Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема № 6: российский абсолютизм XVIII века




ЦЕЛЬ: Познакомить слушателей с социально-политическими, экономическими и культурными изменениями, происшедшими с мировым сообществом в эпоху Нового времени. Объяснить, почему XVIII век связан с терминами «модернизация» и «просвещение». Дать оценку преобразовательской деятельности Петра I и Екатерины II. Обозначить особенности российского абсолютизма и первые шаги к либерализации режима власти.

ВРЕМЯ ЛЕКЦИИ: 2 часа для программы очного обучения и 1 час для программы очно-

заочного обучения.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. XVIII век в европейской и мировой истории. Цивилизационные сдвиги в эпоху Нового времени.

2. Реформы Петра Великого и становление абсолютистской монархии.

3. «Дворцовые перевороты» и наследие Петра I в XYIII веке.

4. Россия в эпоху просвещённого абсолютизма Екатерины II и самодержавия

Павла I.

5. Российская империя в системе мировых связей и конфликтов.

ВЫВОДЫ:

1. В эпоху Нового времени европейская цивилизация совершила переход от аграрного традиционного общества к индустриальному инновационному благодаря буржуазным промышленным революциям, социальным выступлениям и бурному развитию науки. Пионером в этом движении к прогрессу, наставницей народов и мастерской мира стала Англия. Именно в этой стране в последней трети XVIII века начался промышленный переворот (переход от мануфактурной стадии с её ручной техникой к фабричной системе машинного производства), который распространился к концу века на всю Европу.

2. Происшедшие в XVIII - XIX веках в жизни народов Европы, Америки и остального мира культурные, социально-экономические и политические сдвиги принято обозначать общим термином «модернизация». Этот сложный многогранный процесс вобрал в себя индустриализацию, урбанизацию, демократизацию и секуляризацию. Мировоззренческая база преобразований была сформулирована учёными-просветителями, выпустившими с 1751 по 1780 гг. 35-томную Энциклопедию новых знаний по естественным и гуманитарным наукам. Рационалистическая идеология Просвещения XVIII века, отражая взгляды и потребности буржуазии в её борьбе против феодализма и его духовной опоры в лице католической церкви, призывала раскрепостить человеческую мысль, освободить её от рамок средневекового традиционализма, переустроить общество на разумных началах правового равенства и социальной справедливости. В этой лаборатории общественной мысли современные учёные находят истоки основополагающих идей либерализма, социализма и коммунизма.

3. Провозглашённое просветителями право народа на протестные выступления было реализовано на практике в годы Великой французской революции 1789 -1799 гг., в принятии первых в мире Конституций 1787 г. в США и 1791 г. во Франции, во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и американском Билле о правах 1791 г. Европейские революции 1848-1849 гг. способствовали искоренению на континенте остатков феодализма, усилению влияния либеральных, демократических и социалистических идей.

4. Усилившиеся в результате модернизации страны Европы начали с XVII-XVIII вв. колониальную экспансию на Восток: на Азиатский, Африканский и Американский континенты. Формирование мировой колониальной системы сопровождалось процессом реформирования традиционных восточных цивилизаций, усвоения ими элементов западноевропейской культуры и капиталистических социально-экономических отношений. Борьба колонистов против владычества английской метрополии в Северной Америке в 1775-1781 гг.и принятие в 1776 г. Декларации независимости населения США открыла полосу национально-освободительных движений и антиколониальных восстаний.

5. При Петре I Россия существенно повысила свой экономический и культурный потенциал, сделала значительный шаг на пути интеграции в европейскую систему, получила широкое международное признание. Вместе с тем в стране утвердилась абсолютистская монархия, режим восточной деспотии с полным огосударствлением общественной жизни и закрепощением всех слоёв населения.

6. Отличительными особенностями 37-летней эпохи «дворцовых переворотов», которая длилась с 1725 по 1762 гг. принято считать: династический кризис, ослабление роли монархов и усиление влияния их окружения, приход к власти в результате военных переворотов, незначительную масштабность государственной деятельности временщиков. Только при Елизавете Петровне были восстановлены петровские порядки и началась стабилизация положения в стране.

