Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3. Методические особенности подготовки анкетных опросов и интервью




В диалогическом вопросно-ответном общении исследователя с респондентами именно вопрос выступает элементарным техническим инструментом познания12. Поэтому от его конструкции и формулировки во многом зависит надежность и достоверность итоговых данных.

В социологическом опросе могут быть использованы разные типы вопросов.

а) С точки зрения содержания выделяют фактологические вопросы, которые указывают на наличие какого-либо факта, фиксируют уже свершившееся действие (например: «Ваш пол?»; «Естьли у Вас пианино?») и вопросы о мнениях, с помощью которых выясняются личностные установки, оценки, ценностные ориентации и т.д. («Вы собираетесь или не собираетесь принять участиев предстоящих выборах?»).

б) По функциям все вопросы можно разделить на содержательные (основные), нацеленные на получение информации о предмете изучения, и функционально-психологические (вспомогательные), задаваемые с целью установления контакта с респондентами, оживления беседы, снятия ее монотонности и т.п.

в) По форме все вопросы делятся на открытые, закрытые и полузакрытые. В открытых вопросах респондент самостоятельно формулирует свой ответ, никаких заранее заготовленных «подсказок» не предлагается. Закрытые вопросы, наоборот, предпола­гают набор готовых ответов. В вопросах полузакрытых помимо набора «подсказок» оставляется открытая строка для того, чтобы респонденты, которым не подходит ни один из вариантов ответа, написали свое мнение.

Кроме того, выделяют вопросы контрольные и проверочные, личные и безличные, прямые и косвенные, ситуативные и проективные и др.

В самом общем виде анкета состоит обычно из следующих основных блоков.

1. Введени е, в котором содержится обращение к респондентам, сообщение о цели исследования, сведения об организации, проводящей опрос, предоставляются гарантии анонимности ответов и т.п.

2. Вступительные вопросы. Как правило, это очень простые вопросы фактологического или событийного содержания, включающие респондента в работу.

3. Основной вопросный блок. Здесь следует располагать наиболее важные по содержанию, острые, трудные для респондентов вопросы.

4. Социально-демографический блок («паспортичка»). Включение этого, относительно нетрудного, с точки зрения респондентов, блока в начало анкеты может насторожить опрашиваемых, поэтому его принято располагать в самом конце вопросника.

5. Заключение. В нем следует обязательно поблагодарить респондентов за участие и помощь в исследовании, выяснить, неутомительным ли для них был данный опрос, можно поинтересоваться, намерены ли они сотрудничать с социологом в дальнейшем и т.д.

Вывод: Прикладная социология предполагает проведение социологических исследований по поводу социально значимых проблем с целью их последующего решения с привлечением данных полученных в итоге исследования. Прикладные исследования проводятся при использовании разнообразных методов. Процедура прикладного исследования характеризуется составлением выборки, что является наиболее важным моментом при подготовки исследования, поскольку от формирования выборки зависит достоверность и результативность полученной информации.

 


[1] Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 47.

[2] Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Книга первая. – СПб., 1999., – С. 69 – 70.

[3] Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии... – С. 71.

 

[4] Вебер М. Основные социологические понятия // Избранные произведения. – М., 1990. – С. 602.

[5] Вебер М. Основные социологические понятия... – С. 602 – 603.

[6] Понятие социального пространства разрабатывалось П.А. Сорокиным в 2-х томной «Системе социологии» в 1920 г., в работах «Социальная мобильность» - 1927 г., и «Социокультурная динамика» – 1937 – 1941 гг.

[7] Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобильность / Человек. Цивилизация. Общество / Общ.ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонов: Пер. с англ. – М.: Политиздат, 1992. – С. 298.

[8] Социальная стратификация. Вып. 1. – М., 1992, - С. 161.

[9] Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. – М.: Политиздат, 1988. – С. 60.

[10] Цит. по Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. – М., 1996. – С. 31 – 32.

[11] Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобильность / Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Политиздат, 1992. – С. 302.

[12] Ленин В.И. Великий почин / Полн. собр. соч. Т. 39. – С. 15.

[13] Darendorf R. Class and Class Conflict in Industrial Society. L., 1959. P. 76.

[14] Kraus I. Stratifications, Class, and Conflict. N.Y., 1976. P. 12, 15 – 16.

[15] Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2 т. – М.: Культурная инициатива, 1992; Современная западная социология. Словарь. – М.: Политиздат, 1990. – С.242.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 688; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.