КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальная установка
СОЦИАЛИЗАЦИЯ. СОДЕРЖАНИЕ, СТАДИИ, ИНСТИТУТЫ. ЛИДЕРСТВО И РУКОВОДСТВО. Б.Д. Парыгин выделяет следующие различия лидера и руководителя: 1 – Лидер осуществляет регуляцию межличностных отношений в группе, а руководитель – официальных отношений группы как некоторой социальной организации; 2 – Лидерство происходит в условиях микросреды, а руководство – элемент макросреды; 3 – лидерство возникает стихийно, а руководитель либо назначается, либо избирается; 4 – явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера зависит от настроения группы, а руководитель – явление более стабильное; 5 – руководство подчиненными обладает определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет; 6 – процесс принятия решения руководителем более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, а лидер принимает решения, касающиеся групповой деятельности; 7 – сфера деятельности лидера – в основном малая группа, сфера деятельности руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе. Тем не менее и лидер и руководитель призваны стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач, заботиться о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены. В традиции социальной психологии исследуется вопрос о стиле лидерства, а не руководства. Левин предложил три стиля: 1- авторитарный – голос руководителя решающий, запреты без снисхождения, с угрозой, эмоции не принимаются в расчет, показ приемов – не система, позиция лидера – вне группы. 2- демократический – мероприятия планируются в группе, все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются, позиция лидера – внутри группы. 3- попустительский – дела в группе идут сами собой, лидер не дает указаний, позиция лидера – незаметно в стороне от группы.
Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Выделяют три сферы, в которых осуществляется прежде всего становление личности: деятельность, общение, самосознание. Деятельность на протяжении всего процесса социализации личности связана с освоением все новых и новых видов деятельности. При этом происходят еще три чрезвычайно важных процесса: - ориентировки в системе связей, - центрирование вокруг главного, - освоение личностью новых ролей и осмысление их значимости. Общение рассматривается со стороны его расширения (умножение контактов человека с другими людьми) и углубления (переход от монологического к диалогическому). Самосознание личности означает становление в человеке образа его «Я». Самосознание представляет собой сложный психологический процесс, включающий: самоопределение (поиск позиции в жизни), самореализацию (активность в разных сферах), самоутверждение (достижение, удовлетворенность), самооценку. В отечественной социальной психологии выделяют следующие стадии социализации: 1 – дотрудовая – охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности; 2 - трудовая – весь период трудовой деятельности человека; 3 – послетрудовая – связана с проблемами пожилого возраста. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и котрые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации. Выявление их роли в процессе социализации опирается на общий социологический анализ роли социальных институтов в обществе. Выделяют следующие социальные институты: - семья, - дошкольные детские учреждения, - школа, - трудовой коллектив (команда, организация), - общественные организации, членами которых преимущественно являются пенсионеры.
Если процесс социализации объясняет, каким образом личность усваивает социальный опыт и активно воспроизводит его, то формирование социальных установок личности объясняет как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках. Проблема установки была специальным предметом исследования в школе Д.Н.Узнадзе: «Установка является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, состоянием, которое обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией». В западной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд». Аттитюд – это психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта или состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности. Функции аттитюдов: 1 – приспособительная (утилитарная, адаптивная) – направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей; 2 – функция знания – дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту; 3 – функция выражения (функция ценности, саморегуляции) – выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности; 4 – функция защиты – способствует разрешению внутренних конфликтов личности. М. Смитом в 1942 г. была определена трехкомпонентная структура аттитюда, в которой выделяются: а) когнитивный компонент (осознание объекта социальной установки); б) аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта, выявление чувства симпатии или антипатии к нему); в) поведенческий (конативный) компонент (последовательное поведение по отношению к объекту). Теперь социальная установка определялась как осознание, оценка, готовность действовать.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |