КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема № 2: введение в отечественную историю. Восточные славяне. Цель: Представить источниковедение и историографию как вспомогательные научные дисциплины, определить их роль в изучении истории
ЦЕЛЬ: Представить источниковедение и историографию как вспомогательные научные дисциплины, определить их роль в изучении истории, функции и направления развития. Познакомить слушателей с современной классификацией исторических источников, со способами и формами получения, анализа и сохранения исторической информации, с источниками и историографией истории России. Оценить вклад в историческую науку выдающихся зарубежных и отечественных учёных. Рассмотреть раннюю историю восточных славян в догосударственный период.
ВРЕМЯ ЛЕКЦИИ: 1 час для программы очного и очно-заочного обучения.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Источниковедение как вспомогательная научная дисциплина. Понятие и классификация исторических источников. Способы и формы получения, анализа и сохранения исторической информации. 2. Историография как отрасль исторической науки. Концептуальные модели и основные направления изучения мировой истории в прошлом и настоящем. 3. Источники и историография истории России. Биографии классиков Отечественной истории. 4. Начало истории восточных славян в догосударственный период.
ВЫВОДЫ:
1. История как наука основывается на точно установленных фактах, которые извлекаются из различных источников. Исторические источники – это свидетельства о прошлом, остатки прошлой жизни. Оценкой, систематизацией, использованием источников занимается наука «источниковедение». Она решает две основные задачи: эвристическую и аналитическую. Цель эвристической задачи – классификация исторических источников. Аналитическая функция заключается в разработке методов анализа источников, позволяющих получить из них полную и достоверную информацию.
2. Профессиональными историками принято выделять шесть основных групп исторических источников: вещественные, письменные, изобразительные, аудио-визуальные, научно-технические, лингвистико - этнографические. В последнее время признан ещё один вид технической записи – электронные ресурсы (Интернет). Историческая информация добывается путём установления междисциплинарных связей источниковедения с другими вспомогательными историческими науками. Она хранится в музеях, библиотеках, архивах, специальных фондах, интернет-ресурсах. Историография – это отрасль исторической науки, которая изучает этапы её развития, накопление исторических знаний, борьбу в истолковании исторических явлений, смену методологических направлений, образование исторических школ. 3. Современная историческая наука сформировалась в Западной Европе в XIХ веке. Её становление сопровождалось переходом от средневекового провиденциализма к античному прагматизму и гуманизму в эпоху Возрождения. В XVII в. она испытала воздействие идей рационализма. Достижениями XVIII в. стали господство идей закономерности и прогресса в общественной жизни и отказ от европоцентризма. В последующие века решающее влияние на выработку методологии истории оказали такие философские учения как гегельянство, позитивизм, марксизм, неокантианство и др. В ХХ веке большой вклад в зарубежную историографию внесли труды французской цивилизационной школы «анналов», немецко-английской школы «компаративистов», представителей американской школы социальной истории. В зависимости от предмета исследования различают религиозно, всемирно и локально-исторические теории. Всемирно-историческая теория признаёт материалистическое, либеральное и технологическое направления. Во главу локально-исторической теории ставится генетико-биологическая сущность человека и конкретной среды его обитания. К наиболее употребительным методам изучения исторического процесса в XXI веке относятся: цивилизационный, формационно-стадиальный, личностный (субъективистский) и смешенный (комбинированный).
4. Отечественная историография испытывала влияние передовой западноевропейской мысли. Фундамент российской исторической науки был заложен в последней четверти XVII века, когда произошёл переход от традиций летописания к историческому исследованию, основанному на критике источников и рациональном изучении причинно-следственных связей событий. В XVIII веке российские историки перешли на позиции всемирно-исторической теории изучения. Локально-историческая теория, получившая значительное распространение в середине и второй половине XIX века под влиянием идей славянофилов и народников, на рубеже XIX-XX вв. уступила место материалистическому марксистскому направлению всемирно-исторической теории. В конце XX – начале XXI вв. в России начинает распространяться технологическое направление всемирно-исторической теории. Вместе с тем, самобытные, патриотические позиции и подходы многих представителей отечественной исторической науки существенно обогатили мировой опыт изучения прошлого. К числу таких новаторских концепций можно отнести: учение монаха Филофея «Москва – Третий Рим», «антинорманизм» М.В. Ломоносова, «евразийство» П.Н. Савицкого, разработку фактора «гидросферы» Л.И. Мечниковым, «пассионарности» Л.Н. Гумилёвым, теории обособленных культурно-исторических типов цивилизаций Н.Я. Данилевским, новой методики изучения древних документов Н.В. Калачёвым, расширение проблематики изучения истории государства и общества, предложенное С.М. Соловьёвым и В.О. Ключевским. 5. Славяне – крупнейшая в Европе группа родственных народов, объединённая близостью языков и общностью происхождения. Первые сведения о славянах содержатся в трудах античных, византийских, арабских и древнерусских авторов. Историки полагают, что предками славян были древние ираноязычные народы: скифы, сарматы, аланы. Существуют предположения, что территория предков славян в Центральной Европе на западе простиралась до Эльбы, на севере – до Балтийского моря, на востоке – до Волги и Оки. Южной границей была широкая полоса лесостепи, которая проходила от левого берега Дуная на восток к Киеву. Предки славян выделились из индоевропейской семьи народов приблизительно в I тысячелетии до н.э. Обособление ветви восточного славянства из единой славянской общности относится к VI в.
6. Названия восточнославянских племён имели либо географическую этимологию, связанную с характером занимаемой территории (поляне, древляне, северяне), либо патронимическую, по имени легендарных предков (радимичи – от Радима, кривичи – от имени Кривой). Поселения славян группировались в своего рода гнёзда из трёх-четырёх посёлков, а несколько посёлков составляли общину – вервь. Главным занятием восточных славян было подсечно-огневое земледелие в сочетании с развитым скотоводством и различного рода промыслами (бортничество, охота, рыболовство). Немаловажную роль в их жизни играло и военное дело. Они занимали важное географическое положение, делавшее их связующим мостом в торговле между Западной Европой и Востоком, которая проходила в VIII-IX вв. по Волге к Каспию («сарацинский путь») и по Днепру к Чёрному морю («путь из варяг в греки»). 7. В период раннего Средневековья славяне переживали последний период общинного строя – эпоху военной демократии, предшествующую образованию государства. Во главе племенных союзов стояли князья, которые осуществляли управленческие и военные функции, проводя советы (свемы) со старшей дружиной. Наряду с князем и дружиной большую роль в политической жизни славян играли народные собрания (вече), на которых решались важнейшие вопросы жизни племени, в том числе и выбор вождей – военных предводителей. В вечевых собраниях участвовали только мужчины – воины. Миропонимание славян было пронизано языческими представлениями, средикоторых господствовали культ предков и природы. Древние славяне обожествляли и одушевляли природу, населяли окружающий мир сверхъестественными существами. Существовала иерархия богов во главе с Радом (богом неба и земли) и Перуном (богом грома и молнии). Культовые обряды проводились на капищах, где устанавливались идолы и осуществлялись жертвоприношения. Руководили ими волхвы или кудесники – особые служители культа, мудрецы, провидцы, гадатели и знахари, пользовавшиеся большим влиянием на общинную жизнь.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ СТУДЕНТОВ: 1. Дайте определение источниковедению и историографии как вспомогательным историческим дисциплинам. Уточните их задачи. 2. Какие группы исторических источников представлены в современной научной классификации? 3. Что вы знаете о способах и формах получения, анализа и сохранения исторической информации? 4. Какие основные направления зарубежной историографии вы могли бы отметить на разных этапах развития человеческого сообщества? Когда в Европе история превратилась в научную дисциплину? 5. Назовите выдающихся представителей зарубежной исторической науки, укажите их научные достижения. 6. Как развивалась историография отечественной истории? Кто считается её основателем? 7. Какой вклад внесли в мировую историческую науку российские учёные? Труды каких историков составляют славу отечественной историографии? 8. Что вы знаете о жизни, быте и верованиях восточных славян в догосударственный период? ЛИТЕРАТУРА:
- Некрасова М.Б. Отечественная история. Учебник для ВУЗов. 2-е изд. М.: Юрайт, 2010. - Кузнецов И.Н. Отечественная история. Учебник для ВУЗов. М.: Издательский дом «Дашков и К», 2010. - История России. Учебник для вузов. Под ред. М.Н. Зуева и А.А. Чернобаева. М.: «Высшая школа», 2009. - Назырова Е.А. Практикум по Отечественной истории. М.: Инфра-М, 2010. - Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: «Университет», 2008. - Евсеенко В.И. Отечественная история. Учебно-методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям. Киров: КГМА, 2007. - Евсеенко В.И. Отечественная история. Учебно-методические рекомендации для изучения курса студентами заочного отделения. Киров: КГМА, 2010.
ЛЕКЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА: Евсеенко В.И.- к.и.н., доцентом кафедры гуманитарных наук Методическая разработка утверждена на заседании кафедры, протокол №___ от «_____»______________2011 г.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кировская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра гуманитарных наук
Зав. кафедрой: ____________________к.ф.н., доцент Михайлов А.Е.
ЛЕКЦИЯ (методическая разработка)
для студентов I курса специальности: «Лечебное дело» по дисциплине «История Отечества»
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |