КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конъюнктура мирового рынка и основные конъюнктурообразующие факторы
Одной из основных характеристик мирового рынка является его конъюнктура. В широком смысле под конъюнктурой понимается конкретное состояние (ситуация) на данном рынке в определенных временных, географических и иных рамках, складывающееся под воздействием совокупности целого ряда факторов (конъюнктурообразующих факторов). Всестороннее исследование конъюнктуры рынка является важной проблемой экономической теории и практики. При этом в исследовании конъюнктуры на разных уровнях различают: 1) общеэкономическую конъюнктуру (положение в мировом хозяйстве в целом, в регионе (группе стран), в экономике отдельных стран); 2) конъюнктуру отдельных сегментов мирового рынка и отраслевую конъюнктуру; 3) конъюнктуру рынков отдельных товаров и услуг. В реальной практике эти уровни конъюнктуры взаимосвязаны, что должны учитывать ее исследователи (для того чтобы исследовать конъюнктуру отдельного товара, нужно иметь информацию об отраслевой конъюнктуре, а для исследования отраслевой конъюнктуры нужно знать общеэкономическую конъюнктуру и т.д.). С точки зрения временных критериев выделяют: • текущую конъюнктуру; • кратко- и среднесрочную конъюнктуру; • долгосрочную конъюнктуру. Исследования текущей, кратко-, средне- и долгосрочной конъюнктуры мирового рынка взаимосвязаны (например, в оценки долгосрочной конъюнктуры постоянно вносятся коррективы с учетом изменений в текущей, кратко- и среднесрочной конъюнктуре). Конъюнктура мирового рынка постоянно изменяется под воздействием широкой совокупности конъюнктурообразующих факторов (экономических, научно-технических, политических, социальных и др.). Эти факторы подразделяются на: а) постоянные и переменные; б) циклические и нециклические; в) стимулирующие развитие рынка и сдерживающие его; г) по срокам действия — кратко-, средне- и долгосрочные. Когда составляются прогнозы конъюнктуры рынка, то обычно выделяются и анализируются, прежде всего, те факторы, от действия которых в максимальной степени зависит будущее развитие конъюнктуры. Это так называемые «конъюнктурные симптомы». Общая совокупность этих конъюнктурных симптомов составляет так называемую конъюнктурную симптоматику (которая специфична для каждого конкретного сегмента мирового товарного рынка). Конъюнктурные колебания в значительной степени связаны с циклическим характером развития экономики. При этом действуют длинные циклы («волны») конъюнктуры (так называемые «циклы Кондратьева» — по имени известного отечественного исследователя этих проблем Н.Д. Кондратьева (1892-1938)). В основе этих длинных циклов (волн) конъюнктуры лежат крупные научно-технические открытия, связанные с появлением принципиально новых продуктов (товаров), порождающих на весьма длительный период (25—30 лет) «волны» конъюнктуры до исчерпания основных научно-технических преимуществ данного продукта. Цикличность конъюнктуры хорошо видна на примере конъюнктуры мирового рынка машин и оборудования. В мировой промышленности постоянно действуют циклы, связанные с обновлением оборудования, а также и циклы обновления потребительских товаров длительного пользования (автомобили, холодильники и т.д.). При этом проявляются основные закономерности так называемого «цикла жизни» продукта. Реальная же практика изменения конъюнктуры существенно более динамична, чем это вытекает из цикличности экономического развития. В отдельных случаях в результате интенсивного действия дополнительных факторов конъюнктура может не отражать буквально прохождение тех или иных фаз цикла. Помимо циклических факторов действуют постоянные и переменные нециклические факторы. К постоянно действующим нециклическим факторам можно отнести, например, регулирование экономики государством (в зависимости от того, насколько значительна роль государства в экономике конкретной страны), а также воздействие на конъюнктуру со стороны ведущих монополистических объединений, ТНК. Симбиозом двух названных факторов является государственно-монополистическое регулирование (когда регулирующее воздействие является результатом объединения мощи монополий с возможностями государственных институтов). К постоянно действующим нециклическим факторам можно отнести и политические факторы, которые могут оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на конъюнктуру рынка. Вместе с тем есть постоянно действующие конъюнктурообразующие факторы, которые обычно рассматривают как нециклические факторы, однако они имеют свою собственную (хотя и нередко скрытую) цикличность. Так, например, на многие аспекты изменения конъюнктуры промышленной продукции оказывает воздействие развитие оборонно-промышленного комплекса отдельных стран (это влияет, прежде всего, на конъюнктуру рынков вооружений и связанных с ними отраслевых рынков). Однако даже в производстве и