Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности детальной стадии исследования

(раздельного этапа)

В специальной литературе встречается две точки зрения о порядке исследования измененных рукописей на раздельном этапе почерковедческой экспертизы. Первая - исследование должно начинаться с образцов почерка предполагаемого исполнителя, так как эксперту необходимо получить представление о норме - родном почерке исполнителя и изучить приспособительную вариативность почерка проверяемого лица. Вторая - исследование должно начинаться со спорного документа. (Спорная рук. – образцы привычные – непривычные)

В рукописях, выполненных в необычных условиях, отображаются 3 группы признаков почерка:

1. Диагностические, появившиеся в рукописи в результате воздействия сбивающих факторов (отклонения от общей нормы)

2. Идентификационные:

а) неизмененные признаки собственного почерка;

б) измененные в результате письма в НУ признаки почерка исполнителя (у каждого - индивидуальные) (отклонения от индивидуальной нормы).

Первая группа признаков обладает только диагностической информативностью. Ошибочное включение данных признаков в идентификационный комплекс может привести к экспертной ошибке.

Поэтому главная особенность раздельного этапа исследования заключается в необходимости четкой дифференциации:

1) диагностических признаков, сопровождающих факт изменения почерка

2) от идентификационных.

Избежать ошибок поможет тщательно проведенное диагностическое исследование, при котором эксперт должен выявить все имеющиеся признаки необычности.

При изучении «классических» и специфических признаков необычности на стадии раздельного исследования спорной рукописи эксперт должен обратить внимание на наличие либо отсутствие каждого информативного признака, характер его проявления (пределы неустойчивости и разброса), степень выраженности (сильно выражен, слабо выражен), частоту встречаемости (преобладающий, в группе букв, в отдельных буквах), локализацию (равномерно в почерке в целом, фрагментарно, в начале текста, в конце текста и т.п.). Для избежания утраты полезной информации результаты исследования рекомендуется фиксировать в специальных таблицах-разработках.

Данный под этап раздельного исследования может быть проведен как на качественно-описательном уровне, так и с применением специально разработанных количественных методик (например, по установлению факта намеренного изменения почерка) (16).

Диагностическое исследование образцов проводится с целью изучения приспособительной вариативности почерка проверяемого лица, характера, степени выраженности и локализации признаков необычности для последующего решения вопроса о сходстве или различии условий выполнения спорной рукописи и образцов.

Изучение идентификационных признаков письма эксперт проводит по общим правилам методики - от общего к частному. В условиях дефицита идентификационной информации (в связи с измененностью почерка) большое значение могут иметь признаки письменной речи.

Неизмененные и измененные образцы почерка предполагаемого исполнителя разрабатываются отдельно. Изучение общих признаков рекомендуется начинать с образцов привычного почерка, чтобы составить представление о норме, затем в образцах, выполненных в необычных условиях. При этом четко определяется, какие признаки меняются, а какие остаются неизменными. Таким образом эксперт определит пределы трансформации признаков почерка проверяемого лица под влиянием сбивающих факторов, а также выявит устойчивые признаки.

Разработка частных признаков почерка производится традиционно. Измененные и неизмененные образцы разрабатываются в разных колонках. Тщательно фиксируются все имеющиеся признаки, их устойчивость и пределы разброса. При необходимости красителем черного или зеленого цветов можно отметить признаки необычности выполнения, особенно, если вы затрудняетесь определить, к каким, диагностическим или идентификационным, надо отнести исследуемый признак. Окончательный ответ можно получить только после проведения стадий сравнения и оценки всех выявленных признаков.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности предварительной стадии исследования | Особенности сравнительного этапа исследования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 239; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.