КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исследование и прогнозирование конъюнктуры мирового рынка
Учитывая все отмеченные обстоятельства, конъюнктура мирового рынка должна исследоваться непрерывно — в сочетании исследования текущей, кратко-, средне- и долгосрочной конъюнктуры и ее прогнозирования. При этом по характеру используемой информации, способам ее получения, технике проведения исследований конъюнктуры рынков методы таких исследований могут быть различными (с учетом специфики конкретных видов товаров и рынков): «кабинетные исследования» (проводимые аналитиками на основе изучения соответствующих источников информации) и изучение рынка «на месте». Несмотря на то что эти последние методы относительно дорогостоящи, они позволяют более эффективно и всесторонне изучать конкретный рынок в его реальном состоянии (максимально учитывая, например, специфику интересов потребителей конкретных стран). Использование подобных методов нередко дает возможность устанавливать и личные контакты с представителями фирм-контрагентов (покупателей). Зачастую используются и методы пробных продаж. Они эффективны в тех случаях, когда отсутствуют необходимые сведения о рынке и у фирм-продавцов нет достаточного времени для его полного и всестороннего изучения, а также в ситуации реализации новых для данного рынка товаров. Существенное значение при этом приобретают методы прогнозирования конъюнктуры мирового рынка, к которым можно отнести следующие. 1. Экстраполяция, в основе которой лежит предположение, что динамика основных условий, тенденций и причинных факторов предыдущего периода сохранится и в будущем периоде, что новые технологии будут внедряться равномерно, без резких скачков и структурных деформаций. При несомненных достоинствах этого метода прогнозирования, связанных с учетом тех тенденций развития рынка, которые уже сформировались ранее и отчетливо проявляются в данный период, экстраполяции присущи определенные недостатки, связанные с инерционностью как самих анализируемых тенденций, так и подходов к ним. 2. Экспертные оценки, основанные на прогнозах наиболее авторитетных ученых и специалистов. Этот метод используется достаточно часто — например, в форме так называемых «мозговых атак», его достоинства связаны с отходом от инерционности развития и с выдвижением новых гипотез развития рынка. Однако недостатком этого метода является вполне определенная субъективность экспертных оценок. 3. Экономико-математическое моделирование с использованием компьютерных технологий. Это наиболее современный метод прогнозирования развития мирового рынка, во многом синтезирующий достоинства первых двух методов. На основе современных эконометрических методов с использованием компьютерных технологий нередко разрабатываются различные альтернативные сценарии развития и изменения конъюнктуры мирового рынка в целом, его сегментов и отдельных товаров. Ценность прогнозов, даже не совсем точных, состоит в том, что они показывают возможные варианты развития событий и нередко содержат рекомендации по предотвращению нежелательных негативных сценариев развития. В целом же ввиду сложности и противоречивости развития современного мирового хозяйства, далеко неоднозначного воздействия на него множества факторов, лежащих вне сферы экономики (политических, военно-политических, экологических и др.), существует объективная возможность неточности прогнозирования развития мирового рынка. Однако это не означает, что проведение прогнозных работ малопродуктивно — напротив, потребности реальной экономики, особенно на этапе ее глобализации, ставят вопрос о необходимости осуществления прогнозных исследований с использованием все более современных методов. Как обоснованно отмечают специалисты в области прогнозирования, «неполная определенность предвидения всегда предпочтительнее полной неопределенности представлений о будущем». Однако, безусловно, проблема точности и достоверности прогнозов конъюнктуры мировой экономики и ее сегментов остается весьма актуальной. Не случайно в современной прогнозной деятельности используется термин «верификация прогнозов», т.е. оценка достоверности, точности и обоснованности прогнозов, определение четких и точных критериев оценки качества прогнозных исследований. По результатам верификации проводится уточнение и корректировка прогнозов. Так, например, в прогнозы многих авторитетных международных организаций вносятся, как правило, ежеквартальные коррективы, нередко существенно изменяющие предыдущие прогнозы. Таким образом, проблема верификации прогнозов чрезвычайно актуальна и важна. Учитывая отмеченные обстоятельства, при осуществлении прогнозов развития мирового рынка и его конъюнктуры чрезвычайно важно охватить максимальное число наиболее репрезентативных (представительных) параметров и показателей. Например, для прогнозной оценки современного производства применяют показатели ВВП, динамики и структуры промышленного производства, уровня загрузки производственных мощностей, их износа (физического и морального), динамики и структуры инвестиций, уровня и динамики заработной платы, уровня занятости и т.д. В качестве источников при исследовании конъюнктуры мирового рынка используются данные статистических публикаций ООН, ЮНКТАД, ВТО, ФАО (Организации ООН по вопросам продовольствия и сельского хозяйства), МВФ, МБРР, ОЭСР, других авторитетных организаций. Однако конъюнктура мирового рынка должна не только исследоваться — отечественный бизнес должен стремиться к тому, чтобы оказывать на нее как можно более активное воздействие, формировать и поддерживать конъюнктуру мирового рынка в выгодном для себя направлении. Это имеет существенное значение при проведении Россией в целом и ее корпоративным бизнесом активной внешнеэкономической (прежде всего экспортной) политики. Так, в проведении экспортной политики существенное значение имеют: • активная рекламная политика, которая нередко начинает разворачиваться ведущими корпорациями мира задолго до того, как товар произведен и появился на международном рынке (при этом реклама проводится весьма агрессивно с использованием всех средств массовой информации); • формирование и поддержание в мире высокого общественного мнения о компании, ее имидже в целом; • активная политика по продвижению товара, сопровождающаяся конъюнктурным воздействием на торговых посредников; • постоянный контроль за потенциалом конкурентов и негативное конъюнктурное воздействие на них (типичным примером такого рода воздействия является активное внедрение в последние годы в США и некоторых других развитых странах с рыночной экономикой тезиса о том, что весь российский бизнес пронизан криминальными структурами, что значительно осложняет деятельность отечественных фирм на территории других стран). Проблемы конъюнктуры мирового рынка имеют существенное значение для отечественных предприятий, работающих на экспорт. Для них важно не только что, как и с какими издержками производить, но и выработать и реализовать общую стратегию экспансии своих новых товаров на мировом рынке (вплоть до осуществления в максимальном варианте глобальной стратегии продвижения своих товаров и услуг). Для большинства российских предприятий-экспортеров изучение конъюнктуры мирового рынка и его сегментов, а также рынков конкретных товаров позволяет решить ряд практических вопросов: • оценить коммерческую ценность и конкурентоспособность продаваемых товаров и услуг; • решить вопрос о выборе потенциальных и фактических стран-экспортеров (импортеров) и соответствующих фирм-контрагентов; • выбрать благоприятный момент для выхода на данный рынок (или ухода с него); • сформировать и реализовать эффективную стратегию и тактику, формы и методы деятельности на данном рынке; • выработать политику ведения торговых переговоров и сформулировать основные условия внешнеторговых контрактов; • корректировать свои действия в связи с изменениями конъюнктуры мировых товарных рынков.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Покажите различия в понятиях «внутренний рынок», «национальный рынок», «международный рынок», «мировой рынок». 2. Охарактеризуйте основные черты современного мирового рынка. 3. Покажите различия в понятиях «торгуемые» и «неторгуемые» (с точки зрения международной торговли) товары. 4. Что является критерием для признания торговли международной, а продажи и покупки товаров - соответственно экспортом и импортом по принятым в мире стандартам статистики международной торговли? 5. Укажите верные суждения. Конъюнктура — это: а) политика эффективной продажи произведенной продукции; б) конкретное состояние на данном рынке, складывающееся под воздействием совокупности ряда факторов; в) взаимодействие между продавцами и покупателями при реализации данного товара; г) равновесное состояние в ценообразовании, возникшее в результате взаимодействия продавцов и покупателей. 6. Каковы основные уровни исследования конъюнктуры мирового рынка? 7. Назовите современные конъюнктурообразующие факторы. 8. В чем состоят достоинства и недостатки отдельных используемых в настоящее время методов прогнозирования мирового рынка? 9. В соответствии с теорией «больших циклов» («больших волн конъюнктуры») Н.Д. Кондратьева в основе перехода от одного «большого цикла» к другому лежит (отметьте): а) изменение в расстановке политических сил в мире; б) глобальные проблемы современности; в) фундаментальные научно-технические открытия; г) изменение в соотношении экономических потенциалов стран мира; д) изменение в предпочтениях потребителей по отношению к конкретным товарам. 10. Укажите верные суждения. Конъюнктура международной торговли должна: а) тщательно изучаться; б) во всех аспектах сообщаться фирмам-конкурентам; в) формироваться и поддерживаться в выгодном для хозяйствующего субъекта направлении; г) обсуждаться с конкурирующими фирмами.
Глава 6
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |