КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли
В государственном регулировании внешней торговли России используются общепринятые в мировой практике методы и инструменты таможенно-тарифного регулирования. В целях регулирования внешней торговли, в том числе для защиты внутреннего рынка РФ и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике, в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются ввозные и вывозные таможенные пошлины. Таможенная пошлина представляет собой обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию государства (ввозная пошлина) или при вывозе товара с таможенной территории (вывозная пошлина). Российская Федерация унаследовала от СССР обустроенные государственную и таможенную границы с Норвегией, Финляндией, Китаем, Монголией и КНДР. Но таможенные границы с новыми независимыми государствами были созданы заново. Особое положение в этом отношении к началу 2004 г. занимали только границы с Белоруссией, где таможенный контроль был формально снят в 1995 г. С начала 1993 г. независимо от взимания таможенных пошлин все товары, ввозимые в РФ или вывозимые из нее, подлежат таможенному оформлению. Это относится и к странам — членам СНГ. Точно так же обязательно взимание таможенных сборов за оформление товаров, санитарный и ветеринарный контроль, хранение товаров и т.д. Только оформление транзитных перевозок в пределах СНГ (например, из Узбекистана в Белоруссию) освобождается от таможенных сборов. Таможенные органы совмещают фискальные (взимание таможенных пошлин и таможенных сборов), контрольные и правоохранительные функции. В исполнении фискальной и контрольной функций таможенная служба (с 2004 г. — Федеральная таможенная служба РФ) сотрудничает с налоговыми органами и Министерством финансов РФ, к которому отошла функция валютного и экспортного контроля (после ликвидации в 2000 г. Федеральной службы РФ по валютному и экспортному контролю). В условиях современной России особое значение приобрела фискальная функция. В отличие от большинства развитых стран таможенные пошлины составляют в РФ одну из важнейших статей доходной части федерального бюджета. Ставки импортных таможенных пошлин в систематизированном виде обобщены в Импортном таможенном тарифе. Товары в Импортном таможенном тарифе классифицированы в соответствии Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Единообразная классификация и кодирование товаров в системе ТН ВЭД были введены Правительством России впервые в 1992 г. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности России утверждается Правительством РФ исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров. ТН ВЭД России основана на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (Harmonized Commodity Description and Coding System, Harmonized System), признанной в мире системой классификации товаров, принятой в США, ЕС. ТН ВЭД Российской Федерации совпадает с ТН ВЭД СНГ. С 1 января 2002 г. вступили в действие новая редакция Импортного таможенного тарифа и новая 10-значная ТН ВЭД. В соответствии с Таможенным кодексом РФ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, принимает решение о классификации отдельных товаров и обеспечивает опубликование указанных решений. Решения таможенных органов о классификации товаров являются обязательными. К началу 2004 г. ТН ВЭД включала 97 групп товаров, объединенных в 24 раздела, и около 11 тыс. товарных позиций. Наибольшее количество товарных позиций включено в разделы, объединяющие продовольственные товары и сырье для их производства (группы 01—24), непроизводственные потребительские товары (группы 50-67 и 94-96), машины, оборудование и механизмы, инструменты и аппараты (группы 84—92), недрагоценные металлы и изделия из них (группы 72-83). Внутри товарных групп каждая товарная позиция имеет свой 10-значный код, которым руководствуются таможенные органы при контроле за прохождением товара. Ввозные (импортные) пошлины с начала 90-х гг. неоднократно изменялись в соответствии с изменениями во внешнеторговой политике и экономическом положении России. Например, в начале 1992 г. сложной проблемой была нехватка продовольствия и других потребительских товаров, и несколько месяцев их ввоз был беспошлинным. По мере насыщения потребительского рынка, в условиях либерализации цен на первый план вышла другая проблема — затрудненность сбыта отечественной продукции в результате снижения платежеспособного спроса населения и усиления конкуренции со стороны иностранных товаров. Поэтому с 1994 г. и вплоть до конца 2000 г. наблюдалась тенденция к росту ввозных пошлин, в том числе и к введению протекционистских пошлин на многие товары (автомобили, мясные продукты, масло сливочное и подсолнечное, сахар, алкогольные и безалкогольные напитки, сигареты, сырье для легкой промышленности, лен, шелк, мебель, отделочные строительные материалы и т.д.). Указанная тенденция в значительной мере проявилась в последовательно сменявших друг друга таможенных тарифах, действовавших начиная со второй половины 90-х гг. При этом соответственно изменялись и размеры таможенных пошлин. В России преобладают ввозные адвалорные пошлины, определенное распространение имеют также комбинированные пошлины. Ввозная пошлина исчисляется на основе таможенной стоимости. По таможенной стоимости рассчитываются также налоги на ввозимые товары, таможенные сборы и штрафы, ведется таможенная статистика. Таможенная стоимость определяется импортером (декларантом), а проверяется таможней, оформляющей груз. Таможня решает вопрос на основе либо документов декларанта, либо собственной ценовой информации в виде различных справочников, каталогов и т.д. Таможенная стоимость определяется шестью методами, главный из них — определение по цене сделки с ввозимыми товарами. При этом в цену сделки включаются помимо цены товара по контракту транспортные расходы до пункта пересечения границы и другие расходы, понесенные импортером и увеличивающие стоимость товара. Размер ввозной пошлины зависит от страны происхождения товара и, следовательно, от торгового режима, предоставленного той или иной стране. В соответствии с Таможенным кодексом РФ, вступившим в действие 1 января 2004 г., страной происхождения товара считается страна, в которой данный товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров. Если в производстве товаров участвуют две страны и более, то страной происхождения товаров считается страна, в которой были осуществлены последние операции по переработке или изготовлению товаров, отвечающие критериям достаточной переработки. Если в отношении отдельных товаров или какой-либо страны особенности определения страны происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, особо не оговариваются, то применяется общее правило: товар считается происходящим из данной страны, если в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товаров произошло изменение классификационного кода товаров по ТН ВЭД на уровне любого из первых четырех знаков. Поскольку к середине 2004 г. Россия еще не вступила в ВТО, внешнеторговые режимы по отношению к конкретным странам ею устанавливались преимущественно на основе двухсторонних торговых договоров и соглашений. В Импортном таможенном тарифе (ИТТ) России, имеющем трехколонную структуру, базовая ставка ввозной пошлины (вторая колонка ИТТ) применяется к странам, с которыми заключены торговые договоры и соглашения, предусматривающие режим наибольшего благоприятствования (РНБ). Первая колонка ИТТ содержит преференциальные ставки, которые в соответствии с мировой практикой Россия представляет развивающимся странам по списку ООН (уменьшенный размер пошлин). Третья колонка ИТТ относится к товарам из стран, с которыми нет торговых соглашений и по отношению, к которым не применяется режим наибольшего благоприятствования. Эти товары облагаются ввозной пошлиной в двойном размере. Кроме того, по отношению к наименее развитым странам по списку ООН используется принцип беспошлинного ввоза товаров. Этот же принцип распространяется на те страны СНГ, с которыми Россией подписано соглашение о зоне свободной торговли. В отличие от установок ВТО, в РФ размер преференциальных пошлин в начале 2004 г. составлял не 50%, а 75% от базовой ставки. Кроме того, указанные выше преференции распространяются только на часть товаров из развивающихся и наименее развитых стран. Преференции применялись только при ввозе продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (чай, кофе, рис, какао, плоды и орехи, каучук и т.д.), натуральных волокон (хлопок, шерсть, шелк), ковров, древесины и некоторых простейших промышленных изделий. При этом списки товаров из указанных стран периодически уточняются. С учетом изменений в мировой торговле и во внутреннем экономическом развитии ставки ввозных таможенных пошлин в России изменяются. Например, при так называемой гармонизации Импортного таможенного тарифа в 2001 г. произошли следующие изменения. 1. Общее снижение ввозных пошлин, при этом их средневзвешенная ставка составила 10-11% вместо сложившейся к 2000 г. ставке 13—15%. 2. Общая унификация ставок. Вместо действовавших 6 адвалорных ставок сохранились 4 (5,10,15 и 20%). Максимальные размеры ставок были сохранены только как Исключение для очень немногих товаров — автомобилей (25%), сахара и табачных изделий (30%). 3. Унификация ставок внутри однородных групп товаров. 4. Удешевление импорта продовольствия, в том числе не производимого в России, для поддержания конкурентной среды и покупательной способности населения. 5. Снижение пошлин (при необходимости до нулевых значений) на технологическое оборудование, не имеющее отечественных аналогов, ряд полуфабрикатов и комплектующих изделий, что должно снизить издержки в промышленности и оживить деловую активность, ускорить реконструкцию, модернизацию и новое строительство промышленных предприятий. Дальнейшее изменение ставок таможенного тарифа будет связано с завершением переговоров о присоединении России к ВТО. Вывозные таможенные пошлины не характерны для развитых стран с рыночной экономикой. Однако в России вывозные пошлины применялись достаточно широко в 1992—1996 гг., затем они были отменены и вновь введены после валютно-финансового кризиса августа 1998 г. При взимании вывозных пошлин преобладают специфические пошлины, исчисляемые в евро за единицу продукции. Применение вывозных пошлин в России связано со следующими экономическими обстоятельствами: во-первых, это пополнение доходной части бюджета; во-вторых, защита внутреннего рынка, где рублевые цены на многие экспортные товары намного ниже, чем цены на соответствующих мировых товарных рынках в свободно конвертируемой валюте. В начале 90-х гг. на внутреннем рынке ощущалась острая нехватка всех товаров, а цены на многие товары еще дотировались государством. Поэтому в 1992-1993 гг. вывозные пошлины охватывали до 79% российского экспорта. Ими облагались не только сырье и топливо, но и продовольствие, алкоголь, промышленные полуфабрикаты, авиационная техника. В связи с изменением ситуации на внутреннем рынке (его насыщение товарами, либерализация цен) в 1994-1996 гг. шел процесс, с одной стороны, снижения ставок вывозных пошлин и, с другой стороны, сокращения списка облагаемых такими пошлинами товаров. Последними были отменены (с середины 1996 г.) вывозные пошлины на главные товары российского экспорта — нефть и нефтепродукты. С начала 1999 г. в связи с кризисной экономической ситуацией вновь были установлены вывозные пошлины почти исключительно на сырьевые товары и полуфабрикаты: нефть и нефтепродукты, другие виды топлива, цветные металлы, алюминий, лом черных металлов, ценные породы древесины, необработанные шкуры домашнего скота, некоторые химические удобрения. Размеры вывозных пошлин на нефть и нефтепродукты связываются с уровнем цен на мировом рынке на эти товары и изменяются в зависимости от мировых цен. Вывозные пошлины в 2007 г. распространялись на всех партнеров по внешней торговле, за исключением членов Таможенного союза — России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана (с октября 2000 г. — Евразийское экономическое сообщество). В конце 2007 г. вывозная пошлина на сырую нефть составляла 205 долл. за тонну. Кроме ввозных и вывозных таможенных пошлин к таможенным платежам в соответствии с Таможенным кодексом РФ относятся: • НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; • акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; • таможенные сборы. В 2003 г. ставка НДС в России составляла 20%, в 2004 г. она была снижена до 18%.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 740; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |