Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3. Психические процессы и состояния

Как уже говорилось ранее, психические процессы — это элементарные психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности, длящиеся от доли секунды до десятков минут и более.

Сенсорно-перцептивные процессы, будучи отражением объективной действительности и регуляторами деятельности, относятся к коренным феноменам жизнедеятельности, связанным с глубокими слоями целостной структуры человеческого развития личности. К этой группе познавательных процессов относятся ощущение, восприятие, представление и воображение.

Ощущение — это психический познавательный процесс отражения в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. Органы чувств — это те механизмы, с помощью которых информация об окружающей среде поступает в кору головного мозга. Основными характеристиками ощущений являются качество, интенсивность, длительность, чувственный тон.

Физиологической основой ощущений является деятельность анализаторов, которые состоят из рецепторов, афферентных нервных путей и центральных корковых отделов. Ощущениям присущи следующие свойства: адаптация, контраст, пороги ощущений, сенсабилизация, последовательные образы.

По характеру действия раздражителя на рецепторы ощущения подразделяются на три группы: 1) экстерорецептивные, которые отражают свойства предметов и явлений внешней среды, — зрительные, слуховые, вкусовые, температурные и тактильные; 2) интерорецептивные, которые отражают состояние внутренних органов, — боль, равновесие, ускорение; 3) проприоцептивные, отражающие движение тела в пространстве, — положение тела в пространстве, взаимное расположение частей тела, работа мышц.

Восприятие — это психический познавательный процесс отражения в сознании человека непосредственно воздействующих на органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств. Это всегда совокупность ощущений, но при этом включает в себя качественно и количественно новое чувственное познание.

Физиологическими основами восприятия выступают функционирующие одновременно комплексные раздражители и осуществляемая в тот же период согласованная деятельность нескольких анализаторов, протекающая при участии ассоциативных отделов коры головного мозга и центров речи.

Восприятия делятся на преднамеренные и непреднамеренные. Преднамеренные характеризуются тем, что в их основе лежит сознательно поставленная цель. Они связаны с волевыми усилиями. Непреднамеренные — это такие восприятия, при которых предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, когда процесс не связан с волевыми усилиями.

Выделяют следующие свойства восприятия: 1) избирательность; 2) предметность; 3) апперцепция (опора на прежний опыт); 4) осмысленность; 5) константность; 6) целостность.

Восприятия делятся на следующие виды по принципу выделения объекта: 1) формы, величины и глубины предметов; 2) пространства; 3) объемности и удаленности предметов; 4) времени; 5) последовательности явлений; 6) длительности явлений; 7) темпа; 8) ритма; 9) движения.

Неправильные или искаженные восприятия могут выражаться в иллюзиях, галлюцинациях или псевдогаллюцинациях. Такие патопсихологические явления встречаются при заболеваниях головного мозга или психических заболеваниях и расстройствах.

Представление — это психический познавательный процесс воссоздания конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на органы чувств. Это отражение включает в себя многообразную информацию об объекте, которая превратилась в систему сигналов, управляющих поведением.

Физиологической основой представлений являются «следы» в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных возбуждений центральной нервной системы при восприятии и сохраняющиеся благодаря ее пластичности.

Важнейшей функцией представления является их сигнальная функция, которая приводится в действие при появлении динамического стереотипа корковых процессов. Регулирующая функция состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Настроечная функция проявляется в ориентации деятельности организма человека на определенные параметры отражения воздействий окружающего мира.

Представления разделяют по видам анализаторов, которые в них задействованы. Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид представлений. Также представления различаются по степени обобщенности (единичные и общие), по степени проявления волевых усилий (непроизвольные и произвольные), а также по продолжительности (оперативные, кратковременные и долговременные).

Воображение — это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности. Это изменение человеком представлений на основе: 1) вычленения из целостного образа предмета какого-либо его свойства или элемента; 2) изменения величины объектов в сторону преувеличения или преуменьшения и создание тем самым фантастических образов; 3) соединения вычлененных частей и создание путем мысленного образа новых предметов; 4) конструирования предмета в связи с его назначением; 5) мысленного усиления какого-либо свойства и придания ему особого значения; 6) переноса свойства на другие объекты; 7) создания нового образа в результате обобщения черт, наблюдавшихся у ряда сходных объектов.

Физиологическую основу воображения составляют остаточные процессы возбуждения и торможения, иррадиации и концентрации, положительной и отрицательной индукции, анализа и синтеза в корковых отделах различных анализаторов.

Выделяют несколько видов воображения: 1) непроизвольное (без внешних побудителей); 2) произвольное (с помощью волевых усилий); 3) мечта (образ желаемого будущего); 4) творческое; 5) репродуктивное (на основе прочитанного или услышанного).

