Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Этносоциология




1. Предмет и содержание этносоциологии

2. Этнос: определение и типология

3. Этническая эволюция

Предмет и содержание этносоциологии

Одной из структурных подсистем общества является этническая. По от­ношению к составляющим ее элементам - этносам она представляет собой сис­тему, но каждый этнос - это тоже система, причем, по единодушному мнению ученых, система базовая.

Этнический состав населения Земли сложился в ходе длительного исто­рического развития в результате сложных этнических и миграционных процес­сов. В настоящее время на планете проживает около четырех тысяч этносов от небольших по численности (тодо – Индия, ботокуды – Бразилия, алакалуфы и яманы – Аргентина и т.д.) до многочисленных (китайцы, японцы, рус­ские и др.).

Этносы являются объектом непосредственного и опосредованного инте­реса нескольких наук: социальной антропологии, изучающей примитивные со­общества; этнографии, описывающей сходство и различия между народами; эт­нологии – исследующей этногенез (происхождение этносов), их основые харак­теристики и свойства; этноконфликтологии, изучающей психологические ас­пекты межэтнических противоречий. В политологии как науке есть отрасль знания, занимающаяся исследованием политических устремлений этносов, именуемая этнополитологией. В теоретической социологии существует раздел «Социология этноса», рассматривающий особенности развития этноса, иных этнических общностей, их соотношения с другими общностями. Социологиче­ский взгляд на этническую систему дополняется этносоциологией.

Этносоциология – пограничная отрасль знания, возникшая на стыке двух наук: этнологии и социологии. Этносоциология изучает этническое через призму социального, а, значит, рассматривает социальные проблемы этносов, проис­ходящие в них социальные процессы и межэтнические отношения. Эта научная дисциплина занимается сравнительными исследованиями различных этниче­ских групп, специфики проявления в них социальных явлений. Этносоциология – это отечественное изобретение второй половины 60-х годов XX века. На Западе исследования этносоциологического характера ведутся давно, но они не были оформлены в особую отрасль знания и осуществлялись под эгидой куль­турной и социальной антропологии. Но в 60-70-х годах и в Европе (в частности, в Голландии) возникло направление, близкое отечественной этносоциологии (А.Инкельс, М.Хехтер, Ван ден Берге и др.).

Идеологические догмы советского времени, лакировка назревающих про­блем, толкование внутри- и межэтнических отношений только как интернацио­налистских длительное время сдерживали этносоциологические исследования и определяли их характер. Раскрепостившаяся в период преобразований 80~90-х годов этносоциология развивается в настоящее время по четырем основным на­правлениям: 1) всестороннее изучение жизни этносов в ее социально-экономическом, социально-политическом и духовном воплощении; 2) анализ современных внутриэтнических процессов; 3) исследование актуальных вопро­сов межэтнических отношений; 4) осмысление ошибок прошлых лет в области этнической политики. С конца 80-х годов началось широкое применение в эт­носоциологии эмпирических исследований.

Этнос: определение и типология

Этнос – основополагающая категория этносоциологии, в буквальном пе­реводе с греческого означающая «племя, народ». В широком смысле этнос можно определить как основную единицу классификации всех народов мира, обозначающую конкретный народ со своей историей, своей самобытной куль­турой, своим самосознанием и самоназванием. В наиболее популярной научной трактовке этнос – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и особенностя­ми культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием).

Единство территории и производная от него общность экономической жизни являются материальными факторами образования этноса, которые в процессе дальнейшего развития этноса могут быть утрачены. А основные при­знаки этноса, его системные свойства, могущие исчезнуть только с ним самим – это этническое самосознание, психологический склад и этническая культура.

Этническое самосознание есть чувство принадлежности к данному этно­су. Важным его компонентом выступает представление об общности происхо­ждения его членов, т.е. совместная историческая практика предков.

Психологический склад – это так называемый этнический характер, пони­маемый широко вплоть до включения в него этнического темперамента.

Этническая культура включает язык, народное искусство, обычаи, обря­ды, традиции, нормы поведения, привычки, передаваемые из поколения в поко­ление. Но этнические системы не сводятся только к одному, хотя и базисному элементу, – этносу. Существует, по мнению исследователей (Л.Гумилев, В.Беляев и др.), этническая иерархия, которую можно представить в следующей последовательности: суперэтнос, этнос, субэтнос, консорция, конвикция. Су­перэтнос – целостная группа этносов, возникших одновременно в одном регио­не, как правило, с единым происхождением, культурой, психологией (славяне, тюрки и др.). Субэтнос – подсистема этноса со спецификой в религии, языке, культуре, истории, самосознании и самоназвании (в этносе «русские» - камча­далы, поморы, сибиряки и др.; в этносе «татары» - кряшены, мишари, казан­ские, касимовские, астраханские татары и др.). Консорция - группа людей с об­щей исторической судьбой (гильдии, секты и пр.). Конвикция – группа с общно­стью жизни, однохарактерным бытом и семейными связями (предместья, сло­боды и т.д.).

