Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика ценообразования на различных типах мировых товарных рынков




Анализируя действие этих факторов, необходимо в полной мере учитывать специфику различных типов мировых товарных рынков и, соответственно, специфику ценообразования на них. При этом следует принимать во внимание, прежде всего положение на мировом рынке продавцов и покупателей. Как и во внутренней торговле, в международной торговле тоже есть рынок продавца (где цену диктует продавец) и рынок покупателя (где складывается об­ратная ситуация — цену диктует покупатель товара).

Однако рынки продавца и покупателя — это фактически край­ние, полюсные ситуации в современной рыночной экономике. На практике положение на мировом рынке постоянно меняется (это справедливо ко многим товарам), и чаще всего имеет место проме­жуточная ситуация, когда активно воздействуют на цены и продав­цы, и покупатели. Например, НТП постоянно влияет на мировой рынок как через производство (а тем самым и через предложение товаров), так и посредством формирования и изменения потребно­стей (что оказывает воздействие на динамику и структуру спроса).

Главным критерием классификации основных типов мировых товарных рынков является характер и степень свободы конкурен­ции. На основе этого критерия можно выделить следующие типы рынков:

• рынок совершенной (свободной) конкуренции;

• рынок «чистой» монополии;

• рынок монополистической конкуренции;

• олигопольный рынок (рынок конкуренции немногих по­ставщиков).

Рассмотрим каждый из указанных типов рынков.

1. Характерными чертами рынка совершенной (свободной) конку­ренции являются: значительное количество конкурирующих между собой продавцов и покупателей; относительная однородность пос­тавляемой на данный рынок продукции. В процессе конкуренции между субъектами данного рынка (продавцами и покупателями) происходит своего рода «утряска» цен, в результате чего они уста­навливаются на определенном уровне. Экспортеры в подобной ситуации нередко идут на скидку в цене (на практике в размере 3—5% от ее величины), выигрывая при этом на наращивании об­щих объемов продаж.

2. Специфика рынка чистой монополии состоит в том, что здесь господствует один поставщик данного товара, который и является монополистом. Он диктует цены на рынке и изменяет их, сочетая эти операции с соответствующими изменениями в объеме продаж товара. При этом на практике продавец-монополист вынужден исходить не из максимальной, а из некой оптимальной цены, ко­торая формируется с учетом широкого комлекса ценообразующих факторов.

В настоящее время можно назвать немного примеров «чистых» монополистов на международных товарных рынках. В частности, на рынке алмазов «чистым» монополистом фактически является знаменитая компания «Де Бирс».

3. Рынок монополистической конкуренции предполагает сосуществование нескольких фирм-монополистов. При этом в моделях монополистической конкуренции имеются две ключевые посылки.

Во-первых, каждая из указанных фирм выпускает продукцию, несколько отличающуюся от продукции фирм-конкурентов. Тем самым ситуация складывается таким образом, что покупатели сов­сем не обязательно начнут покупать товары других фирм в случае незначительного повышения цен на них у данной фирмы-моно­полиста. Дифференциация товаров в данной ситуации делает фир­му монополистом на особую разновидность одного и того же вида продукции.

С учетом подобных обстоятельств рассматриваемая нами фирма оказывается в определенной мере вне конкуренции.

Во-вторых, модель монополистической конкуренции предпо­лагает, что фирма принимает цены конкурентов как данные, тем самым игнорируя влияние собственных решений в области цен на ценовую политику других производителей. Поэтому в модели мо­нополистической конкуренции подразумевается, что хотя каждая фирма в действительности конкурирует с другими, она до извест­ного предела может вести себя как монополист.

В качестве примера такой международной монополистической конкуренции можно привести автомобильный рынок Европы, где группа ведущих фирм («Форд», «Дженерал Моторс», «Фольксва­ген», «Рено», «Пежо», «Фиат», «Вольво», «Ниссан») предлагают достаточно разные, но конкурирующие между собой современные автомобили.

На практике нередко вместе с фирмами-монополистами на та­ком рынке пытаются действовать и менее сильные фирмы, стре­мящиеся закрепиться в этой сфере бизнеса (на этом сегменте рын­ка). Характер ценообразования на данном типе рынка — конку­рентный, но с преобладанием монополизма. В случае взвинчивания цен монополиями их конкуренты начинают играть на понижение, в результате чего устанавливаются более низкие цены.

В реальной экономической практике такие рынки испытывают на себе влияние процессов диверсификации деятельности фирм, которые стремятся расширить круг производимых и реализуемых ими товаров и проникнуть на новые рынки. Современные круп­ные корпорации — это, как правило, диверсифицированные кор­порации, осуществляющие производство товаров, относящихся к самым разным, нередко напрямую не связанным между собой от­раслям. Например, корпорации, работающие в сфере нефтяного бизнеса, часто развертывают свою деятельность не только в неф­техимической, химической отраслях, но и в парфюмерии, маши­ностроении, производстве пищевой продукции и т.д. Это позво­ляет им избегать тяжелых последствий экономического спада, который нередко носит волнообразный характер и по-разному проявляется в разных отраслях. В этом смысле политика диверси­фикации производства выступает как форма антикризисной и антициклической политики. Отметим также, что крупный корпо­ративный бизнес не только диверсифицирует свое производство, но и осуществляет диверсификацию сфер своей деятельности (на­пример, действует не только в производстве, но и в банковской сфере, страховом, консалтинговом, информационном бизнесе и Т.д.).

Растет и конкуренция со стороны фирм, производящих так на­зываемые товары-субституты (товары, способные замещать дру­гие, например пластмассы и металл, шерсть и химическое волокно и т.д.). Таким образом, конкуренция проявляет себя и на рынках, которые в настоящий момент времени представляются в значи­тельной степени монополизированными.

4. Суть олигопольного рынка состоит в том, что на нем имеет место конкуренция немногих фирм-поставщиков, которые, по су­ществу, делят крупные сегменты рынка. Как правило, при этом фирмы заключают между собой соответствующие соглашения. В ряде случаев они заключают соглашения и с правительственными орга­нами тех стран, на рынках которых оперируют. Имеют место и «неофициальные» (тайные) договоренности между фирмами о раз­деле соответствующих рынков. Формой соглашений, связанной с олигопольными рынками, является картель — соглашение, уста­навливающее обязательства для всех фирм-участниц по объемам производства и реализации продукции, доле (квоте) каждого из участников в общем объеме производства и сбыта продукции, по ценам, условиям найма рабочей силы, обмену патентами. Картели формируют картельные цены, которые позволяют участникам со­глашения, поддерживая высокую доходность, сохранять и укреп­лять свое присутствие на данных рынках.

Типичным примером международного картеля является широ­ко известная Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК, OPEC — Organization of the Petroleum Exporting Countries), которая периодически принимает решения о сокращении или увеличении объемов (квот) добычи нефти (что, естественно, влияет на цены).

Оценивая специфику ценообразования на различных типах ми­ровых товарных рынков, необходимо учитывать и фактор влияния государства на цены международной торговли. Характерная особен­ность состоит в том, что на практике воздействие государства на цены международной торговли оказывается тем сильнее, чем боль­ше и активнее оперируют на мировом рынке фирмы данной страны. При этом влияние государства на цены международной торговли может носить как прямой, непосредственный, так и кос­венный, опосредованный характер.

В качестве форм воздействия государства на цены международной торговли можно назвать следующие:

1. Государство определенным образом регулирует внутренние цены и тарифы (например, на транспорт, электроэнергию) и тем самым оказывает воздействие на цены тех товаров, которые фирмы данной страны экспортируют.

2. Государство может субсидировать (брать на себя определен­ную часть расходов) отечественный экспорт с целью его под­держки, тем самым создавая предпосылки для снижения цен на экспортируемые отечественные товары и повышения международ­ной конкурентоспособности отечественных фирм-экспортеров. Например, в ряде случаев государство берет на себя расходы по финансированию НИОКР, связанных с производством экспорт­ной продукции.

3. Государство может проводить соответствующую таможенную политику в области импорта. Например, устанавливая низкие им­портные (ввозные) пошлины на поступающие из-за границы сырье и комплектующие изделия, из которых производится в данной стране экспортная продукция, оно тем самым влияет и на цены, по которым данная продукция будет экспортироваться.

4. Государство может устанавливать определенные количе­ственные ограничения, квоты во внешней торговле. Например, в рамках некоторых торговых союзов и интеграционных группи­ровок практикуется так называемое «добровольное ограничение экспорта», когда страны по взаимному согласованию сдерживают экспорт тех или иных товаров (что дает возможность поддерживать на соответствующем уровне цены на них).

5. К формам прямого воздействия государства на цены между­народной торговли можно отнести антидемпинговые меры и про­цедуры. В документах ВТО демпинг (dumping) определяется как экспорт товаров по ценам ниже уровня внутренних цен на эти то­вары в стране экспорта или ниже сопоставимых экспортных цен на аналогичные товары, экспортируемые третьей страной, нахо­дящейся в аналогичных условиях. Иными словами, речь здесь идет о реализации товаров — в данном случае через каналы внешней торговли на рынках зарубежных государств — по ценам ниже уров­ня, «нормального» для стран-экспортеров (искусственное заниже­ние цен во внешней торговле).

Во многих случаях демпинг квалифицируется как форма недоб­росовестной конкуренции. Демпинг может использоваться фир­мами-экспортерами в целях внедрения и закрепления на зарубеж­ных рынках. Нередко демпинг, по существу, поддерживается пра­вительствами государств, экспортирующих данный товар, когда те субсидируют экспортные поставки из средств государственного бюджета.

6. Еще одним инструментом прямого воздействия государства на цены международной торговли является налоговое регулирова­ние. Яркий пример такого рода — использование налога на добав­ленную стоимость, НДС (VAT— value-added tax), которым облага­ются (или не облагаются) ряд экспортных и импортных товаров, что отражается на внешнеторговых ценах на соответствующие то­вары и их международной конкурентоспособности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 922; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.