В число познавательных процессов, обеспечивающих возможность сохранять в сознании запечатленное, выражать последнее и передавать другим людям, входят внимание, память, мышление и речь.

Внимание — это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления. Оно не является процессом отражения действительности, а представляет собой динамическую сторону психической деятельности.

Физиологически внимание обусловлено работой тех же нервных центров, с помощью которых осуществляются сопровождаемые вниманием психические процессы. При этом появление внимания означает наличие участков с пониженной или повышенной возбудимостью. Оно обеспечивается за счет доминанты, в результате которой осуществляется сосредоточение сознания на определенных предметах или явлениях.

Внимание характеризуется следующими свойствами: 1) концентрация; 2) избирательность; 3) распределение; 4) объем; 5) интенсивность; 6) устойчивость; 7) отвлекаемость.

Выделяют следующие виды внимания: 1) преднамеренное (сознательные усилия); 2) сосредоточенное (на один объект); 3) непреднамеренное (вызываемое внешними причинами); 4) динамическое (с увеличением интенсивности); 5) статическое (со стабильной интенсивностью); 6) послепроизвольное (остаточное). Все виды внимания связаны с установками человека и его готовностью к определенным действиям. Установки повышают чувствительность органов чувств и уровень всех психических процессов.

Память — это психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал и переживал.

Физиологической основой памяти являются следы бывших ранее нервных процессов, сохраняющихся в коре больших полушарий головного мозга в результате пластичности нервной системы. Память требует работы тех же центров, что и восприятие.

Различают следующие процессы памяти: 1) запоминание (запечатление информации); 2) сохранение (удержание информации); 3) воспроизведение (активизация полученных знаний); 4) узнавание.

Существуют некоторые виды памяти: 1) наглядно-образная (на зрительные, звуковые образы и т.д.); 2) словесно-логическая (на смысл и логику изложения); 3) двигательная (на движения); 4) эмоциональная (на переживания). Кроме того, по приемам заучивания различают механическую (запоминание формы) и логическую (запоминание смысла) память.

Память имеет следующие характеристики: 1) объем; 2) быстроту; 3) точность; 4) готовность; 5) длительность.

Мышление — это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. Сущность любого явления может быть познана лишь тогда, когда это явление будет рассматриваться в органической связи с другими.

С физиологической точки зрения процесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга. Прежде всего, здесь имеют значение те сложные временные связи, которые образуются между мозговыми концами анализаторов. При этом мышление обеспечивается системами функционально объединенных нейронов головного мозга, которые отвечают за конкретные мыслительные операции и имеют свои характеристики, т.е. нейронные коды.

Мышление характеризуется следующими особенностями: 1) имеет опосредованный характер (опора на данные опыта); 2) опирается на знания законов природы и общества; 3) исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему; 4) отражает связи в словесной форме; 5) органически связано с практической деятельностью.

Выделяют следующие операции мышления: 1) анализ (расчленение объекта на составляющие); 2) синтез (переход от частей к целому); 3) сравнение (сопоставление предметов и явлений); 4) абстрагирование (отвлечение от несущественных признаков); 5) обобщение (объединение по общему признаку); 6) конкретизация (движение от общего к частному).

Мышление выражается в трех формах: 1) понятие (отражение свойств); 2) суждение (отражение связей); 3) умозаключение (выделение нового суждения).

Содержание мышления проявляется в функционировании его видов: 1) наглядно-действенного (включенного в действие); 2) образного (на основе воспринятого ранее); 3) отвлеченного (на основе отвлеченных понятий, образно не представляющихся).

Также существует два способа мышления: 1) индукция — способ, при котором умозаключение идет от единичных фактов к общему выводу; 2) дедукция — способ, осуществляющийся в обратном порядке индукции.

Мышление непосредственно связано с речью.

Речь — психический процесс практического применения человеком языковых средств в целях общения с другими людьми. В отличие от речи язык есть средство общения людей друг с другом.

Физиологической основой речи являются синтагматические механизмы, которые отражают динамическую организацию речевого высказывания и ее физиологические характеристики при работе коры головного мозга, и парадигматические механизмы, которые отражают связь задних отделов левого полушария с кодами речи.

Речь имеет следующие свойства: 1) содержательность; 2) понятность; 3) выразительность; 4) выразительность; 5) воздейственность. Выделяют следующие функции речи: 1) выражения; 2) воздействия; 3) обозначения; 4) сообщения.

Речь может быть устной (монологической и диалогической), письменной и внутренней (обслуживающей процесс мышления).

Мышление невозможно без внутренней речи, т.к. каждый мыслительный процесс обеспечивается словесной формой. Думая о чем-то, человек использует определенные слова для выражения собственной мысли.

Эмоциональные психические процессы включают в себя эмоции и чувства, в которых объективная реальность отражается в форме переживаний, в ее соответствии или несоответствии потребностям и интересам человека. Все эмоции и чувства предметно соотнесены и двухвалентны — положительны или отрицательны.

Чувства — одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью. Эмоции — психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

Чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость. Они представляют собой конкретно-субъективную форму потребностей. Чувства человека социально и исторически обусловлены. Они появляются позже, чем ситуативные эмоции, и формируются по мере развития индивидуального сознания в процессе социализации. Предметами чувств становятся прежде всего те явления и условия, от которых зависит развитие значимых для личности событий. Эмоции, в свою очередь, представляют собой непосредственную форму выражения чувств.

Чувства и эмоции имеют свои особенности:

1) носят субъективный характер

2) вызывают удовольствие или неудовольствие;

3) отражают характер взаимодействия организма со средой;

4) имеют очень большое многообразие;

5) вызывают успокоение или возбуждение.

Эмоции имеют рефлекторную природу и возникают под воздействием каких-либо раздражителей, а также в результате внутренних раздражений, возникающих в организме. В возникновении и протекании эмоций у человека большую роль играют механизмы второй сигнальной системы. Они приобретают значение высшего коркового регулятора эмоциональных переживаний и их проявлений. Благодаря второй сигнальной системе изменяется характер и сложность эмоциональных переживаний, а также появляется возможность осознать свои эмоциональные состояния, передать эмоциональный опыт и целенаправленно управлять своими эмоциями.

Чувства имеют свою классификацию.

По сложности они делятся на:

1) интеллектуальные — это чувства, связанные с познавательной деятельностью человека и возникающие в процессе учебной и научной работы, а также творческой деятельности;

2) нравственные — это переживания, в которых отражается отношение человека к требованиям общественной морали; они связаны с мировоззрением человека, его принципами и традициями;

3) эстетические — это чувства, возникающие у человека в связи с удовлетворением или неудовлетворением его эстетических потребностей.

По направленности чувства делятся на:

1) стенические — чувства, активизирующие деятельность человека;

2) астенические — чувства, вызывающие пассивность.

По силе:

1) настроения — слабо выраженные эмоциональные переживания, отличающиеся значительной длительностью и слабым осознанием причин и факторов, их вызывающих;

2) аффекты — переживания большой силы с коротким периодом протекания, характеризующиеся безотчетностью и слабой осмысленностью;

3) страсти — это сильные, глубокие, длительные и устойчивые переживания с ярко выраженной направленностью на достижение цели.

Воля — это способность человека сознательно управлять своим поведением, мобилизовывать все свои силы на достижение поставленных целей. В психической деятельности воля выполняет две взаимосвязанные функции: активизирующую и тормозящую. Она представляет собой форму не только умения чего-либо добиваться, но и умения отказаться от чего-то, когда это нужно. Воля обеспечивает переход от познания и переживаний человека к практической деятельности, к изменению действительности в связи с потребностями, интересами человека. С помощью воли человек организует деятельность и управляет своим поведением.

Воля проявляется в действиях (поступках), выполняемых с заранее поставленной целью. Их особенностями являются:

1. Сознательная целеустремленность. Чтобы что-то выполнить, человек должен сознательно поставить перед собой цель и мобилизовать себя на ее достижение.

2. Связь с мышлением. Достичь чего-то и мобилизовать себя ради этого человек может только в том случае, если он все хорошо обдумал и спланировал.

3. Связь с движениями. Для реализации своих целей человек всегда двигается, изменяет формы активности.

Воля имеет условно-рефлекторную природу. На основе временной нервной связи складываются и закрепляются самые разнообразные ассоциации и их системы, что в свою очередь создает условия целенаправленности поведения.

Рефлекторная природа волевой регуляции поведения предполагает создание в коре мозга очаг оптимальной возбудимости, который может быть вызван не только действующим в данный момент раздражителем, но и образуется на основе ранее полученных воздействий.

Волевые действия представляют собой простой или сложный волевой акт, который имеет свою структуру и особенности и включает в себя: побуждение к совершению волевого действия, представление и осмысление цели действия, представление средств, необходимых для достижения намеченной цели, намерение осуществить данное действие и выполнение принятого решения.

Волевой акт совершается при большем или меньшем напряжении. Это так называемое волевое усилие. Оно характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного действия или удержание от него.Принято различать простые и сложные волевые действия. Простые, как правило, имеют два звена — представление цели и исполнение. В них одно звено следует за другим тотчас, без промежуточных звеньев. В сложном волевом действии отчетливо обозначены все указанные пять звеньев.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 2. Основные этапы развития психологической науки | Строение мозга
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1030; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.