Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рынок труда, его особенности и виды




Рынок труда – это неотъемлемая часть рыночной экономики, где принимаются решения, связанные с наймом и занятостью работников и ведутся индивидуальные и коллективные переговоры (часто при участии профсоюзов и государства), об уровне оплаты, условии труда и иных аспектах труда отношений между нанимателями и работниками в условиях сложившихся институциональной среды.

Функциональные. Рынок труда тесно связан с функционированием других рынков. На рынках труда, капитала и земли предприятие покупает ресурсы, а на рынке продукта продают товары и услуги.

Каждый из рынков может быть конкурентным или связанным с монопольной властью продавца, либо с монотонической властью покупателя.

На рынке труда распространяется так же принципы функционирования, что и на рынке других факторов производства.

Спрос на труд, предъявляют работодатели, чьи решения относительно найма работников зависят от условий складывающихся не только на рынке труда, но и на всех остальных рынках.

На стороне предложения труда выступают люди, чьи решения о том, сколько и где им работать связаны с альтернативными возможностями использования времени.

Особенности рынка труда:

Рабочая сила – это специфичный товар, который на рынке труда продается и покупается.

Для нанимателя важна функционирующая рабочая сила, так как один и тот же потенциал работника может быть реализован по разному в зависимости от продуктивности, его труда и мотивации, поэтому можно говорить о покупке труда услуг, которые работник оказывает нанимателю.

На рынке труда понятие цены является более сложным, чем на других рынках.

Ценой труда является заработная плата работника, но в экономической теории труда под ней обычно понимают ставку оплаты.

Ставка оплаты – это цена первого часа труда.

Заработок работника рассматривается, за какой то определенный период. Не редко работник получают от фирмы социальный и компенсационный пакет (оплаченный отпуск, медицинская страховка, компенсация работнику за жилье, питание, проезд до работы).

Общий доход работника может включать и не трудовые доходы (доходы и от собственности, помощь родителей, социальное пособие).

На распределение работников по рабочим местам влияют не только цена труда, но и не денежные аспекты занятости:

-характер и условия труда;

-безопасность труда;

-психический климат в коллективе;

-возможность обучения и карьерного роста.

Рынок труда имеет сложное строение и в этом строении выделяют 2 его стороны:

1) рынок рабочей силы;

2) рынок рабочих мест.

В свою очередь рынок рабочей силы распадается на 3 части:

- потенциальная;

- циркулирующая;

- внутрифирменная.

Циркулирующая часть называется открытым рынком рабочей силы. Внутрифирменный рынок рабочей силы может быть скрытым и внутренним.

Вид рынка труда – это такая характеристика рынка труда, существенными признаками которой являются:

Наличие в нем рынка рабочей силы со всеми его составными частями и рынка рабочих мест.

Ограниченные территориальными или функциональными рынками.

Изучая сегментацию рынка труда, следует выделить:

- текущий рынок труда;

- потенциальный рынок труда.

Текущий рынок труда - определяется количеством вакансий и лиц, занятых поиском работы.

Совокупный спрос на текущий рынок труда включает не занятые вакансии на условиях основной деятельности или работы по совместительству, а так же для выполнения разовых работ.

Совокупное предложение на текущий рынок труда составляют люди, которые не заняты и ищут работу, намерены сменить место работы, желающие подрабатывать.

Текущий рынок труда подразделяется:

Открытый рынок труда – это все экономически активное население, ищущие работу и все вакантные рабочие и ученические места.

Его официальную часть составляют официально – зарегистрированные безработные и вакансии, зарегистрированные в федеральной государственной службе занятости населения, а так же ученические места в системе профессионально – технического образования.

Неофициальная часть открытого рынка труда составляют те вакансии и ученические рабочие места, и то предложение рабочей силы, которые не охвачены услугами органов трудоустройства.

Скрытый рынок труда (скрытая безработица) – это лица, которые формально заняты в экономике, но могли бы быть высвобождены без ущерба для производства.

Потенциальный рынок рабочей силы включает часть населения, которая способна работать по найму, но фактически занятая трудом не по найму.

Внутри этой составной части выделяем 2 группы:

-самозанятые (в домашнем хозяйстве) индивидуальным трудом;

-занятые учебой.

Таким образом, потенциальный рынок рабочей силы разделен на сегменты: самозанятые и учащиеся.

Самозанятые создают те или иные блага, имеют доходы, а учащиеся в стадии подготовки к труду создают сами себя в качестве будущих работников, но не производят, а потребляют блага, созданные трудом самозанятых и занятых по найму трудящихся.

Таким образом, к сегментам потенциального рынка рабочей силы следует отнести:

- сегменты первого уровня (самозанятые);

- сегменты второго уровня (самозанятые индивидуальным производством, предпринимательством).

Сегментация означает дробление тех или иных элементов, структуры рынка труда на более мелкие составляющие, которые имеют свои особые признаки, функции, связи и значение внутри этих элементов и в общем потоке движения и изменения рынка труда в целом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1133; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.