Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Особенности развития отечественной социологии




1. Своеобразие формирования социологической мысли России

2. Периодизация развития отечественной социологии

Своеобразие формирования социологической мысли России

Социология – интернациональная наука по характеру, целям и задачам. Но ее развитие в разных странах во многом определяется их своеобразием. По специфике исследований можно говорить в широком смысле об американской, французской, немецкой и других социологических школах (или условно – социологиях).

Специфична и отечественная социология. Ее становление и эволюция были обусловлены особенностями самой России, порожденными уникально­стью ее географического положения между Западом и Востоком, территориаль­ной масштабностью, обычаями, традициями, психологией, моралью и пр.

Социологическая мысль России формировалась веками на своей почве, вырастая на базе российской культуры и освободительного движения. Интерес к человеку в обществе, к их совместной участи, их будущему проявлялся на двух уровнях: массово-житейском (в народных сказаниях и легендах, к приме­ру, в «Сказании о граде Китеже»; в произведениях писателей и поэтов, в сужде­ниях общественных деятелей) и профессиональном (в теориях специалистов-исследователей - философов, историков). Российская социологическая мысль складывалась как из откровенно идеологизированных, так и из академических наработок. Первые были связаны с освободительным движением и революци­онной традицией России, вторые – непосредственно с наукой. Отечественная социальная мысль вобрала в себя множество утопий, близких прогнозу о будущем общества и человека. До XIX столетия социальные утопии были расплывчаты и примитивны. Но в XIX – начале XX вв. с утопиями выступили как представители демократической тенденции в революционной традиции России (А.Радищев, А.Герцен, Н.Чернышевский, М.Бакунин, Г.Плеханов, В.Ульянов-Ленин и др.), так и носители автократической тенденции (П.Пестель, С.Нечаев, И.Сталин). Утопия освобождения от рабства прозвучала в оде «Вольность» А.Радищева. Им был воспет российский идеал – простор и воля. А.Герцен и Н.Чернышевский провозгласили утопию русского общинного со­циализма, которая имела значительное число приверженцев, в их числе К.Маркс, Н.Бердяев, М.Калинин и др. Сторонники этой утопии дали блестящие социальные прогнозы: А.Герцен предначертал образ диктатора из народа (И. Сталина); Н.Чернышевский, вопреки сложившемуся о нем мнению, предосте­регал о гибельных последствиях революции в России и ратовал за постепенный и последовательный процесс внедрения демократии в российскую жизнь. Г.Плеханов предсказал народные бедствия от осуществления на практике ле­нинской утопии социалистической революции в России. С утопией об общест­ве, развивающемся по закону солидарности (без насилия), выступил М. Бакунин.

Несомненную ценность представляет утопия В.Ленина о новой экономической политике, особенно в свете событий в стране на рубеже 80-90-х годов XX века. Представители отечественной научной мысли понимали значимость социаль­ных утопий: посвященные им спецкурсы читали в российских университетах философы Н.Бердяев и С.Булгаков.

Имея российские корни, отечественная социологическая мысль вместе с тем испытала на себе мощное воздействие Запада. Она была тесно связана с французским просвещением, английской экономической школой и немецким романтизмом. Двойственность истоков определила противоречивость социоло­гической мысли России, проявлявшуюся в противоборстве ориентации на Запад (западники) и на собственную самобытность (русофилы). Это противоборство характеризует и современную социологию.

Российская социологическая мысль стала частью европейской культуры.

Периодизация развития отечественной социологии

Социология как наука прошла свое становление в России во второй поло­вине XIX столетия. Ее последующее развитие не было непрерывным процессом набора качества. Социология напрямую зависела от условий в стране, от уровня ее демократичности, поэтому пережила периоды подъема и упадка, запрета, го­нений и подпольного существования.

В развитии отечественной социологии выделяют два этапа: дореволюци­онный и послереволюционный (рубеж ХХ в. – 1917 год). Второй этап, как правило, подразделяют на два периода: 20-60 и 70-80 гг., хотя почти каждое десятилетие XX века имело свои особенности.