реализации даже такого специфического вида продукции есть своя собственная цикличность, связанная с переходом от одних поколений вооружений к другим. Непрерывен также и НТП, однако на практике в появлении крупных научно-технических достижений и в их воздействии на жизнь общества в целом есть свои логика и цикличность, когда накопление научных знаний приводит на определенном этапе к качественному сдвигу, скачку в той или иной области научно-технического развития. Это неизбежно порождает новые «волны» в развитии производства и, естественно, оказывает значительное воздействие на конъюнктуру рынка. По существу, циклическим фактором является и имеющая место в ряде отраслей сезонность производства и потребления (сельское хозяйство, сезонность в одежде, обуви и т.д.). В целом количество и сила действия тех или иных конъюнктурообразующих факторов постоянно меняются (нередко в значительных пределах) в зависимости от конкретных особенностей того или иного рынка. Кроме того, одни и те же конъюнктурообразующие факторы могут по-разному влиять на различные сегменты рынка. Так, например, девальвация национальной валюты может на определенном временном промежутке способствовать наращиванию отечественного экспорта и, напротив, спаду импортных операций в стране. В некоторых случаях на конкретных рынках может возникать ситуация (следуя терминологии макроэкономической теории) гистерезиса, когда текущие и, казалось бы, временные, преходящие колебания конъюнктуры приводят к долгосрочным негативным изменениям на данном рынке. В начале XXI в. существенное значение в исследовании конъюнктуры мирового рынка имеет анализ тенденций, которые реализуются в так называемой теневой экономике, т.е. в экономике, хозяйственная деятельность в которой либо не регистрируется, либо скрывается от государственного наблюдения. При этом в теневой экономике может скрываться как законная деятельность по производству товаров в домашних хозяйствах (ими же в определенной степени и потребляемых), не подлежащая официальному регистрированию и налогообложению (примером такого рода является производство сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах в нашей стране). Это — так называемая «неофициальная» экономика. Однако есть и незаконная деятельность, в сокрытии которой хозяйствующие субъекты могут быть заинтересованы по следующим причинам: • эта деятельность может быть насильственно прекращена государством (продажа наркотиков, нелегальная продажа оружия, проституция и др.); • участвующие в такого рода деятельности субъекты хотели бы уйти от уплаты налогов, акцизов, таможенных сборов (при контрабанде продукции) и других официальных платежей. По имеющимся оценкам на рубеже XX — XXI вв. в развитых странах теневая экономика была эквивалентна 12—15% ВНП, в странах с переходной экономикой — 23, а в развивающихся странах — 33% ВНП. По данным австрийского экономиста Ф. Шнайдера, в 2004—2005 гг. удельный вес теневой экономики в ВВП ряда развитых стран составлял: 27,6% в Греции, 24,4% — в Италии, 21,3% — в Испании, 21,2% — в Португалии, 20,1% — в Бельгии, 17,5% — в Швеции, 15,6% — в Германии, 13,8% — во Франции, 12,0% — в Великобритании и Нидерландах, 10,3% — в Японии и Австрии, 9,0% — в Швейцарии, 8,2% — в США. В России теневая экономика статистической службой России оценивалась в этот период в 30%. По отдельным развивающимся странам имеются по оценкам экспертов более внушительные показатели удельного веса теневой экономики. Так, в Нигерии, например, они приближались к 80% ВНП, у Египта и Таиланда эти показатели составляли около 70%. Фактически «черной дырой» мировой экономики была к концу XX в. Албания, в которой процветала нелегальная торговля наркотиками и оружием. При среднегодовом доходе надушу населения в 70 долл. на три с небольшим миллиона граждан этой страны приходилось 500 тыс. автомобилей (еще в 1990 г. их было всего 5 тыс.), 60% от общего числа которых были «мерседесы», а 9 из 10 автомобилей были угнаны из стран Западной Европы. В мире в целом по имеющимся оценкам к началу XXI в. в рамках «неофициальной» экономики (как криминальной, полукриминальной, так и некриминальной, но нерегистрируемой) производилось товаров и услуг в объемах, сопоставимых по стоимости с ВВП США — крупнейшей по масштабам производства страны современного мира. Не случайно некоторые отечественные и зарубежные исследователи рассматривают расширение теневой экономики как одну из глобальных проблем современности. Таким образом, теневая экономика является неучтенным (или неполностью учтенным) сегментом глобализирующейся мировой экономики (и сама по себе фактически стала глобальным явлением и соответственно глобальной проблемой современного мира). Очевидно, что это обстоятельство необходимо в максимальной степени учитывать при исследовании конъюнктуры современного мирового рынка.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |