Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исследование и прогнозирование конъюнктуры мирового рынка

Учитывая все отмеченные обстоятельства, конъюнктура ми­рового рынка должна исследоваться непрерывно — в сочетании исследования текущей, кратко-, средне- и долгосрочной конъюнк­туры и ее прогнозирования.

При этом по характеру используемой информации, способам ее получения, технике проведения исследований конъюнктуры рынков методы таких исследований могут быть различными (с уче­том специфики конкретных видов товаров и рынков): «кабинетные исследования» (проводимые аналитиками на основе изучения со­ответствующих источников информации) и изучение рынка «на месте». Несмотря на то что эти последние методы относительно дорогостоящи, они позволяют более эффективно и всесторонне изучать конкретный рынок в его реальном состоянии (максималь­но учитывая, например, специфику интересов потребителей кон­кретных стран). Использование подобных методов нередко дает возможность устанавливать и личные контакты с представителями фирм-контрагентов (покупателей). Зачастую используются и ме­тоды пробных продаж. Они эффективны в тех случаях, когда отсутствуют необходимые сведения о рынке и у фирм-продавцов нет достаточного времени для его полного и всестороннего изучения, а также в ситуации реализации новых для данного рынка това­ров.

Существенное значение при этом приобретают методы прогно­зирования конъюнктуры мирового рынка, к которым можно отнести следующие.

1. Экстраполяция, в основе которой лежит предположение, что динамика основных условий, тенденций и причинных факторов предыдущего периода сохранится и в будущем периоде, что новые технологии будут внедряться равномерно, без резких скачков и структурных деформаций. При несомненных достоинствах этого метода прогнозирования, связанных с учетом тех тенденций раз­вития рынка, которые уже сформировались ранее и отчетливо про­являются в данный период, экстраполяции присущи определенные недостатки, связанные с инерционностью как самих анализируе­мых тенденций, так и подходов к ним.

2. Экспертные оценки, основанные на прогнозах наиболее ав­торитетных ученых и специалистов. Этот метод используется до­статочно часто — например, в форме так называемых «мозговых атак», его достоинства связаны с отходом от инерционности раз­вития и с выдвижением новых гипотез развития рынка. Однако недостатком этого метода является вполне определенная субъек­тивность экспертных оценок.

3. Экономико-математическое моделирование с использованием компьютерных технологий. Это наиболее современный метод про­гнозирования развития мирового рынка, во многом синтезирую­щий достоинства первых двух методов.

На основе современных эконометрических методов с исполь­зованием компьютерных технологий нередко разрабатываются различные альтернативные сценарии развития и изменения конъ­юнктуры мирового рынка в целом, его сегментов и отдельных то­варов. Ценность прогнозов, даже не совсем точных, состоит в том, что они показывают возможные варианты развития событий и не­редко содержат рекомендации по предотвращению нежелательных негативных сценариев развития.

В целом же ввиду сложности и противоречивости развития со­временного мирового хозяйства, далеко неоднозначного воздей­ствия на него множества факторов, лежащих вне сферы экономи­ки (политических, военно-политических, экологических и др.), существует объективная возможность неточности прогнозирова­ния развития мирового рынка. Однако это не означает, что прове­дение прогнозных работ малопродуктивно — напротив, потребно­сти реальной экономики, особенно на этапе ее глобализации, ста­вят вопрос о необходимости осуществления прогнозных исследований с использованием все более современных методов. Как обоснованно отмечают специалисты в области прогнозирова­ния, «неполная определенность предвидения всегда предпочти­тельнее полной неопределенности представлений о будущем».

Однако, безусловно, проблема точности и достоверности про­гнозов конъюнктуры мировой экономики и ее сегментов остается весьма актуальной. Не случайно в современной прогнозной дея­тельности используется термин «верификация прогнозов», т.е. оцен­ка достоверности, точности и обоснованности прогнозов, опреде­ление четких и точных критериев оценки качества прогнозных исследований. По результатам верификации проводится уточнение и корректировка прогнозов. Так, например, в прогнозы многих авторитетных международных организаций вносятся, как правило, ежеквартальные коррективы, нередко существенно изменяющие предыдущие прогнозы. Таким образом, проблема верификации прогнозов чрезвычайно актуальна и важна.

Учитывая отмеченные обстоятельства, при осуществлении прогнозов развития мирового рынка и его конъюнктуры чрезвы­чайно важно охватить максимальное число наиболее репрезента­тивных (представительных) параметров и показателей. Например, для прогнозной оценки современного производства применяют показатели ВВП, динамики и структуры промышленного произ­водства, уровня загрузки производственных мощностей, их изно­са (физического и морального), динамики и структуры инвести­ций, уровня и динамики заработной платы, уровня занятости и т.д.

В качестве источников при исследовании конъюнктуры миро­вого рынка используются данные статистических публикаций ООН, ЮНКТАД, ВТО, ФАО (Организации ООН по вопросам про­довольствия и сельского хозяйства), МВФ, МБРР, ОЭСР, других авторитетных организаций.

Однако конъюнктура мирового рынка должна не только ис­следоваться — отечественный бизнес должен стремиться к тому, чтобы оказывать на нее как можно более активное воздействие, формировать и поддерживать конъюнктуру мирового рынка в выгодном для себя направлении. Это имеет существенное значе­ние при проведении Россией в целом и ее корпоративным бизне­сом активной внешнеэкономической (прежде всего экспортной) политики.

Так, в проведении экспортной политики существенное значе­ние имеют:

• активная рекламная политика, которая нередко начинает разворачиваться ведущими корпорациями мира задолго до того, как товар произведен и появился на международном рынке (при этом реклама проводится весьма агрессивно с использованием всех средств массовой информации);

• формирование и поддержание в мире высокого обществен­ного мнения о компании, ее имидже в целом;

• активная политика по продвижению товара, сопровождаю­щаяся конъюнктурным воздействием на торговых посред­ников;

• постоянный контроль за потенциалом конкурентов и нега­тивное конъюнктурное воздействие на них (типичным примером такого рода воздействия является активное внед­рение в последние годы в США и некоторых других разви­тых странах с рыночной экономикой тезиса о том, что весь российский бизнес пронизан криминальными структура­ми, что значительно осложняет деятельность отечествен­ных фирм на территории других стран).

Проблемы конъюнктуры мирового рынка имеют существенное значение для отечественных предприятий, работающих на экспорт. Для них важно не только что, как и с какими издержками произ­водить, но и выработать и реализовать общую стратегию экспансии своих новых товаров на мировом рынке (вплоть до осуществления в максимальном варианте глобальной стратегии продвижения сво­их товаров и услуг).

Для большинства российских предприятий-экспортеров изучение конъюнктуры мирового рынка и его сегментов, а также рынков кон­кретных товаров позволяет решить ряд практических вопросов:

• оценить коммерческую ценность и конкурентоспособность продаваемых товаров и услуг;

• решить вопрос о выборе потенциальных и фактических стран-экспортеров (импортеров) и соответствующих фирм-контрагентов;

• выбрать благоприятный момент для выхода на данный ры­нок (или ухода с него);

• сформировать и реализовать эффективную стратегию и тактику, формы и методы деятельности на данном рынке;

• выработать политику ведения торговых переговоров и сформулировать основные условия внешнеторговых конт­рактов;

• корректировать свои действия в связи с изменениями конъюнктуры мировых товарных рынков.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Покажите различия в понятиях «внутренний рынок», «национальный рынок», «международный рынок», «мировой рынок».

2. Охарактеризуйте основные черты современного мирового рынка.

3. Покажите различия в понятиях «торгуемые» и «неторгуемые» (с точки зрения международной торговли) товары.

4. Что является критерием для признания торговли международной, а продажи и покупки товаров - соответственно экспортом и импортом по принятым в мире стандартам статистики международной торговли?

5. Укажите верные суждения.

Конъюнктура — это:

а) политика эффективной продажи произведенной продукции;

б) конкретное состояние на данном рынке, складывающееся под воздействием совокупности ряда факторов;

в) взаимодействие между продавцами и покупателями при реализации данного товара;

г) равновесное состояние в ценообразовании, возникшее в результате взаимодействия продавцов и покупателей.

6. Каковы основные уровни исследования конъюнктуры мирового рынка?

7. Назовите современные конъюнктурообразующие факторы.

8. В чем состоят достоинства и недостатки отдельных используемых в настоя­щее время методов прогнозирования мирового рынка?

9. В соответствии с теорией «больших циклов» («больших волн конъюнктуры») Н.Д. Кондратьева в основе перехода от одного «большого цикла» к другому лежит (отметьте):

а) изменение в расстановке политических сил в мире;

б) глобальные проблемы современности;

в) фундаментальные научно-технические открытия;

г) изменение в соотношении экономических потенциалов стран мира;

д) изменение в предпочтениях потребителей по отношению к конкретным товарам.

10. Укажите верные суждения.

Конъюнктура международной торговли должна:

а) тщательно изучаться;

б) во всех аспектах сообщаться фирмам-конкурентам;

в) формироваться и поддерживаться в выгодном для хозяйствующего субъекта направлении;

г) обсуждаться с конкурирующими фирмами.

 

 

Глава 6

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Конъюнктура мирового рынка и основные конъюнктурообразующие факторы | Ценообразующие факторы в международной торговле
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.