КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Специфика ценообразования на различных типах мировых товарных рынков
Анализируя действие этих факторов, необходимо в полной мере учитывать специфику различных типов мировых товарных рынков и, соответственно, специфику ценообразования на них. При этом следует принимать во внимание, прежде всего положение на мировом рынке продавцов и покупателей. Как и во внутренней торговле, в международной торговле тоже есть рынок продавца (где цену диктует продавец) и рынок покупателя (где складывается обратная ситуация — цену диктует покупатель товара). Однако рынки продавца и покупателя — это фактически крайние, полюсные ситуации в современной рыночной экономике. На практике положение на мировом рынке постоянно меняется (это справедливо ко многим товарам), и чаще всего имеет место промежуточная ситуация, когда активно воздействуют на цены и продавцы, и покупатели. Например, НТП постоянно влияет на мировой рынок как через производство (а тем самым и через предложение товаров), так и посредством формирования и изменения потребностей (что оказывает воздействие на динамику и структуру спроса). Главным критерием классификации основных типов мировых товарных рынков является характер и степень свободы конкуренции. На основе этого критерия можно выделить следующие типы рынков: • рынок совершенной (свободной) конкуренции; • рынок «чистой» монополии; • рынок монополистической конкуренции; • олигопольный рынок (рынок конкуренции немногих поставщиков). Рассмотрим каждый из указанных типов рынков. 1. Характерными чертами рынка совершенной (свободной) конкуренции являются: значительное количество конкурирующих между собой продавцов и покупателей; относительная однородность поставляемой на данный рынок продукции. В процессе конкуренции между субъектами данного рынка (продавцами и покупателями) происходит своего рода «утряска» цен, в результате чего они устанавливаются на определенном уровне. Экспортеры в подобной ситуации нередко идут на скидку в цене (на практике в размере 3—5% от ее величины), выигрывая при этом на наращивании общих объемов продаж. 2. Специфика рынка чистой монополии состоит в том, что здесь господствует один поставщик данного товара, который и является монополистом. Он диктует цены на рынке и изменяет их, сочетая эти операции с соответствующими изменениями в объеме продаж товара. При этом на практике продавец-монополист вынужден исходить не из максимальной, а из некой оптимальной цены, которая формируется с учетом широкого комлекса ценообразующих факторов. В настоящее время можно назвать немного примеров «чистых» монополистов на международных товарных рынках. В частности, на рынке алмазов «чистым» монополистом фактически является знаменитая компания «Де Бирс». 3. Рынок монополистической конкуренции предполагает сосуществование нескольких фирм-монополистов. При этом в моделях монополистической конкуренции имеются две ключевые посылки. Во-первых, каждая из указанных фирм выпускает продукцию, несколько отличающуюся от продукции фирм-конкурентов. Тем самым ситуация складывается таким образом, что покупатели совсем не обязательно начнут покупать товары других фирм в случае незначительного повышения цен на них у данной фирмы-монополиста. Дифференциация товаров в данной ситуации делает фирму монополистом на особую разновидность одного и того же вида продукции. С учетом подобных обстоятельств рассматриваемая нами фирма оказывается в определенной мере вне конкуренции. Во-вторых, модель монополистической конкуренции предполагает, что фирма принимает цены конкурентов как данные, тем самым игнорируя влияние собственных решений в области цен на ценовую политику других производителей. Поэтому в модели монополистической конкуренции подразумевается, что хотя каждая фирма в действительности конкурирует с другими, она до известного предела может вести себя как монополист. В качестве примера такой международной монополистической конкуренции можно привести автомобильный рынок Европы, где группа ведущих фирм («Форд», «Дженерал Моторс», «Фольксваген», «Рено», «Пежо», «Фиат», «Вольво», «Ниссан») предлагают достаточно разные, но конкурирующие между собой современные автомобили. На практике нередко вместе с фирмами-монополистами на таком рынке пытаются действовать и менее сильные фирмы, стремящиеся закрепиться в этой сфере бизнеса (на этом сегменте рынка). Характер ценообразования на данном типе рынка — конкурентный, но с преобладанием монополизма. В случае взвинчивания цен монополиями их конкуренты начинают играть на понижение, в результате чего устанавливаются более низкие цены. В реальной экономической практике такие рынки испытывают на себе влияние процессов диверсификации деятельности фирм, которые стремятся расширить круг производимых и реализуемых ими товаров и проникнуть на новые рынки. Современные крупные корпорации — это, как правило, диверсифицированные корпорации, осуществляющие производство товаров, относящихся к самым разным, нередко напрямую не связанным между собой отраслям. Например, корпорации, работающие в сфере нефтяного бизнеса, часто развертывают свою деятельность не только в нефтехимической, химической отраслях, но и в парфюмерии, машиностроении, производстве пищевой продукции и т.