Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объекты неживой и живой природы и их коллекции

Структура документальных информационных ресурсов РФ

· информационные ресурсы библиотечной сети РФ;

· информационные ресурсы Архивного фонда РФ;

· информационные ресурсы Государственной системы научно-технической информации;

· информационные ресурсы Государственной системы статистики;

· информационные ресурсы системы правовой информации;

· информационные ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления;

· информационные ресурсы отраслей материального производства;

· информация о природных ресурсах, явлениях и процессах;

· информационные ресурсы социальной сферы;

· информационные ресурсы в сфере экономики, финансов и внешнеэкономической деятельности;

· информационные ресурсы предприятий, организаций и учреждений;

· информационные ресурсы частных лиц.

 

К этому классу информационных ресурсов относятся любые объекты, созданные в процессе производства, и являющиеся овеществленным результатом научной и производственной деятельности людей, а также любые объекты живой и неживой природы, используемые человеком в его практической деятельности:

ü промышленные образцы;

ü технические системы (объекты);

ü стандартные образцы (в метрологии);

ü конструкционные материалы;

ü эталонные объекты и материалы, эталоны минерального сырья;

ü образцы, собранные при геологических работах;

ü предметы, собранные при археологических работах;

ü любые предметы, образцы, вещества, материалы и их фрагменты, используемые в научной и следственной практике (например, пулегильзотеки, орудия преступления и пр.);

ü программные продукты;

ü технологии;

ü рецептуры;

ü токсические вещества;

ü сортовой семенной материал;

ü биологические объекты;

ü биологические материалы;

ü штаммы болезнетворных микроорганизмов;

ü линии животных, селекционные породы животных и растений;

ü экспериментальные и линейные животные и насекомые;

ü живые организмы в зоологическом или ботаническом саду (океанарии, аквариуме и т.д.).

Выделение указанных объектов в самостоятельный класс информационных ресурсов имеет принципиальное значение, ибо никакое описание объекта (языковое, лингвистическое, модельное) не способно отразить всей сущности любых реальных объектов, даже в том случае, когда объект создан человеком.

Промышленные образцы, программные продукты, технологии, рецептуры отражают достигнутый на данный момент времени уровень удовлетворения потребностей людей, методы их достижения. В принципе любой промышленный образец является реализованным знанием (информацией). Каждый объект - своеобразный эталон для объекта, идущего ему на смену. Образец может стать высшим технико-экономическим мерилом и строгим определителем всего материального процесса (эталонный образец).

Всякая научно организованная коллекция - это высокоорганизованная система, хранящаяся долго и доступная для многократного исследования, а не "отработанные" материалы, хранящиеся в виде "свалки отходов научного производства".

Коллекция объектов является одним из важнейших источников первичной информации о действительном разнообразии био- и техносферы. В этом ее основное назначение. Поскольку все сведения, содержащиеся в публикациях или базах данных, даже если они имеют чисто описательный характер, есть вторичная, преобразованная информация. А между вторичной и первичной информацией нет, и не может быть, взаимно однозначного соответствия. Иными словами, публикуется не сам факт, а его интерпретация.

Однако, на сегодняшний день нет законодательной базы обязующей создание и гарантирующей сохранность таких коллекций. Это приводит к уничтожению ряда ценнейших коллекций промышленных образцов и технических систем, существовавших при крупнейших конструкторских бюро, испытательных центрах, полигонах, предприятиях, при их реорганизации или прекращении существования вышестоящих министерств и ведомств.

Недооценка коллекций, как особого вида информационных ресурсов, связана, в первую очередь, с тем, что далеко не всегда осознается тот факт, что любой объект может "исчезнуть". И остается, в лучшем случае, только его, далеко не полное, описание, не позволяющее восстановить ни сам объект, ни действительные его свойства. Примерами могут служить множество умений и технологий далекого прошлого, которые не удается восстановить даже при современном развитии техники и технологии. Так, до сих пор не разгадан секрет "дамаскского булата", "греческого огня", "римского" строительного раствора, не поддающегося разрушению во времени и т.д.

Интересен и тот факт, что в Национальном докладе "Информационные ресурсы России" о коллекциях упоминается только в одном разделе: "Информация о природных ресурсах" (фонды эталонов минерального сырья и кернового материала). Нет ни слова о коллекциях, относящихся к отраслям материального производства (особенно предприятий оборонного комплекса), коллекциях Минюста (криминалистические коллекции), медицинских, биологических и пр. Вирусологические коллекции, семенной фонд, элитные породы, селекционные животные и растения - они что, в случае их утраты, будут воспроизводиться по документальным информационным ресурсам (описаниям) или с помощью электронных баз данных?

Приведенные примеры свидетельствуют о недооценке этого важнейшего класса информационных ресурсов. Отсутствие правовых, административных и прочих гарантий создает постоянную угрозу потери уникальных и зачастую невосполнимых информационных ресурсов.

ВЫВОДЫ:

· Включение объектов живой и не живой природы и их коллекций в состав национальных информационных ресурсов - важнейшая и трудная задача. Ее решение осложняется многими факторами, среди которых необходимо выделить следующие:

· Преодоление "человеческого фактора", связанного с недооценкой места и значения данного класса информационных ресурсов в любом виде деятельности и идеализации эквивалентности между объектом и его информационным отражением в документах;

· Отсутствием научно обоснованных подходов к созданию коллекций по многим вышеназванным объектам;

· Материальные и кадровые затраты на создание, содержание и функционирование коллекций в "работоспособном состоянии".

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Объем и структура документальных информационных ресурсов | Научный инструментарий
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 620; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.