Отечественная этносоциология выделяет исторически значимые типы эт­носа. В науке существует два подхода к его типологии: первый выделяет в ка­честве основных типов этноса род, племя, народность, нацию; второй рассмат­ривает три типа – род, племя, народ.

Первый подход дает эволюцию этноса в исторической последовательно­сти: сначала – род и племя как кровно-родственный производственный коллек­тив с территориальной неустойчивостью, с устным языком, родоплеменной культурой и психологией кровных связей; затем – народность как патриархаль­ная мелкотоварная общность государственного типа с таможенными граница­ми, с письменным (но не всегда) языком, с мелкобуржуазной идеологией и культурой; наконец – нация как экономическая общность промышленного типа, не разделенная таможенными границами, с литературным языком, культурой, связанной с распространенными идеологиями.

Второй подход заменяет «народность» и «нацию» как типы этноса еди­ным типом под названием «народ», постепенно складывающимся на базе объе­динения племен. Этот тип в науке определяется по-разному: как культурный союз одинаково говорящих людей; как совокупность людей с общностью судь­бы, характера и психологии; как общность людей, связанных происхождением и самосознанием и др. Два подхода разошлись по ряду параметров, но главный из них – определение нации. В первом случае она рассматривалась как этниче­ская общность; во втором – как политическое явление, означающее согражданство. Понимание нации как согражданства исходит из принятой ныне всем ми­ром концепции народного суверенитета Руссо, по которой население становит­ся нацией, только когда подданные осознают себя гражданами. Со времен Ве­ликой французской революции 1789 года сначала во французском и англий­ском, а затем и в других языках, и в международном праве утверждается эта­тистское толкование нации как совокупности всех граждан государства. Лишь в языках отстававших от буржуазных преобразований народов Германии, России, стран Восточной Европы сохранились оба ее значения – этатистское и этниче­ское. Отсюда и два подхода к типологии этноса в отечественной науке.

Этногенез

Этногенез – это процесс возникновения этнических общностей вплоть до становления их самосознания. Каждый этнос с момента возникновения прохо­дит ряд этапов развития. Жизненный цикл этноса (не более 1200 лет до появле­ния нового этноса и 1500 лет до полного разрушения) выглядит так: а) пассио­нарный толчок – результат скопления энергии этноса; б) период активной дея­тельности этноса (пассионарный подъем); в) расцвет; г) упадок; д) гибель или появление этноса; е) начало нового цикла – пассионарный толчок.

Этносы проявляются во взаимодействии, возможны четыре варианта их контактов: а) сосуществование, при котором этносы не смешиваются и не под­ражают друг другу, заимствуя лишь технические нововведения; б) ассимиля­ция - поглощение одного этноса другим с полным забвением происхождения и традиций первого этноса; в) метасация, при которой сохраняются и сочетаются традиции обоих этнических предков и память о них; г) слияние, при котором забываются традиции обоих первичных компонентов и возникает третий – но­вый этнос.

В ходе развития этноса и его взаимодействия с другими происходят су­щественные изменения этноса в целом или его отдельных частей, т.е. этниче­ские процессы. По своему влиянию на судьбу этноса они подразделяются на эволюционные и трансформационные. Первые подразумевают значительные изменения в языке, культуре, в социальной и демографической структуре этно­са. Вторые ведут к перемене этнической принадлежности и этнического само­сознания.

По своей направленности этнические процессы делятся на преобладаю­щие в современном мире процессы этнического объединения и процессы этни­ческого разделения. Объединение осуществляется через взаимовлияние куль­тур, двуязычие, интеграцию, консолидацию, этническую ассимиляцию, а разде­ление – путем разъединения через дифференциацию, сегрегацию, дезинтегра­цию, сепаратизм, балканизацию. Объединению и сближению содействуют эт­нические контакты и этническая адаптация. Разделение, как правило, сопряже­но с конфликтами. Разделение и объединение этносов может быть итогом не только естественно-исторических процессов, но и целенаправленной политики, идеологических догм. Приверженность людей интересам своего этноса (этнонационализм) может играть как позитивную, так и негативную роль. Его разновидность (этнофилия) предполагает заботу о сохранении и развитии этно­са, его языка и культуры, а другая (этнофобия) – признание исключительности своего этноса и враждебности к иным народам, В полиэтничном обществе го­сударство не может быть этническим. Главные сферы действий этноса – язык и культура, а государство вмешивается лишь своей помощью этим сферам.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 921; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.