Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие неформальных организаций и их характеристики

Группы и их значимость.

ЛЕКЦИЯ

ТЕМА «ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА»

План лекции:

1. Группы и их значимость.

2. Развитее неформальных организаций и их характеристики.

3. Управление неформальной организации.

4. Как повысить эффективность группы.

 

Каждый человек в своей жизни входит в какую-нибудь группу или в несколько групп одновременно, которые организованы по любому признаку.

Если группа людей, объединившись, регистрирует свой статус в исполкоме, то эти группы называются формальными, а если нет, то не формальные группы. Руководство предприятия по своей воле для организации производства создают формальные группы. В организации существуют три основные типа групп:

1) группа руководителей;

2) производственные группы;

3) комитеты.

1) группа руководителей (если ее называют командной) состоит из руководителя предприятия и его непосредственных подчиненных, которые в свою очередь могут быть руководителями.

2) второй тип формальной группы –это рабочая группа. Она обычно состоит из лиц, вместе работающих на одном задании. Хотя у них есть общий руководитель, эти группы отличаются от командной группы тем, что у них есть значительно больше самостоятельности в планировании и осуществление своего труда.

3) третий тип формальных групп – комитетный – будет рассмотрен ниже.

Неформальные группы на предприятии создаются против воли руководства и является мощной силой, которая при определенных условиях может фактически стать доминирующей в организации и сводить на нет все усилия руководства.

Более того, неформальные организации имеют свойство взаимно проникать. Некоторые руководители часто не осознают, что они сами примыкают к одной или нескольким таким неформальным организация.


 

2.1. Как возникают неформальные организации?

Формальная организация создается по воле руководства. Но как только она создана, она становится также и социальной средой, где люди взаимодействуют отнюдь не по предписанию руководства. Люди из разных подгрупп общаются за чашкой чая (а у нас за бутылкой) или кофе, во время собрания, за обедом и после работы. Из социальных отношений рождается много дружеских групп, неформальных групп, которые все вместе представляют неформальные организации.

Неформальные организации – это спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенных целей. У неформальных организациях, много общего с формальными организациями, в которые они оказываются вписаны. Они в некотором роде организованы как и формальные организации. У них есть иерархия, лидеры, задачи и свои неписаные правила. Разница между ними в том, что формальная организация создана по заранее придуманному плану, а неформальная является спонтанной реакцией на неудовлетворительные реальные потребности.(рис. 1.)

       
 
   

 


 

Рис.1. Механизм образования формальных и неформальных организаций.

 

2.2. Почему люди вступают в неформальные организации?

2.2.1. Важнейшие причины для вступления в неформальную организацию является удовлетворение потребности в чувстве принадлежности. И все же несмотря на то, что потребность в принадлежности широко признается, большинство формальных организаций сознательно лишают людей возможности социальных контактов. Поэтому рабочие часто вынуждены обращаться к неформальным организациям.

2.2.2. Помощь. Люди часто предпочитают прибегать к помощи своих коллег, чем к начальству. В результате оказанной помощи дающий ее приобретает престиж и самоуважение, а получающий – необходимое руководство к действию.

2.2.3. Защита. Люди всегда знали, что сила – в единстве. И сегодня члены неформальной организации защищают друг друга от причиняющих им вред правил. (пример, пробивают за них хронометражные карты или объединять усилия для протеста против вредных условий труда)

2.2.4. Общение. Люди хотят знать, что происходит вокруг их, особенно если это затрагивает их работу, т.е. доступ к неформальному каналу поступления информации – слухом.

2.2.5. Полное общение и симпатия. Люди часто присоединяются к неформальным группам просто для того, чтобы быть ближе к тем, к кому они симпатизируют.

2.3. Характеристики неформальных организаций.

2.3.1. Социальный контроль. Как выявили ученые, неформальные организации осуществляют социальный контроль, за своими членами. Чтобы быть принятым группой и сохранить в ней свое положение, личность должна соблюдать эти нормы. Например – форма одежды, манеры поведения. Чтобы укрепить соблюдение этих норм, группа может применять довольно жесткие санкции.

2.3.2. Сопротивление переменам. Люди могут использовать социальную организацию для обсуждения предполагающихся перемен или фактических перемен, которые могут произойти в их отделе или организации. В неформальных организациях наблюдаются тенденции в сопротивлении переменам.

2.3.3. Неформальные лидеры. Неформальная организация имеет своих лидеров. Неформальный лидер приобретает свое положение добиваясь власти и применяя ее по отношению к другим членам группы.

Неформальные лидеры имеют две первостепенные функции:

- помогать группе в достижении ее цели;

- поддерживать и укреплять ее существования.

Иногда эти две функции выполняются разными людьми.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Процессуальные теории мотивации | Управление неформальной организацией
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1014; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.