Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура психологии больших организованных групп




КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП.

МЕЖЛИЧНОСТНАЯ АТТРАКЦИЯ.

Особый круг проблем межличностного восприятия возникает в связи с включением в этот процесс специфических эмоциональных регуляторов. Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название исследования аттракции.

Аттракция – это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. качество отношения. Включение аттракции в процесс межличностного восприятия раскрывает ту характеристику человеческого общения, где есть реализация определенных отношений. Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, когда другой оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам. Эмпирические исследования посвящены выяснению факторов, влияющих на появление положительных эмоциональных отношений между людьми, а также вопросу о роли сходства характеристик субъекта и объекта восприятия, их взаимной поддержки в процессе формирования аттракции, о роли экологических характеристик процесса общения (близость партнеров по общению, частота встреч). Выделены различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь. На каждом их этих уровней могут проанализированы этапы развития соответствующего отношения и факторы, на основе которых оно возникает. Существует две взаимоисключающие теории любви:

пессимистическая, утверждающая негативное воздействие любви на развитие личности (возникновение зависимости от любимого человека);

оптимистическая, разрабатываемая в гуманистической психологии и утверждающая, что любовь способствует снятию тревоги, более полной самоактуализации личности Описаны основные формы любви: любовь-страсть, любовь-игра, любовь-дружба.

 

В истории социальной психологии предпринимались попытки построить классификацию групп, все они различались по следующим признакам: 1-уровню культурного развития, 2- типу структур, задач и функций, 3 – типу контактов в группе, 4- формированию и принципу доступности членства в ней и многие другие.

Однако их общая черта – фиксация форм жизнедеятельности групп. Для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные. Она сосредотачивает свое исследование на реальных группах. ГРУППЫ

Условные Реальные

 

Лабораторные Естественные

 

Большие Малые

 

Стихийные Устойчивые

 

Становящиеся Развитые

 

 

Для всех больших социальных групп характерны общие признаки, отличающие эти группы от малых групп. В больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения: 1- нравы, обычаи, традиции; 2- образ жизни группы (интересы, ценности, потребности); 3- наличие специфического языка (этнические, профессиональные, неформальные группы); 4- социальная детерминация (имеют значение ценности и стереотипы); 5- обязателен учет двух характеристик времени: синхрония (анализ процессов, протекающих в одно и то же время) и диахрония (анализ процессов в их временной протяженности).

Эти особенности групповой жизни обусловливают структуру психологии большой социальной группы, которая включает в себя ряд элементов: - психический склад и – эмоциональную сферу.

Существенна проблема соотношения психологических характеристик большой группы и сознания каждой отдельной личности. Психология группы есть то общее, что присуще в той или иной мере всем представителям данной группы, т.е. типичное для них, порожденное общими условиями существования.

Психологию больших социальных групп можно исследовать следующими методами:

1 – методами этнографии (анализ продуктов культуры посредством межкультурных или сравнительных исследований);

2 – методами социологии (приемы статистического анализа);

3 – приемы, используемые в языкознании;

4 – использование концепции «социальных представлений», разработанной С.Московиси.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2170; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.