Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Методы сбора информации в социологическом исследовании




На сегодняшний день в практике социологических исследований наиболее популярен метод опроса. Опрос — это способ непосредственного или опосредованного сбора первичных вербальных данных1, «незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельнос­ти, мнениях»2. С его помощью в мире собирается от 90 до 95% всей социологической информации.

Исследователи считают опрос почти универсальным методом познания социальной реальности, поскольку именно он предоставляет возможность фиксации субъективных состояний человека, которые обычно не находят выражения в его повседневном поведении. Опрос позволяет мысленно моделировать любые ситуации, чтобы выявить устойчивость склонностей, мотивов, установок, побуждений, которыми руководствуется человек3.

Классификация опросных методов может проводиться по нескольким основаниям.

Так, например, в зависимости от формы общения различают очные и заочные опросы.

По количеству респондентов, одновременно участвующих в исследовании, принято выделять индивидуальные (персональные) и групповые опросы.

С точки зрения источника получаемой информации опросы делятся на массовые, в которых участвуют самые различные категории населения, и специализированные, предназначенные для изучения мнений целевых групп (покупателей, телезрителей данного канала и т.д.).

Кроме того, существуют два больших класса опросных методов, выделяемых в зависимости от способа коммуникации между социологом и респондентом (письменная или устная форма общения): анкетный опрос и социологическое интервью.

Анкетирование предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем ответы регистрируются респондентом либо наедине с самим собой (и тогда речь идет о заочном опросе), либо в присутствии анкетера (очный, прямой опрос)1. По сравнению с интервьюированием анкетный опрос является более дешевым и оперативным.

Анкета как инструмент сбора информации представляет собой объединенную общим исследовательским замыслом систему вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета изучения2. Существуют следующие разновидности анкетных опросов.

1.Раздаточное анкетирование. Оно может осуществляться в двух основных вариантах: индивидуальное анкетирование и групповой (аудиторный) опрос. При проведении индивидуального анкетного опроса респондент получает анкету из рук анкетера и заполняет ее в его присутствии. Групповой (аудиторный) опрос — метод единовременного, но индивидуального анкетирования опрашиваемых, собранных в одном помещении.1 Очевидно, что групповое анкетирование экономичнее раздаточного. При условии квалифицированной организации групповые опросы повышают у человека психологическое ощущение анонимности.

2. Почтовый опрос. Эта форма заочного индивидуального анкетирования является достаточно распространенной, особенно в тех случаях, когда нет возможности лично встретиться с респондентами (например, при большом географическом разбросе выборки или при отсутствии постоянной сети анкетеров). Она основана на почтовой рассылке анкет. Многие специалисты не доверяют результатам почтовых опросов из-за множества методологических проблем, главной из которых, пожалуй, является низкий процент возврата заполненных анкет. Вместе с тем на сегодняшний день известно немало способов стимулирования возврата вопросников. Например, напоминание респондентам по телефону, «вознаграждение» в виде подарка — сувенира и т.п. Эти приемы повышают надежность данного метода и расширяют возможности его использования в социологии.

* 3. Прессовое анкетирование — вид опроса, при котором анкета публикуется в печатном периодическом издании с просьбой заполнить ее и выслать в адрес редакции газеты или журнала.

4. Теле- и радиоопросы. Перечень интересующих исследователей вопросов транслируется по радио или телевидению либо заранее публикуется в газете, а затем респонденты звонят, называякодовые номера своих ответов (и это напоминает ситуацию телефонного интервью). Основное преимущество такой формы опроса состоит в возможности оперативного сбора информации и еенемедленной компьютерной обработки (например, в телепереда­че компьютер часто демонстрирует на дисплее динамику реакций телезрителей).

5. Интернет-опросы. Это пока мало распространенная, а потому малоизученная разновидность опросов, хотя многие периодические издания и телеканалы проводят такого рода исследования, например, с целью выявления рейтингов популярности теле-и радиопередач.

Социологическое интервью — метод сбора социологической информации, основанный на вербальном социально-психологическом взаимодействии между респондентом и интервьюером с целью получения данных, интересующих исследователя1. Интервью — это целенаправленное общение, беседа, проводимая по определенному плану и предполагающая прямой контакт интервьюера с опрашиваемым.

Существует немало разновидностей интервью.

а) По содержанию беседы различают документальные интервью, проводимые с целью изучения событий прошлого, получения фактографической информации и интервью мнений, которые используются для выявления оценок, взглядов, суждений, т.е. для сбора данных о субъективном мире респондентов.

б) По способу организации интервью можно классифицировать на индивидуальные и групповые. Персональное интервью представляет собой беседу между интервьюером и респондентом «с глазу на глаз» по определенному кругу вопросов. Групповое интервью — это планируемая беседа, инициируемая интервьюером, в процессе которой последний стремится вызвать дискуссию в группе по заданной проблематике. Чаще всего подобные интервью проводятся с помощью метода «фокус-групп»2.

- в) По технике проведения выделяют интервью свободные (длительная беседа без строгой детализации вопросов, напоминающая скорее живое общение), полустандартизированные (помимо общей темы беседы интервьюер имеет набор обязательных для всех респондентов вопросов и обладает относительной свободой в выборе вопросов дополнительных) и стандартизированные (формализованные, предполагающие детальную разработку всей процедуры, включая план беседы, последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов)

г) В зависимости от особенностей процедуры интервью бывают интенсивными {клиническими, глубокими, направленными на получение сведений о внутренних побуждениях, мотивах людей) и фокусированными, имеющими целью выявление реакций респондентов на заданное воздействие.

д) С точки зрения способа общения выделяют интервью персональные (личные) и телефонные.

Еще одним важным методом социологического исследования является наблюдение. Социологическое наблюдение — это целенаправленное, систематическое, непосредственное визуальное восприятие и регистрация значимых с точки зрения целей исследования социальных явлений, процессов, а также отдельных признаков, свойств, характеристик изучаемого объекта1.

Виды наблюдения можно классифицировать по разным основаниям.

· По степени формализации выделяют контролируемое (структурированное, стандартизированное) и неконтролируемое (бесструктурное, нестандартизированное) наблюдение. В первом случае социолог регистрирует наблюдаемые переменные по детально разработанной процедуре, во втором он руководствуется лишь общим планом наблюдения.

· По положению и степени активности наблюдателя различают включенное (соучаствующее) и невключенное (простое) наблюдение. Если при невключенном наблюдении социолог находится «в сторонеот изучаемой ситуации, не вступая в контакты с людьми, то при включенном наблюдении он анализирует события «изнутри», входя в социальную среду, адаптируясь в ней. При этом наблюдение может вестись как инкогнито {скрытое наблюдение), так и открыто {открытое).

· По условиям организации и месту проведения все виды наблюдения можно разделить на лабораторные, при которых объект изучения находится в искусственных для него условиях, в экспериментальной ситуации, и полевые, когда наблюдение проводится в естественных условиях.

Помимо опроса и наблюдения, в социологии используются еще два основных метода познания социальной действительности: анализ документов и эксперимент, а также ряд дополнительных, пришедших из других наук (различные тестовые процедуры, социометрический метод изучения малых групп и т.д.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 679; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.