7. Екатерина II существенно расширила и укрепила в России западный уклад жизни с закреплением прав, привилегий, повинностей и учреждений всех сословных групп общества. С 1762 г начался рост наёмной рабочей силы, в 1765 г. в Петербурге было создано Вольное экономическое общество для приобщения помещиков к товарно-денежным отношениям. Манифестом 1775 г. была объявлена свобода торговли и предпринимательства. К концу XVIII века по темпам экономического роста и прогрессу Россия обгоняла многие страны мира. Победоносные войны способствовали повышению международного авторитета Российской империи, но Екатерининский просвещённый абсолютизм опирался на ограниченный потенциал крепостной системы, и поэтому первоначальные либеральные планы не получили должной реализации.

8. Российский абсолютизм, в отличие от европейского аналога, имел свои отличительные особенности. Его становление происходило гораздо позднее, чем в Европе, и было связано не с утверждением капиталистического уклада, а с укреплением крепостничества. Крепостное право, сохраняя феодальные отношения, позволяло абсолютизму надолго оставаться определяющей политической силой. Главенство государственной власти над гражданским обществом объясняло тот факт, что именно государство, а не частная инициатива, как это было в Европе, определяло направление развития наиболее важных отраслей экономики. В России абсолютизм опирался на дворянство и служилое сословие, прежде всего на армию, а не на свободное население городов, как это было в западной цивилизации.

9. По оценке современных исследователей истории, пять лет правления Павла I стали крупным прорывом во всех отраслях жизни и упущенным историческим шансом. Жёсткая политика «Русского Гамлета» была обусловлена необходимостью остановить екатерининский произвол верхов, их отрыв от всей остальной страны, которые приняли угрожающий характер, восстановить законность, дисциплину и ответственность во всех сферах общества. К её важнейшим достижениям относятся: прекращение политических репрессий по отношению к оппозиции, освобождение из тюрем политических заключённых, создание комиссий по подготовке демократических реформ; первые попытки ограничения крепостного права; своевременная война против экспансионизма Наполеоновской Франции, широкое участие России в европейских делах, победоносные действия русской армии в Европе.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ СТУДЕНТОВ:

1. Назовите цивилизационные сдвиги, которые произошли в мировой истории в Новое время? Какие процессы подразумеваются под термином «модернизация» общественно-политической жизни?

2. Почему XVIII век получил название «Века Просвещения»?

3. Составьте таблицы основных мероприятий, проведённых Петром I и Екатериной II в целях европеизации России.

4. В чём заключались особенности российского абсолютизма при Петре I и Екатерине II?

5. Какие недостатки отмечают историки в преобразовательской деятельности этих двух Великих государей Российской империи?

6. Почему XYIII век получил название «Века Просвещения»?

7. Когда в России окончательно утвердилась система крепостного права?

8. Воспроизведите хронологию последовательности дворцовых переворотов в период с 1725 по 1762 гг. Составьте таблицу основных деяний династии Романовых в эти годы.

9. Какие кардинальные изменения во внутренней и внешней политике были начаты Павлом I?

ЛИТЕРАТУРА:

- Некрасова М.Б. Отечественная история. Учебник для ВУЗов. 2-е изд. М.:

Юрайт, 2010.

- Кузнецов И.Н. Отечественная история. Учебник для ВУЗов. М.: Издательский дом

«Дашков и К», 2010.

- История России. Учебник для вузов. Под ред. М.Н. Зуева и А.А. Чернобаева. М.:

«Высшая школа», 2009.

- Назырова Е.А. Практикум по Отечественной истории. М.: Инфра-М, 2010.

- Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.:

«Университет», 2008.

- Евсеенко В.И. Отечественная история. Учебно-методические рекомендации для

подготовки к семинарским занятиям. Киров: КГМА, 2007.

- Евсеенко В.И. Отечественная история. Учебно-методические рекомендации для

изучения курса студентами заочного отделения. Киров: КГМА, 2010.

ЛЕКЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА: Евсеенко В.И., к. и. н, доцентом кафедры гуманитарных наук

Методическая разработка утверждена на заседании кафедры, протокол №___ от

«_______»________________2011 г.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кировская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

 

Кафедра гуманитарных наук

 

Зав. кафедрой: ____________________к.ф.н., доцент Михайлов А.Е.

 

ЛЕКЦИЯ (методическая разработка)

 

для студентов I курса

специальности: «Лечебное дело»

по дисциплине «История Отечества»

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1017; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.