Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конъюнктура мирового рынка и основные конъюнктурообразующие факторы

Одной из основных характеристик мирового рынка является его конъюнктура. В широком смысле под конъюнктурой понима­ется конкретное состояние (ситуация) на данном рынке в опреде­ленных временных, географических и иных рамках, складываю­щееся под воздействием совокупности целого ряда факторов (конъюнктурообразующих факторов).

Всестороннее исследование конъюнктуры рынка является важ­ной проблемой экономической теории и практики. При этом в исследовании конъюнктуры на разных уровнях различают:

1) общеэкономическую конъюнктуру (положение в мировом хозяйстве в целом, в регионе (группе стран), в экономике отдель­ных стран);

2) конъюнктуру отдельных сегментов мирового рынка и отрас­левую конъюнктуру;

3) конъюнктуру рынков отдельных товаров и услуг.

В реальной практике эти уровни конъюнктуры взаимосвязаны, что должны учитывать ее исследователи (для того чтобы исследо­вать конъюнктуру отдельного товара, нужно иметь информацию об отраслевой конъюнктуре, а для исследования отраслевой конъ­юнктуры нужно знать общеэкономическую конъюнктуру и т.д.).

С точки зрения временных критериев выделяют:

• текущую конъюнктуру;

• кратко- и среднесрочную конъюнктуру;

• долгосрочную конъюнктуру.

Исследования текущей, кратко-, средне- и долгосрочной конъ­юнктуры мирового рынка взаимосвязаны (например, в оценки долгосрочной конъюнктуры постоянно вносятся коррективы с учетом изменений в текущей, кратко- и среднесрочной конъюнк­туре).

Конъюнктура мирового рынка постоянно изменяется под воз­действием широкой совокупности конъюнктурообразующих фак­торов (экономических, научно-технических, политических, со­циальных и др.).

Эти факторы подразделяются на:

а) постоянные и переменные;

б) циклические и нециклические;

в) стимулирующие развитие рынка и сдерживающие его;

г) по срокам действия — кратко-, средне- и долгосрочные.

Когда составляются прогнозы конъюнктуры рынка, то обычно выделяются и анализируются, прежде всего, те факторы, от действия которых в максимальной степени зависит будущее развитие конъ­юнктуры. Это так называемые «конъюнктурные симптомы». Об­щая совокупность этих конъюнктурных симптомов составляет так называемую конъюнктурную симптоматику (которая специфична для каждого конкретного сегмента мирового товарного рынка).

Конъюнктурные колебания в значительной степени связаны с циклическим характером развития экономики. При этом действуют длинные циклы («волны») конъюнктуры (так называемые «циклы Кон­дратьева» — по имени известного отечественного исследователя этих проблем Н.Д. Кондратьева (1892-1938)). В основе этих длин­ных циклов (волн) конъюнктуры лежат крупные научно-техниче­ские открытия, связанные с появлением принципиально новых продуктов (товаров), порождающих на весьма длительный период (25—30 лет) «волны» конъюнктуры до исчерпания основных науч­но-технических преимуществ данного продукта.

Цикличность конъюнктуры хорошо видна на примере конъ­юнктуры мирового рынка машин и оборудования. В мировой про­мышленности постоянно действуют циклы, связанные с обновле­нием оборудования, а также и циклы обновления потребительских товаров длительного пользования (автомобили, холодильники и т.д.). При этом проявляются основные закономерности так на­зываемого «цикла жизни» продукта.

Реальная же практика изменения конъюнктуры существенно более динамична, чем это вытекает из цикличности экономиче­ского развития. В отдельных случаях в результате интенсивного действия дополнительных факторов конъюнктура может не отра­жать буквально прохождение тех или иных фаз цикла. Помимо циклических факторов действуют постоянные и переменные не­циклические факторы.

К постоянно действующим нециклическим факторам можно от­нести, например, регулирование экономики государством (в зави­симости от того, насколько значительна роль государства в эконо­мике конкретной страны), а также воздействие на конъюнктуру со стороны ведущих монополистических объединений, ТНК. Сим­биозом двух названных факторов является государственно-моно­полистическое регулирование (когда регулирующее воздействие является результатом объединения мощи монополий с возможно­стями государственных институтов). К постоянно действующим нециклическим факторам можно отнести и политические факто­ры, которые могут оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на конъюнктуру рынка.

Вместе с тем есть постоянно действующие конъюнктурообразующие факторы, которые обычно рассматривают как нецикли­ческие факторы, однако они имеют свою собственную (хотя и не­редко скрытую) цикличность. Так, например, на многие аспекты изменения конъюнктуры промышленной продукции оказывает воздействие развитие оборонно-промышленного комплекса от­дельных стран (это влияет, прежде всего, на конъюнктуру рынков вооружений и связанных с ними отраслевых рынков). Однако даже в производстве и реализации даже такого специфического вида продукции есть своя собственная цикличность, связанная с пере­ходом от одних поколений вооружений к другим.

Непрерывен также и НТП, однако на практике в появлении крупных научно-технических достижений и в их воздействии на жизнь общества в целом есть свои логика и цикличность, когда накопление научных знаний приводит на определенном этапе к качественному сдвигу, скачку в той или иной области научно-тех­нического развития. Это неизбежно порождает новые «волны» в развитии производства и, естественно, оказывает значительное воздействие на конъюнктуру рынка. По существу, циклическим фактором является и имеющая место в ряде отраслей сезонность производства и потребления (сельское хозяйство, сезонность в одежде, обуви и т.д.).

В целом количество и сила действия тех или иных конъюнкту­рообразующих факторов постоянно меняются (нередко в значи­тельных пределах) в зависимости от конкретных особенностей того или иного рынка. Кроме того, одни и те же конъюнктурообразующие факторы могут по-разному влиять на различные сегменты рынка. Так, например, девальвация национальной валюты может на определенном временном промежутке способствовать наращи­ванию отечественного экспорта и, напротив, спаду импортных операций в стране.

В некоторых случаях на конкретных рынках может возникать ситуация (следуя терминологии макроэкономической теории) гис­терезиса, когда текущие и, казалось бы, временные, преходящие колебания конъюнктуры приводят к долгосрочным негативным изменениям на данном рынке.

В начале XXI в. существенное значение в исследовании конъ­юнктуры мирового рынка имеет анализ тенденций, которые реа­лизуются в так называемой теневой экономике, т.е. в экономике, хозяйственная деятельность в которой либо не регистрируется, либо скрывается от государственного наблюдения. При этом в те­невой экономике может скрываться как законная деятельность по производству товаров в домашних хозяйствах (ими же в определен­ной степени и потребляемых), не подлежащая официальному ре­гистрированию и налогообложению (примером такого рода явля­ется производство сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах в нашей стране). Это — так называемая «не­официальная» экономика.

Однако есть и незаконная деятельность, в сокрытии которой хозяйствующие субъекты могут быть заинтересованы по следу­ющим причинам:

• эта деятельность может быть насильственно прекращена государством (продажа наркотиков, нелегальная продажа оружия, проституция и др.);

• участвующие в такого рода деятельности субъекты хотели бы уйти от уплаты налогов, акцизов, таможенных сборов (при контрабанде продукции) и других официальных пла­тежей.

По имеющимся оценкам на рубеже XX — XXI вв. в развитых странах теневая экономика была эквивалентна 12—15% ВНП, в странах с переходной экономикой — 23, а в развивающихся стра­нах — 33% ВНП. По данным австрийского экономиста Ф. Шнай­дера, в 2004—2005 гг. удельный вес теневой экономики в ВВП ряда развитых стран составлял: 27,6% в Греции, 24,4% — в Италии, 21,3% — в Испании, 21,2% — в Португалии, 20,1% — в Бельгии, 17,5% — в Швеции, 15,6% — в Германии, 13,8% — во Франции, 12,0% — в Великобритании и Нидерландах, 10,3% — в Японии и Австрии, 9,0% — в Швейцарии, 8,2% — в США. В России теневая экономика статистической службой России оценивалась в этот период в 30%.

По отдельным развивающимся странам имеются по оценкам экспертов более внушительные показатели удельного веса теневой экономики. Так, в Нигерии, например, они приближались к 80% ВНП, у Египта и Таиланда эти показатели составляли около 70%. Фактически «черной дырой» мировой экономики была к концу XX в. Албания, в которой процветала нелегальная торговля нарко­тиками и оружием. При среднегодовом доходе надушу населения в 70 долл. на три с небольшим миллиона граждан этой страны при­ходилось 500 тыс. автомобилей (еще в 1990 г. их было всего 5 тыс.), 60% от общего числа которых были «мерседесы», а 9 из 10 автомо­билей были угнаны из стран Западной Европы.

В мире в целом по имеющимся оценкам к началу XXI в. в рам­ках «неофициальной» экономики (как криминальной, полукрими­нальной, так и некриминальной, но нерегистрируемой) произво­дилось товаров и услуг в объемах, сопоставимых по стоимости с ВВП США — крупнейшей по масштабам производства страны со­временного мира. Не случайно некоторые отечественные и зару­бежные исследователи рассматривают расширение теневой эконо­мики как одну из глобальных проблем современности.

Таким образом, теневая экономика является неучтенным (или неполностью учтенным) сегментом глобализирующейся мировой экономики (и сама по себе фактически стала глобальным явлени­ем и соответственно глобальной проблемой современного мира). Очевидно, что это обстоятельство необходимо в максимальной степени учитывать при исследовании конъюнктуры современного мирового рынка.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Мировой рынок начала XXI В. , его структура | Исследование и прогнозирование конъюнктуры мирового рынка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.