КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мировые цены и основные виды внешнеторговых цен
В реальной практике современной международной торговли проявляется множественность цен, причинами которой являются ценовая политика конкретных корпораций, воздействие на цены международной торговли со стороны государств и осуществление самими государствами некоторых внешнеторговых операций (например, поставка продукции в счет помощи или в счет покрытия долговых обязательств) и др. При этом на одни и те же товары существуют различные уровни цен. Это могут быть: цены по обычным коммерческим сделкам с платежом как в конвертируемой, так и в неконвертируемой или ограниченно конвертируемой валюте; цены во встречной торговле (когда продажа товара увязывается с закупкой товаров либо закупка товаров обусловливается соответствующей продажей товаров), в том числе по бартерным операциям («товар на товар»); цены при поставке товаров по программам помощи и др. Иными словами, множественность цен в международной торговле отражает факт многообразия условий реального совершения актов купли-продажи товаров. Однако в основе этой системы множественности цен лежат так называемые мировые цены (worldprices), под которыми понимают цены крупномасштабных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли. К основным характеристикам мировых цен относятся следующие. 1. Они устанавливаются в свободно конвертируемой валюте (поскольку оплата в неконвертируемой или ограниченно конвертируемой валюте ведет к необоснованному завышению цен). 2. Это цены на товары ведущих производителей и поставщиков (продавцов), имеющих существенную долю в общем объеме данной продукции и постоянно воспроизводящих (сохраняющих) свое ведущее положение на данных товарных рынках. 3. Это цены крупномасштабных сделок, предусматривающих раздельные, не связанные между собой экспортные и импортные операции (в противном случае при осуществлении встречных или бартерных сделок партнеры по торговым соглашениям могут пойти на значительные отклонения в ценах). 4. Применительно к рынкам топливно-сырьевых товаров речь идет о ценах в регионах мира, где сосредоточены их производство и/или торговля (это цены так называемых базисных или репрезентативных (представительных) рынков). Рассмотрим некоторые примеры установления мировых цен на важнейшие сырьевые товары. Базой мировых цен на нефть являются официальные продажные цены стран — членов ОПЕК. При этом в качестве базисных цен используются цены на легкую аравийскую нефть ФОБ (FOB — free on board, «свободно на борту») в соответствии с принятыми в мировой торговле Правилами международных коммерческих терминов «Инкотермс» (Incoterms) (подробнее см. главу 7) Рас-Таннура (основного нефтяного порта в Саудовской Аравии на берегу Персидского залива с годовым грузооборотом около 400 млн т нефти). Базой мировых цен на нефтепродукты считаются цены основных товарных рынков — района Карибского моря, а в Западной Европе — ФОБ Роттердам (Нидерланды) и ФОБ/СИФ (CIF— cost, insurance, freight — стоимость перевозки, страхование и фрахт судна) Амстердам, Роттердам (Нидерланды), Антверпен (Бельгия). Определяющими ценами на каменный уголь являются цены крупнейших экспортеров — США и Австралии и импортеров — Японии и стран Западной Европы. В качестве ориентира используются цены СИФ Амстердам, Роттердам, Антверпен. Базой мировых цен на железную руду принято считать цены крупнейших экспортеров — Австралии, Бразилии, Канады. На практике используются среднестатистические цены импорта — шведской железной руды «Кируна Д» СИФ Роттердам. Определяющую роль в ценах на медь, свинец, цинк играют котировки Лондонской биржи металлов (ЛБМ) и цены, установленные на их базе. На базе котировок ЛБМ реализуется около 70% производимой в мире рафинированной меди и не менее 2/3 производимого в мире рафинированного свинца. Мировыми ценами на алмазы и бриллианты являются цены единственного монополиста — Алмазного синдиката. У него имеется своя Центральная сбытовая организация (ЦСО), которая решает вопросы о повышении или понижении цен на ювелирное сырье. На практике единственным доступным показателем является исчисленный на основании официальных сообщений Алмазного синдиката индекс средних цен. На рынке бриллиантов мировыми ценами считаются экспортные цены крупнейших изготовителей и экспортеров — Индии, Израиля и Бельгии, но на практике оперируют среднестатистической ценой суммарного экспорта бриллиантов Бельгии и Израиля. Базовыми ценами для мировых цен на продовольственные товары являются: на пшеницу — цены Австралии (Сидней), на кукурузу — США (порты Мексиканского залива), на рис — Таиланд (Бангкок), на масло сливочное — Новая Зеландия, на арахис — Нигерия — Лондон, на соевые бобы — США — Роттердам, на бананы — Латинская Америка — порты США, на сахар — Нью-Йорк, на говядину — Австралия, Новая Зеландия, порты США, на баранину — Новая Зеландия, чай — Шри Ланка, кофе — Бразилия, табак — США и т.д. Свою существенную специфику имеет формирование мировых цен на машины и оборудование, поскольку этот сегмент мирового рынка обладает значительной динамичностью, структурным, ассортиментным многообразием, здесь постоянно создаются и производятся новые виды продукции и новые модификации продукции, производимой ранее. Следует подчеркнуть, что мировые цены выступают как общий ориентир при определении цен конкретных внешнеторговых сделок. Однако цена внешнеторгового контракта всегда конкретна и зависит от широкого спектра ценообразующих факторов и реальных обстоятельств (экономических, политических, социальных и др.). Обратим внимание также на то обстоятельство, что на практике существуют противоречия между внутренней и международной торговлей и соответственно между внутренними и мировыми ценами. Так, например, если конкретное предприятие на внутреннем рынке является крупнейшим поставщиком, определяющим масштабы продаж и уровень цен внутри страны, то далеко не, очевидно, что и в сфере международной торговли оно будет занимать такие же передовые позиции и соответственно автоматически оказывать определяющее воздействие на мировые цены. В реальной практике имеются примеры решающей деятельности в основных центрах мировой торговли фирм тех стран, которые сами по себе не являются крупнейшими производителями данного вида продукции. В частности, во многом определяющую роль в торговле нефтью и нефтепродуктами играет англо-голландская компания «Ройал Датч Шелл», а репрезентативными (представительными) центрами — Антверпен, Роттердам и Амстердам. Рассмотрим основные виды внешнеторговых цен. В общей совокупности этих цен выделим пять основных групп. 1. Контрактные цены — это цены, которые согласовали между собой продавцы и покупатели в ходе переговоров. Они сохраняются на протяжении всего периода действия контракта, если в ходе выполнения внешнеторговых поставок по соглашению сторон контрактные цены не пересматриваются. Контрактные цены обычно подразделяются на следующие подвиды: твердая фиксированная цена; твердая фиксированная цена с возможностью последующей корректировки; цена с последующей фиксацией; скользящая цена; смешанная цена. Суть твердой фиксированной цены состоит в том, что она устанавливается на дату подписания контракта и не изменяется до окончания его исполнения. Как правило, такие цены используются в ситуации, когда сроки реализации контрактов непродолжительны и в этот период не ожидается каких-либо существенных скачков цен. Такого рода цены на практике выгодны продавцам в ситуации, когда есть предпосылки для понижения цен на данные товары на рынке. Использование твердой фиксированной цены с возможностью последующей корректировки связано с оговариванием условий корректировки цен с учетом возможных ценовых изменений на рынке (в частности, могут измениться цены на сырье и комплектующие изделия, из которых производится данная продукция). Использование цен с последующей фиксацией связано с тем, что в контракте устанавливаются соответствующий принцип определения цен, а также источники ценовой информации и дата, на которую цены фиксируются. Такого рода цены целесообразно применять тогда, когда в период исполнения контракта на рынке ожидается существенное повышение цен, масштабы которого оценить точно представляется достаточно сложным. Этот способ ценообразования наиболее подходит также для долгосрочных контрактов, когда в течение ряда лет будут осуществляться периодические поставки товара. Использование скользящих цен связано с осуществлением продавцами и покупателями соответствующих расчетов по принятой в контракте формуле, первую часть которой составляет базовая цена, аналогичная по своей сути твердой фиксированной цене, а вторая часть представляет соотношение долей основных видов издержек по производству товара. Особое значение приобретает учет в формуле именно тех издержек, по которым в период исполнения контракта возможны существенные изменения. Как правило, скользящие цены используются в контрактах, связанных с поставкой сложных и уникальных товаров, имеющих продолжительный цикл изготовления. Смешанная цена представляет собой комбинированный вариант цены, когда одна ее часть является твердой фиксированной ценой, а другая — скользящей ценой. Контрактные цены являются коммерческой тайной и поэтому не публикуются. Однако на практике контрактные цены на определенный товар в конкретном регионе и при наличии ограниченного круга продавцов и покупателей бывают известны. Поэтому практической задачей для всех внешнеторговых фирм является сбор ценовой информации и создание соответствующего банка данных. Весьма существенную роль в практике ценообразования в международной торговле играют ценовые скидки, которые представляют собой сознательное и согласованное продавцами и покупателями уменьшение цены (фактически это так называемое «уторговывание» цены с учетом состояния рынка и условий заключаемых контрактов). Естественно, что одновременно с ценовыми скидками существуют и ценовые накидки (надбавки к цене, также связанные состоянием рынка в данный момент времени и условиями заключения соответствующего контракта). В мировой практике к началу XXI в. существовало около 40 различных видов ценовых скидок и накидок. К числу наиболее распространенных видов ценовых скидок относятся: • Количественные скидки продавца (экспортера), они даются покупателю, например, за значительный объем единовременной покупки (когда покупатель приобретает, в частности, целую партию данного товара). Скидка такого рода может доходить до 20—30% от первоначальной цены. • Бонусные скидки — предоставляются крупным оптовым покупателям-импортерам (нередко — эксклюзивным импортерам), которые, как правило, являются постоянными клиентами. Зачастую отечественная фирма-импортер, приобретающая товар за рубежом, является единственным партнером зарубежной фирмы-экспортера, помогает ему закрепиться на рынке данной страны, добиваться для него лучших условий продажи и т.д. В этих условиях зарубежная фирма-экспортер нередко идет на скидки в размере 10-15% от первоначальной цены (подобное обычно практикуется в условиях монопольной конкуренции). • Скидки «сконто» — предоставляются при оплате товара покупателем наличными деньгами или при осуществлении фирмой-импортером предоплаты за поставку товара. • Дилерские скидки — предоставляются оптовым и розничным торговцам, торговым агентам и посредникам. Такого рода скидки должны покрывать расходы дилеров на продажу и сервис и обеспечивать им определенного размера прибыль. • Временные скидки — применяются главным образом при реализации продукции массового спроса, которая носит сезонный характер. • Специальные скидки — предоставляются покупателям, с которыми внешнеторговая фирма имеет различные формы особых отношений. • Закрытые скидки — предоставляются на продукцию, которая реализуется в рамках внутрифирменных поставок (как элемент транфертных цен) или по специальным межправительственным соглашениям. Специфическим подвидом контрактных цен в международной торговле являются трансфертные цены, по которым реализуются товары в рамках международных (транснациональных) корпораций. Здесь фактически существует собственный внутренний («интернальный» — от англ. internal) рынок и цены устанавливаются в рамках общей ценовой политики корпорации, направленной в ряде случаев на уход от высокого налогообложения в тех или иных странах. В трансфертных ценах проявляются и указанные выше закрытые скидки. 2. Справочные цены — цены продавца, публикуемые в специализированных изданиях, бюллетенях и т.д., по каналам компьютерной информации. Существенное значение здесь имеют специальные ценовые справочники. Широкое развитие в последние годы получил рынок электронных информационных услуг. Современные информационные технологии позволяют получать доступ практически ко всем видам информации о ценах, которая накапливается в автоматизированных базах данных. Однако между ценами в справочниках (справочными ценами) и фактическими ценами внешнеторговых сделок всегда существует определенная разница, масштабы которой зависят от соответствующих реальных обстоятельств. 3. Биржевые цены (биржевые котировки) — цены на товары, торговля которыми производится на товарных биржах. В основном это относится к торговле сырьем и полуфабрикатами. Биржевые цены очень оперативно отражают изменения, происходящие на рынке данного товара, поскольку биржевые котировки являются фактически ценами сделок именно в данный момент времени. Однако недостаток биржевых цен состоит в том, что они не отражают другие важные элементы современной международной торговли, связанные с ценообразованием (например, условия поставки, условия платежа и др.). Кроме того, с биржевыми ценами связана проблема, которая состоит в том, что они часто изменяются под воздействием искусственных, нередко спекулятивных факторов. Среди наиболее известных в мировой торговле бирж можно назвать Лондонскую биржу металлов, Чикагскую биржу (на ней осуществляются котировки и продажа зерна), Нью-Йоркскую биржу хлопка и др. 4. Цены аукционов — цены, складывающиеся в результате аукционных торгов. Данный вид международной торговли достаточно специфичен — он связан с торговлей пушниной, чаем, цветами, предметами искусства. 5. Статистические цены или цены статистики внешней торговли — усредненные цены, публикуемые в различных национальных и международных справочниках. Поскольку это усредненные цены, то они не показывают конкретную цену конкретного товара. Здесь в одну товарную группу (товарную позицию) включаются однородные, но различающиеся по своим техническим характеристикам и качеству товары, по которым собственно и осуществляется усреднение цен. Однако они характеризуют общую динамику цен в международной торговле, складывающиеся при этом тенденции и могут использоваться как своеобразный ценовой ориентир при заключаемых внешнеторговых сделках. Таким образом, в мировой торговле начала XXI в. действует сложная система цен, которые изменяются под воздействием широкой совокупности разнообразных факторов — ценообразующих факторов.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Охарактеризуйте современные ценообразующие факторы, действующие в мировой торговле. 2. Каковы основные формы воздействия государства на цены международной торговли? Проиллюстрируйте их использование на конкретных примерах. 3. Укажите верные суждения. Мировые цены — это: а) все виды цен, складывающихся в международной торговле; б) цены, которые согласованно определяет мировое сообщество через систему своих институтов; в) цены крупнейших экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках в основных центрах международной торговли; г) среднеарифметические цены международной торговли. 4. Отметьте основные признаки, характеризующие мировые цены в международной торговле: а) они устанавливаются в свободно конвертируемой валюте; б) это среднеарифметические цены международной торговли; в) это цены на товары ведущих производителей (или поставщиков) данной продукции, имеющих существенную долю в общем объеме ее реализации; г) они формируются в результате свободной рыночной конкуренции. 5. Укажите верные суждения. Смешанная цена — это: а) цена, которая возникает в результате политики диверсификации товарной структуры экспорта; б) цена внешнеторгового контракта, в структуре которой одна часть является твердо фиксированной, а другая — скользящей; в) цена бартерных сделок. 6. Укажите верные суждения. Трансфертные цены — это: а) цены свободного рынка; б) цены, устанавливаемые при движении товара между головной компанией международной корпорации и ее филиалами; в) разновидность скользящей цены. 7. Укажите недостатки биржевых цен: а) оперативное отражение изменений, происходящих на рынке данного то- б) биржевые котировки являются фактически ценами сделок именно в данный момент; в) биржевые цены не отражают такие элементы международной торговли, как условия поставки и условия платежа; г) они часто изменяются под воздействием спекулятивных факторов. 8. Отметьте основные функции, выполнение которых предполагает конъюнктурно-ценовая работа в корпорациях: а) изучение политической борьбы между партиями в ходе выборных кампаний в странах; б) исследование динамики цен на аналогичные товары иностранного производства; в) оценка динамики демографических процессов в стране; г) изучение основных направлений социальной политики в стране; д) анализ состояния и прогнозирование перспектив развития конъюнктуры на соответствующем сегменте мировых товарных рынков: е) изучение фирм-партнеров, действующих и потенциальных партнеров по внешнеторговым сделкам. 9. Отметьте в следующем списке основные виды контрактных цен: а) скользящие цены; б) цены с последующей фиксацией; в) мировые цены; г) твердые фиксированные цены; д) справочные цены. 10. Отметьте случаи, при которых нецелесообразно подписание внешнеторгового контракта на основе твердых фиксированных цен: а) краткий срок действия контракта; б) длительные сроки действия контракта; в) в перспективе ожидается рост цен на поставляемую в рамках контракта продукцию; г) цены на аналогичную продукцию, поставляемую фирмами-конкурентами, могут резко измениться.
Раздел III
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |