания бюджетной системы начнем с определения бюджетного устройства. Это - организационные принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь объединенных в ней бюджетов. Бюджетное устройство определяется государственным устройством. Таким образом, в федеральных государствах бюджетная система включает три уровня бюджетов, а в унитарных - два.

Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ (областных, окружных, республиканских, краевых), местных бюджетов (городских, районных, сельских, поселковых) и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Т.е., бюджетная система состоит из трех уровней:

первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

второй уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

третий уровень - местные бюджеты;

Цели бюджетов каждого уровня закрепляются расходными полномочиями и по основным направлениям выглядят следующим образом:

федеральный бюджет финансирует государственные расходы по выполнению Россией своих федеральных функций, как то, содержание вооруженных сил и органов правопорядка, международная деятельность и обслуживание государственного долга, финансовая поддержка бюджетов иных уровней, социальное обслуживание общества (здравоохранение, образование, социальная политика, фундаментальная наука, культура, искусство и другое;

бюджет субъекта РФ финансирует расходы по выполнению своих управленческих функций, социально-экономическому развитию региона (поддержка предприятий промышленности, энергетики и строительства, сельского хозяйства и рыболовства, образование, социальная политики и другое);

местные бюджеты финансируют расходы по регулированию размещения производительных сил на территории, созданию местной социально- производственной инфраструктуры, социальные программы поддержки населения (ЖКХ, благоустройство территории, содержание учреждений здравоохранения, образования культуры и других).

Все функциональное разделение хорошо иллюстрируют расходы, финансируемые исключительно из бюджетов трех уровней, а также совместно из каждого бюджета.

1. Расходы, финансируемые исключительно из федерального бюджета:

2. Расходы, финансируемые совместно из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований РФ:

3. Расходы, финансируемые исключительно из бюджетов субъектов РФ:

4. Расходы, финансируемые исключительно из местных бюджетов РФ:

2.Единая бюджетная классификация. Основные характеристики бюджета.

В системе государственных и муниципальных финансов (ГМФ) единая бюджетная классификация обеспечивает учет и систематизацию информации о состоянии бюджета, сопоставимость показателей бюджетов всех уровней. Используется при составлении и исполнении бюджетов всех уровней власти и управления (в т.ч., и консолидированных), а также бюджетов внебюджетных фондов.

Бюджетная классификация-группировка доходов и расходов бюджетов, источников финансирования их дефицитов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Включает:

1.Классификацию доходов бюджетов (по источникам):

1) налоговые доходы:

2) неналоговые доходы:

- доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности:

*доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

* дивиденды по акциям, принадлежащим государству и др.

3) безвозмездные перечисления: от бюджетов других уровней; от государственных организаций, от государственных внебюджетных фондов и др.

4) доходы целевых бюджетных фондов: целевой фонд Министерства РФ по атомной энергии.

Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

2. Функциональная классификация расходов бюджетов отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства.

3. Экономическая классификация расходов разделяет расходы по их экономическому содержанию, включает капитальные и текущие статьи расходов. На ее основе составляются сметы бюджетных учреждений.

4. Ведомственная классификация расходов бюджетов отражает распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета (прямым получателям средств из местного бюджета).

5. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов является группировкой заемных средств, привлекаемой органами власти различных уровней для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов.

6. Классификация видов государственных долгов включает виды государственных внутренних долгов:

Основные характеристики бюджета - это показатели финансового плана, включающие в себя:

- совокупный объем доходов;

- совокупный объем расходов;

- дефицит бюджета, профицит бюджета.

Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законом деятельность органов власти всех уровней по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета, а также государственным и муниципальным финансовым контролем. Его составной частью является бюджетное регулирование или частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Участниками бюджетного процесса являются органы, обладающие бюджетными полномочиями. К ним относятся:

- Президент РФ;

- органы законодательной и представительной власти;

- органы исполнительной власти;

- органы денежно-кредитного регулирования;

- органы государственного и муниципального финансового контроля;

- государственные внебюджетные фонды;

- главные распорядители бюджетных средств;

-другие органы, на которые возложены бюджетные, налоговые и другие полномочия;

-бюджетные учреждения, унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов.

Рассмотрим основные процедуры и правила бюджетного процесса.

1. Функции по составлению, и исполнению бюджета осуществляют исполнительные органы власти, функции по рассмотрению проекта и утверждению бюджета, а также по контролю за исполнением бюджета - законодательные (представительные) органы власти.

2. Составление проекта бюджета начинается за 10 (5-6- для местного бюджета) месяцев реализуется методом прогноза на основе фактических поступлений доходов в прошлом году и фактических затрат, указанных в сметах бюджетных организаций. Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, а также в соответствии с другими нормами и нормативами, установленными законодательством РФ, субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления (налоговое законодательство, нормативы отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетов иных уровней, объемы финансовой помощи и др.). Составление бюджета основывается на макроэкономических данных:

- прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории;

- основных направлениях налоговой и бюджетной политики соответствующей территории;

прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории;

нормативах финансовых затрат;

- плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории;

долгосрочных целевых программ.

Бюджетная политика РФ на очередной финансовый год определяется в Бюджетном послании Президента РФ.

3. Рассмотрение и постатейное утверждение бюджета должно осуществляться до начала очередного финансового года. Если до начала финансового года закон о бюджете не вступил в силу, то исполнительная власть осуществляет расходование бюджетных средств на цели, определенные законодательством, но не более 1/4 ассигнований предыдущего года в расчете на квартал по соответствующим разделам функциональной и ведомственной классификации. Рассмотрение происходит обычно в 4 чтениях. После утверждения закон подписывается Президентом РФ (губернатором или главой муниципалитета) и публикуется.

4. В РФ действует казначейская система исполнения бюджетов. Органы Федерального Казначейства исполняют бюджеты контролируя счета бюджетоплательщиков и бюджетополучателей. Органы исполнительной власти обеспечивают организацию и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Бюджеты исполняются на основе принципа единства кассы, предусматривающего зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет и осуществление всех запланированных расходов с единого счета. Исполнение осуществляется уполномоченными исполнительными органами на основе бюджетной росписи, которая составляется главным распорядителем бюджетных средств по распорядителям и получателям бюджетных средств на основе утвержденного бюджета.

5. Отчет об исполнении готовится в течение 5-6 месяцев по окончании финансового года и утверждается законодательной властью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 894; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.