Первый этап характеризовался богатством социологической мысли, раз­нообразием теорий и концепций развития общества, социальных общностей и человека. Наибольшую известность получили:

теория публициста и социолога Н.Данилевского о «культурно-исторических типах» (цивилизациях), развиваю­щихся, по его мнению, подобно биологическим организмам;

субъективист­ская концепция о всестороннем развитии личности как мериле прогресса со­циолога и литературного критика Н.Михайловского, обличавшего марксизм с позиций крестьянского социализма;

географическая теория Мечникова, объяс­нявшего неравномерность общественного развития изменением географических условий и считавшего общественную солидарность критерием общественного прогресса;

учение о социальном прогрессе М.Ковалевского – историка, юриста, социолога-эволюциониста, занимавшегося эмпирическими исследованиями;

теории социальной стратификации и социальной мобильности социолога П.Сорокина;

позитивистские воззрения последователя О.Конта, русского со­циолога Е. де Роберти и др.

Эти разработки принесли их авторам мировую извест­ность. Практические дела российских социологов, например, составление зем­ской статистики, шли на пользу отечества. В дореволюционной социологии со­существовали пять основных направлений: политически ориентированная со­циология, общая и историческая социология, юридическая, психологическая и систематическая социологии. Теоретическая социология конца XIX века испы­тала на себе влияние идей К.Маркса, но оно не было всеобъемлющим. Социо­логия в России развивалась как наука и как учебная дисциплина. По своему уровню в это время она не уступала западной.

Второй этап развития отечественной социологии сложен и неоднороден.

Первое его десятилетие (1918 – 1928) было периодом признания социоло­гии новой властью и ее определенного подъема: осуществляется институционализация науки, созданы кафедры социологии в Петроградском и Ярославском уни­верситетах, открыт Социологический институт (1919 г.) и первый в России фа­культет общественных наук с социологическим отделением в университете Петрограда (1920 г.); была введена научная степень по социологии, стала изда­ваться обширная социологическая литература (как научная, так и учебная). Своеобразие социологии этих лет заключалось в еще сохраняющемся авторите­те немарксистской социологии и в то же время в усилении марксистского на­правления и ожесточенных дискуссий в нем по поводу соотношения социоло­гии и исторического материализма. В эти годы изучаются проблемы рабочего класса и крестьянства, города и деревни, народонаселения и миграции, прово­дятся эмпирические исследования, получившие международное признание.

В 30-е годы ХХ в. социология была объявлена буржуазной лженаукой и запре­щена. Фундаментальные и прикладные исследования были прекращены.

Возрождение отечественной социологии началось лишь в конце 1950-х годов, после XX съезда КПСС, да и то в качестве вспомогательной отрасли экономической и философской наук. Сложилась парадоксальная ситуация: социологические эмпирические исследования полу­чили право гражданства, а социология как наука – нет. Публиковались материа­лы о позитивных аспектах социального развития страны. Тревожные сигналы социологов о разрушении природной среды, о нарастании отчуждения власти от народа, о националистических тенденциях игнорировались и даже осужда­лись. Но и в эти годы наука продвигалась вперед: появились работы по общей теории и по конкретному социологическому анализу, обобщающие труды со­ветских социологов; предпринимались первые шаги по участию в международ­ных сравнительных исследованиях. В 60-е годы создаются социологические учреждения, основывается Советская социологическая ассоциация.

В 1970-80-е годы отношение к отечественной социологии было противоре­чивым. С одной стороны, она получила полупризнание, с другой - всячески тормозилась, оказавшись в прямой зависимости от партийных решений. Социо­логические исследования носили мировоззренчески направленный характер. Но организационное становление социологии продолжалось: в 1968 году был соз­дан Институт социологических исследований (с 1988 г. – Институт социологии АН СССР). Появи­лись отделы социсследований в институтах Москвы, Новосибирска, Свердловска и других городов; начали издаваться учебные пособия для вузов; с 1974 го­да стал выходить журнал «Социологические исследования» («Социс»). К концу данного периода административно-бюрократическое вмешательство в социологию стало усиливаться, причем механизмы были почти те же, что и в 30-е годы. Теоретическая социология вновь отрицалась, снизилось количество и качество исследований.

Последствия этого второго «вторжения» в социологию могли бы быть са­мыми трагическими для науки, если бы не новая обстановка в стране. Социоло­гия была восстановлена в гражданских правах в 1986 году. Вопрос о ее разви­тии решался на государственном уровне – была поставлена задача развертыва­ния фундаментальных и прикладных исследований в стране. Социология со­временной России укрепилась содержательно и организационно, она возроди­лась как учебная дисциплина. Социоло­гия сегодня представляет материал об обществе на переломном этапе и прогно­зирует дальнейшее развитие.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 676; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.