Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ценообразующие факторы в международной торговле

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА МИРОВЫХ ТОВАРНЫХ РЫНКАХ

 

Изменения, происходящие в конъюнктуре мировых товар­ных рынков, в конечном итоге проявляются в изменениях цен на конкретные товары. По своему наиболее общему и традиционному определению цена выступает как образовавшаяся в результате дей­ствия множества факторов денежная сумма, которую намерен по­лучить продавец, реализуя свой товар, и которую готов заплатить за данный товар покупатель. При этом реальная цена, как следует из постулатов и графических схем экономической теории, являет­ся «точкой пересечения» кривых спроса и предложения.

Очевидно, что в зависимости от того, какова конкретная цена на конкретный товар в конкретный момент времени, для продавца будут решаться (или напротив не решаться) многие проблемы:

• возмещение понесенных издержек производства и обраще­ния товара (доведения его до покупателя);

• доходность (выгодность) производства и реализации дан­ного товара как на внутреннем, так и на внешнем рынке;

• появление новых стимулов для расширения производства и реализации данного товара или наоборот негативных пред­посылок для свертывания его производства и реализации внутри страны и/или за рубежом.

Как и во внутренней торговле, цены в международной торговле зависят от конкретной рыночной ситуации (соотношения спроса и предложения), однако здесь взаимодействует более широкий круг участников (субъектов рыночных отношений), влияющих на конъ­юнктуру и соответственно на изменение цен. Следует подчеркнуть, что цены в международной торговле — это более многофакторное понятие, чем цены во внутренней торговле.

В связи с этим проанализируем основные ценообразующие фак­торы в международной торговле:

• общеэкономические:

• конкретно-экономические;

• специфические;

• специальные;

• внеэкономические.

Общеэкономические факторы — ценообразующие факторы, дей­ствующие независимо от вида конкретной продукции и конкрет­ных условий ее производства и реализации. Иными словами, это факторы общей экономической среды, в рамках которой склады­ваются и изменяются цены. К такого рода факторам можно отнес­ти: прохождение соответствующих фаз экономического цикла (кризис, депрессия, оживление, подъем); соотношение совокупных спроса и предложения; динамику инфляции и т.д.

Конкретно-экономические — ценообразующие факторы, опре­деляемые особенностями данной конкретной продукции (данного товара), условиями ее производства и реализации.

К ним можно отнести:

• соотношение спроса и предложения на данный товар;

• изменения в издержках производства и обращения данного товара;

• налоги и различные сборы, связанные с данной продукци­ей (товаром);

• изменения в потребительских свойствах данного товара (качество, надежность, внешний вид, престижность и т.д.).

Специфические — ценообразующие факторы, действующие толь­ко в отношении некоторых (отдельных) видов товаров.

К ним можно отнести: сезонность в производстве и реализации отдельных товаров (например, зимняя и летняя одежда или обувь); обязательную комплектность поставок отдельных товаров (это осо­бенно относится к машинно-технической продукции); гарантии и условия послепродажного обслуживания и т.д.

Нетрудно заметить, что, продвигаясь в нашем анализе от первой к третьей группе ценообразующих факторов (общеэкономические, конкретно-экономические, специфические), мы постепенно пе­реходим от факторов, относящихся ко всем товарам, к факторам, относящимся к отдельным специфическим товарам.

Несколько особо по отношению к первым трем группам стоят четвертая и пятая группы ценообразующих факторов (специальные и внеэкономические).

Специальные ценообразующие факторы — факторы, связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов.

Это касается, прежде всего, форм деятельности государства в обла­сти внешнеэкономических связей. К ним можно, в частности, от­нести формы государственного регулирования в своей собственной стране, а также формы государственного регулирования за рубежом (в странах, фирмы которых выступают в качестве партнеров по внешнеэкономическим сделкам и на рынках которых реализуются экспортируемые из данной страны товары).

Внеэкономические — политические, военные, социальные фак­торы, прямо не относящиеся к экономике, однако оказывающие вполне определенное воздействие на динамику цен в сфере меж­дународной торговли (например, стремясь политически поддер­жать Республику Куба в 60—70-е гг., СССР покупал кубинский сахар по ценам более высоким, чем этот товар можно был приобре­сти в некоторых других странах; войны в Персидском заливе и Ираке отразились на ценах на нефть и т.д.).

В реальной практике вся эта совокупность динамично меняю­щихся и взаимодействующих между собой факторов оказывает итоговое комплексное воздействие на цены международной тор­говли.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Исследование и прогнозирование конъюнктуры мирового рынка | Специфика ценообразования на различных типах мировых товарных рынков
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.