Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План лекции. Тема 1. Экономика свободного рынка




Тема 1. Экономика свободного рынка. Современная рыночная экономика и ее характеристики

Цель: Рассмотреть основные характеристики рыночной системы.

1.Понятие рынка и рыночной экономики.

2.Инфраструктура рынка.

3.Поток доходов и расходов в экономике.

 

1.Понятие рынка и рыночной экономики. Под рыночной экономикой понимают такую экономику, в которой экономические решения принимаются децентрализованным путем. Наиболее ярким примером рыночной экономики в истории является период капитализма свободной конкуренции или чистого капитализма. В такой системе поведение каждого ее участника мотивируется его личными, эгоистическими интересами: каждая экономическая единица стремится максимизировать свой доход на основе индивидуального принятия решений. Товары и услуги производятся, а ресурсы предлагаются в условиях конкуренции. Это означает, что существует много самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и ресурса. Здесь очень мала необходимость в правительственном планировании, контроле и вмешательстве в экономический процесс.

Командную (этатистскую) экономику характеризуют общественная собственность практически на все материальные ресурсы и коллективное принятие экономических решений посредством централизованного экономического планирования. Предприятия являются собственностью государства и осуществляют производство на основе государственных директив. Производственные планы устанавливаются плановыми органами для каждого предприятия, для выполнения которых выделяются ресурсы. Соотношение в национальном продукте средств производства и средств потребления устанавливаются централизованно, таким же образом осуществляется и распределение потребительских товаров среди населения. Средства производства распределяются между отраслями также централизованно. Наиболее удачным примером командной экономики является экономика Советского Союза.

В зависимости от того, как действует экономика, и как ею управляют, различают различные типы экономических систем. Основное различие экономических систем вытекает из характера распределения и обмена производимых экономических продуктов.

В рыночной экономической системе распределение осуществляется в результате купли продажи товаров, то есть через рынок.

В централизованной плановой экономике (ее еще называют административно – командная) во главу угла ставится принцип централизованного планирования, управления и распределения экономического продукта.

В экономической действительности не существует чисто рыночной и чисто плановой системы. В реальности все системы смешанные, то есть в них сочетаются черты рыночной и централизованной экономики. Поэтому, когда мы говорим рыночная экономика, то имеем в виду экономическую систему, в которой рыночные принципы ведения хозяйства преобладают над централизованным планированием, государственным распределением. Централизованной, плановой экономику называют, если в системе преобладают директивные, административные методы управления.

Основные черты командной экономики:

1. государственная форма собственности на средства производства;

2. централизованное управление, осуществляемое вышестоящими органами и директивное государственное планирование;

3. государственные цены;

4. государственная организация производства, где ограничено предпринимательство;

5. уравнительное распределение доходов;

6. экономика до предела монополизирована. Господствует отраслевая монополия, где одно министерство держит в своих руках все производство товара, оградив отрасль от конкуренции.

Основные черты рыночной экономики:

1. разнообразие и равноправие форм собственности;

2. децентрализованное управление. Основой отношений между фирмами служат договоры. Управление осуществляется «по горизонтали» - потребители могут влиять на производство;

3. свободные рыночные цены, которые позволяют уравновесить спрос и предложение;

4. свобода предпринимательства;

5. дифференциация доходов;

6. жесткая конкуренция.

Недостатки рыночной экономики: бедность, безработица, экономические кризисы, инфляция, загрязнение окружающей среды, отсутствие стимулов для производства товаров коллективного пользования и другое, - должны сглаживаться разумным государственным регулированием экономики.

Главное преимущество рыночной экономики – она более эффективна и способна наиболее полно удовлетворить потребности людей, что является целью экономики.

Функционирование рыночной экономики осуществляется главным образом через рынок.

Рынок – система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров, где формируется спрос, предложение и цены на них.

Современное народное хозяйство – это рыночное хозяйство, где отношения между субъектами осуществляются посредством обмена через рынок.

Для функционирования конкурентного рынка необходимо:

1. многообразие форм собственности;

2. создание рыночной инфраструктуры.

2. Инфраструктура рынка. Понятие «инфраструктура» произошло от лат. infra – ниже, под, и struktura- строение, то есть подстроение; первоначально использовалось в военном лексиконе. Рассмотрим элементы инфраструктуры рынка: рынок товаров и услуг, рынок факторов производства, финансовый рынок.

Рынок товаров и услуг требует создания и функционирования: товарных бирж, оптовой и розничной торговли, маркетинговых организаций.

Остановимся кратко на принципах биржевой торговли. Необходимо уяснить разницу между биржей и оптовым рынком остальных небиржевых товаров. Отличия биржи от небиржевого рынка:

1. Товар на бирже стандартизирован и может в наличии на бирже отсутствовать, а торговля идет по стандартным образцам.

2. Порядок и условия биржевой торговли строго регламентированы; нарушение правил ведет к материальным наказаниям участников.

3. Применяются официально установленные котировки, то есть единые цены, устанавливаемые по заключенным сделкам и на основании рыночной конъюнктуры. Котировка цен рассчитывается котировальной комиссией и подлежит открытой публикации.

Товар, реализуемый на бирже, должен отвечать следующим особым требованиям:

1.быть качественно однородным;

2.может быть количественно определен по числу, размеру или весу;

3.может быть заменен любым другим товаром из этой партии.

Функционирование оптовой и розничной торговли осуществляется через сеть магазинов, торговых домов, ярмарок, выставок.

Основными задачами маркетинговых организаций являются: изучение рынка, спроса, вкусов и потребителей; ориентация производства на эти требования;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.