Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стихийные группы и массовые движения




ГЕНДЕРНЫЕ И ВОЗРАСТНЫЕ ГРУППЫ.

Это группы, выделяемые по демографическим характеристикам: гендерные - по принципу пола (мужчины и женщины), возрастные по принципу возраста (молодежь, лица среднего возраста, пожилые).

Гендерные группы имеют весьма солидную традицию своего изучения, в частности в американской соц-й псих-и. Понятие «гендер» используется для описания социальных характеристик пола в отличие от биологических, связанных с особенностями мужской и женской анатомии. Гендер изучается на трех уровнях: 1 – индивидуальном (исследуется гендерная идентичность, т.е. субъективное отнесение человеком себя к группе мужчины-женщины;

2 – структурном (исследуется положение мужчин и женщин в структуре общественных институтов: начальники-подчиненные);

3 – символическом (исследуются образы «настоящего мужчины» и «настоящей женщины»).

Предметом гендерных исследований являются закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей, полового разделения труда, культурные символы и социально-психологические стереотипы «мужественности» и «женственности» и их влияние на различные аспекты социального поведения, общественной жизни.

В социально-психологических исследованиях выделяют три группы проблем: гендерная идентификация, гендерные стереотипы, гендерные роли.

Первый блок исследований выявляет преимущественное распространение среди мужчин и женщин специфических характеристик, получивших название ФЕМИНИННОСТЬ и МАСКУЛИННОСТЬ (женственность и мужественность). Личностные характеристики мужчин и женщин рассматриваются в связи с особенностями поведения гендерных групп. Описаны свойственные мужчинам и женщинам формы проявления агрессии, сексуального поведения, поведения в выборе партнера (Э. Уолстер «теория справедливости»).

Исследования специфики гендерных ролей связаны с семейными ролями. Так, исследуются особенности социализации мальчиков и девочек, причем их специфика в различных культурах.

Обсуждение различий социальных ролей мужчин и женщин связано с проблемой гендерных стереотипов. Распространенность стереотипов была выявлена в одном из американских исследований, где был получен наиболее полный список черт, свойственных мужчинам и женщинам (Смелзер, 1994). Стереотипы «вынуждены» изменяться вместе с изменениями, происходящими в обществе.

 

Существует особая разновидность больших социальных групп – это кратковременные объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, и собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия.

Такая группа может быть в определенной степени кем-то организована, но чаще возникает стихийно, может не осознавать свои действия, но тем не менее может быть весьма активной. В современных обществах от действий таких групп часто зависят принимаемые политические и социальные решения. Среди стихийных групп чаще всего выделяют толпу, массу, публику.

Толпа наиболее полно исследована в социальной психологии. По определению Лебона, толпа – это «человеческая совокупность, обладающая психической общностью», она образуется на улице по поводу самых различных событий (ДТП, поимки правонарушителей, недовольства действиями представителя власти и т.д.). Ее цели могут быть весьма различными: поглазеть, протестовать против чего-либо, заявить о каких-то требованиях. Длительность ее существования определяется значимостью инцидента: толпа зевак может разойтись, как только элемент зрелищности ликвидирован. В толпе могут возникать элементы организации, если найдется человек, который сумеет ее возглавить. Но если такие элементы и возникли, то они очень нестабильны.

Масса обычно описывается как более стабильное образование с довольно четкими границами. Признаком массы является объединение людей, которых волнует одна и та же тема и которые достаточно сознательно собираются ради какой-либо акции: манифестации, демонстрации, митинга. В этом случае более высока роль организаторов. В действиях массы поэтому более четки и продуманны как конечные цели, так и тактика поведения. Ее существование может быть неустойчивым, т.к. члены массы могут быть рассредоточены.

Публика. Г. Тард впервые разделил толпу и публику, обозначив в качестве специфической черты публики наличие лишь психической связи (читающая публика, театральная публика и т.д.) Публика всегда собирается ради общей и определенной цели, поэтому она более управляема. Но и публика остается массовым собранием людей и в ней действуют законы массы.

Способы воздействия, реализуемые в стихийных группах.

  1. Заражение – бессознательная невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Она проявляется не через осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния или «психического настроя».
  2. Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации. Панику чрезвычайно трудно исследовать и данные исследования остаются на уровне описаний, сделанных после ее пика.
  3. Внушение представляет собой особый вид воздействия – целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. Явление внушения исследуется в психологии очень давно. Внушение – «суггестия», как социально-психологическое явление обладает глубокой спецификой: человек, осуществляющий внушение, называется суггестор; человек, которому внушают называется суггеренд. В прикладном плане исследования внушения имеют большое значение для таких сфер, как пропаганда и реклама.
  4. Подражание также относится к способам воздействия людей друг на друга – воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.