Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №1. Основные понятия и классификация ЭИС

Основные понятия и классификация ЭИС

 

ЭИС – это совокупность информационных, программных, технических, организационных и др. средств, предназначенных для сбора, обработки, хранения и выдачи информации в целях повышения качества принятия управленческих решений.

К обработке информации в ЭИС предъявляются следующие требования:

- полнота и достоверность для реализации функций управления;

- своевременность обработки информации;

- обеспечение необходимой степени достоверности в зависимости от уровня управления;

- экономичность обработки информации, т.е. затраты на обработку данных не должны превышать получаемый эффект;

- адаптивность к изменяющимся информационным потребностям.

При создании ЭИС следует руководствоваться следующими основными принципами:

- принцип системного подхода, который означает, что каждое явление рассматривается и оценивается во взаимосвязи с другими, выявлены все подсистемы, их структура и взаимосвязи между ними, имеется общая цель функционирования всей системы;

- принцип решения новых задач, который означает, что эффективность ЭИС повышается при решении задач, которые при традиционной ручной технологии управления не решались или решались по упрощённой методике с недостаточной степенью точности;

- принцип первого руководителя, который означает, что разработка и внедрение ЭИС требует непосредственного контроля со стороны первого руководителя объекта;

- принцип непрерывного развития системы, который означает, что при проектировании ЭИС следует учитывать возможность возникновения новых задач управления, а также совершенствование уже внедрённых задач в процессе изменения объекта;

- принцип однократности ввода данных, который означает, что многократное использование любого рода однородных сведений при решении задач не должно приводить к повторному вводу данных;

- принцип координации усилий разработчика и заказчика, который означает наличие единых целей.

Классификация ЭИС по следующим признакам:

1 По уровню действия:

- государственные;

- региональные;

- муниципальные;

- системы объединений, предприятий или фирм.

2 По сфере применения или предметной области:

- бухгалтерские;

- банковские;

- налоговые;

- статистические;

- системы фондового рынка и т.д.

3 По степени интеграции:

- многоуровневые;

- корпоративные.

4 По назначению или характеру объектов управления:

- административные;

- производственные;

- социальные и др.

5 По степени автоматизации:

- ручные;

- автоматизированные;

- автоматические.

6 По способу обработки информации:

- централизованная;

- децентрализованные.

7 По характеру получаемой информации:

- информационно-справочные;

- информационно-советующие;

- управляющие.

В 1960-х гг. с появлением первых серийных ЭВМ отечественного производства появились первые информационные системы обработки данных. Они решали отдельные частные задачи и сокращали трудоёмкость обработки данных.

В 1970-х гг. возникла необходимость решения комплексных задач в различных областях экономики. Стали разрабатываться пакеты прикладных программ для определённых классов задач, что позволило унифицировать и стандартизировать процесс обработки данных.

В 1980-х гг. потребовалась разработка управленческих информационных систем для комплексного решения задач управления текущей и оперативной деятельностью с целью выработки наиболее рациональных решений.

Переход к рыночной экономике в 1990-х гг. характеризовался необходимостью автоматизации таких функций информационных систем как прогнозирование и комплексная поддержка принятий решений, а также появлением экспертных систем. ЭИС становятся стратегическим источником информации для развития производственных и коммерческих объектов в различных сферах деятельности. Информационные системы предоставляют своевременную достоверную информацию, которая обеспечивает конкурентное преимущество в развитии различных хозяйствующих объектов.

Современный этап развития информационных систем связан с разработкой интегрированных (многоуровневых и корпоративных) систем управления различными экономическими объектами.

В процессе исследования и разработки ЭИС необходимо выделять отдельные её части и элементы с целью учёта особенностей их использования на этапах создания и эксплуатации. В соответствии с этим выделяют функциональную и обеспечивающую части ЭИС. Состав этих частей регламентируется ГОСТом и другими руководящими и методическими материалами по созданию ЭИС.

Функциональная часть ЭИС реализует экономико-организационную модель управления объектом. Она состоит из комплекса административных, организационных и экономико-математических методов, обеспечивающих решение задач планирования, учёта и анализа показателей для принятия управленческих решений. Состав функциональной части ЭИС зависит от особенностей конкретной ЭИС и выделяется в соответствии с конкретными целями и включается в себя комплексы или конкретные задачи, решаемые в процессе функционирования.

Обеспечивающая часть ЭИС представляет собой комплекс взаимосвязанных средств определённого вида, состоящих из информационного, лингвистического, технического, программного, математического, организационного, правового и эргономического обеспечения.

Создание и функционирование ЭИС в управлении экономикой базируется на применении информационных технологий (ИТ). ИТ – это процесс, использующий совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединённых технологическим процессом по сбору, хранению, обработке, выводу и распространению информации для снижения трудоёмкости процессов использования информационных ресурсов.

ИТ, применяемые в экономике и управлении, подразделяются в основном на две принципиальные группы:

- предметные ИТ, автоматизирующие решение различных прикладных задач;

- ИТ общего назначения, являющимися базовым инструментарием для автоматизации процессов обработки экономической информации.

С помощью предметных ИТ решаются конкретные задачи, автоматизирующие деятельность работников в различных областях экономики в рамках автоматизированных рабочих мест (АРМ). АРМ представляет собой рабочее место различных работников, оборудованное ПЭВм и предметно-ориентированными пакетами прикладных программ на основе общей информационной базы. Примерами могут быть: АРМ бухгалтера, АРМ налоговика, АРМ менеджера и т.д.

С помощью ИТ общего назначению, применяемых в разных предметных областях экономики, реализуются следующие основные функции:

- автоматизация отдельных расчётов;

- хранение данных;

- организация документооборота;

- налаживание коммуникаций;

- организация коллективной работы.

Для автоматизации отдельных расчётов применяются ИТ, позволяющие выполнять обработку данных и их выдачу в различной форме для многих предметных областей. Например, текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, гипертекстовые и мультимедийные технологии и т.д.

Для хранения данных разработаны базы данных, организованные по определённым правилам и независимо от прикладных программ, а также СУБД. Усложнение методов управления и увеличение объёмов хранимых данных привело к созданию распределённой обработки данных, информационных хранилищ.

Организация документооборота заключается в систематизации, архивации, хранении, поиске и контроле исполнения документов и реализуется с помощью технологий электронного документооборота.

Для автоматизации функций коммуникации используются сетевые технологии, обеспечиваемые сетевой операционной системой. Для обмена данными между удалёнными пользователями применяются электронная почта, видеоконференция, Интернет/Интранет-технологии.

Организация коллективной работы отдельных групп сотрудников и всего предприятия или организации осуществляется с помощью технологий автоматизации деловых процессов и технологии организации групповой работы.

 


Раздел 2 Бухгалтерские информационные системы

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Технологии валеологического просвещения родителей | Лекция №2. Бухгалтерские информационные системы (БУИС)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.