д. Это позволяет им избегать тяжелых последствий экономического спада, который нередко носит волнообразный характер и по-разному проявляется в разных отраслях. В этом смысле политика диверсификации производства выступает как форма антикризисной и антициклической политики. Отметим также, что крупный корпоративный бизнес не только диверсифицирует свое производство, но и осуществляет диверсификацию сфер своей деятельности (например, действует не только в производстве, но и в банковской сфере, страховом, консалтинговом, информационном бизнесе и Т.д.). Растет и конкуренция со стороны фирм, производящих так называемые товары-субституты (товары, способные замещать другие, например пластмассы и металл, шерсть и химическое волокно и т.д.). Таким образом, конкуренция проявляет себя и на рынках, которые в настоящий момент времени представляются в значительной степени монополизированными. 4. Суть олигопольного рынка состоит в том, что на нем имеет место конкуренция немногих фирм-поставщиков, которые, по существу, делят крупные сегменты рынка. Как правило, при этом фирмы заключают между собой соответствующие соглашения. В ряде случаев они заключают соглашения и с правительственными органами тех стран, на рынках которых оперируют. Имеют место и «неофициальные» (тайные) договоренности между фирмами о разделе соответствующих рынков. Формой соглашений, связанной с олигопольными рынками, является картель — соглашение, устанавливающее обязательства для всех фирм-участниц по объемам производства и реализации продукции, доле (квоте) каждого из участников в общем объеме производства и сбыта продукции, по ценам, условиям найма рабочей силы, обмену патентами. Картели формируют картельные цены, которые позволяют участникам соглашения, поддерживая высокую доходность, сохранять и укреплять свое присутствие на данных рынках. Типичным примером международного картеля является широко известная Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК, OPEC — Organization of the Petroleum Exporting Countries), которая периодически принимает решения о сокращении или увеличении объемов (квот) добычи нефти (что, естественно, влияет на цены). Оценивая специфику ценообразования на различных типах мировых товарных рынков, необходимо учитывать и фактор влияния государства на цены международной торговли. Характерная особенность состоит в том, что на практике воздействие государства на цены международной торговли оказывается тем сильнее, чем больше и активнее оперируют на мировом рынке фирмы данной страны. При этом влияние государства на цены международной торговли может носить как прямой, непосредственный, так и косвенный, опосредованный характер. В качестве форм воздействия государства на цены международной торговли можно назвать следующие: 1. Государство определенным образом регулирует внутренние цены и тарифы (например, на транспорт, электроэнергию) и тем самым оказывает воздействие на цены тех товаров, которые фирмы данной страны экспортируют. 2. Государство может субсидировать (брать на себя определенную часть расходов) отечественный экспорт с целью его поддержки, тем самым создавая предпосылки для снижения цен на экспортируемые отечественные товары и повышения международной конкурентоспособности отечественных фирм-экспортеров. Например, в ряде случаев государство берет на себя расходы по финансированию НИОКР, связанных с производством экспортной продукции. 3. Государство может проводить соответствующую таможенную политику в области импорта. Например, устанавливая низкие импортные (ввозные) пошлины на поступающие из-за границы сырье и комплектующие изделия, из которых производится в данной стране экспортная продукция, оно тем самым влияет и на цены, по которым данная продукция будет экспортироваться. 4. Государство может устанавливать определенные количественные ограничения, квоты во внешней торговле. Например, в рамках некоторых торговых союзов и интеграционных группировок практикуется так называемое «добровольное ограничение экспорта», когда страны по взаимному согласованию сдерживают экспорт тех или иных товаров (что дает возможность поддерживать на соответствующем уровне цены на них). 5. К формам прямого воздействия государства на цены международной торговли можно отнести антидемпинговые меры и процедуры. В документах ВТО демпинг (dumping) определяется как экспорт товаров по ценам ниже уровня внутренних цен на эти товары в стране экспорта или ниже сопоставимых экспортных цен на аналогичные товары, экспортируемые третьей страной, находящейся в аналогичных условиях. Иными словами, речь здесь идет о реализации товаров — в данном случае через каналы внешней торговли на рынках зарубежных государств — по ценам ниже уровня, «нормального» для стран-экспортеров (искусственное занижение цен во внешней торговле). Во многих случаях демпинг квалифицируется как форма недобросовестной конкуренции. Демпинг может использоваться фирмами-экспортерами в целях внедрения и закрепления на зарубежных рынках. Нередко демпинг, по существу, поддерживается правительствами государств, экспортирующих данный товар, когда те субсидируют экспортные поставки из средств государственного бюджета. 6. Еще одним инструментом прямого воздействия государства на цены международной торговли является налоговое регулирование. Яркий пример такого рода — использование налога на добавленную стоимость, НДС (VAT— value-added tax), которым облагаются (или не облагаются) ряд экспортных и импортных товаров, что отражается на внешнеторговых ценах на соответствующие товары и их международной конкурентоспособности.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 942; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |