КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Природа конфликта в организации. 1. Природа конфликта в организации
ЛЕКЦИЯ ТЕМА «УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ» План лекции: 1. Природа конфликта в организации. 2. Управление конфликтной ситуации.
1.1. Что такое конфликт? Конфликт – это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными людьми или группами. Есть три точки зрения отношения к конфликтам: 1) Конфликт это агрессия, угроза и поэтому всегда нежелательное явление. Его необходимо по возможности избегать и его следует немедленно решать. Это мнение бытовало раньше. 2) Затем появилась другая точка зрения. Конфликт это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. Авторы эти считали: - его можно и должны избегать. Считали его при этом обычным явлением. Хорошее взаимодействие в организации могут предотвратить конфликт. 3) Современная точка зрения заключается в том, что даже в организации с эффективным управлением конфликты не только возможны, но и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. Во многих случаях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения и альтернативности. Это также может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов. Таким образом, конфликты могут быть: · Функциональные, которые ведут к повышению производительности труда и эффективности организации; · Дисфункциональные, которые приводят к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо понимать причины возникновения конфликтной ситуации. 1.2. Существует четыре типа конфликтов: - Внутри личностный; - Межличностный; - Между личностью и группой; - Межгрупповой. 1) Внутри личностный конфликт – это конфликт внутри отдельной личности, возникающий в результате поступления от разных руководящих лиц двух взаимно исключающих команд или нарушения принципа единоначалия. Пример Днепрогипротранс – Я, Каган, Баклунов – два начальника у одного подчиненного и выдают разные взаимоисключающие команды. 2) Межличностный конфликт – самый распространенный чаще всего это борьба руководителей за ограниченными ресурсами, капитал или рабочую силу, оборудование или одобрение проекта. Пример. Борьба за компьютеры в ДИИТе 3) Конфликт между личностью и группой – пример этому конфликт между отдельным рабочим и бригадой, когда первый хочет заработать сверхурочно. В любом случае, если позиция личности и группы отличаются. 4) Межгрупповой конфликт – это конфликт между линейным и штатным персоналом. Пример. В Днепрогипротрансе отделы хотели перейти на хозяйственный расчет, а руководство (плановый отдел) нет. Это всё яркие примеры дисфункционального конфликта, которые имеют пока не решенные проблемы. 1.3. Модель процесса конфликта
Рисунок 1- Модель конфликта как процесса. Часто внутри организации начинают конфликтовать разные функциональные группы. Например, отдел технологов за то кто должен выдавать задание станционникам. Этот конфликт при его решении снимает конфронтацию и способствует урегулированию вопросов, которые раньше не были решены. Это пример функционального конфликта. На рисунке 1 видно, что конфликт происходит, когда для этого есть причина. К ним следует отнести: · Распределение ресурсов в основном ограниченных 1) Делится премия, за какой либо проект; 2) Распределение нагрузки между преподавателями; 3) Работа на ИПО, где больше платят. · Взаимосвязь задач 1) Когда геологи не справились с задачей и на них выступили технологи; В свою очередь геологи сказали, что виноват отдел механизации инженерных работ, а последний винит снабжение. · Различия в целях 1) Производственные отделы хотят иметь больше и разнообразную номенклатуру товаров на складе, чтобы легче было работать, и было с чего выбрать, а бухгалтерия желает другого – поменьше и малый ассортимент, да ещё и подешевле. · Различия в предоставлении и ценностях 1) Факультет думает о том, чтобы дисциплины читали лучшие специалисты, а кафедры думают о загрузки своих преподавателей часами. И поэтому часто дисциплины передают не профилирующие кафедры. · Различия в манере поведения и жизненном опыте. 1) В Венгрии директор магазина запрещает продавцам садиться. 2) Умудренный опытом работник желает все делать по старинке, а молодежь требует новых решений · Неудовлетворительные коммуникации 1) Плохая передача информации может стать причиной конфликта Следующий важный блок на рисунке 1 функциональные и дисфункциональные последствия конфликта. 1) Функциональные последствия конфликта: - конфликт решается путем приемлемым для всех сторон; - другое функциональное последствие это после конфликта стороны будут больше расположены к сотрудничеству; - уменьшает возможность группового мышления и синдрома покорности, когда подчиненные не высказывают идей, которые противоречат идеям их руководителей; - улучшения процесса принятия решений; - через конфликты члены группы могут проработать новые проблемы, которые ранее не затрагивались; 2) Дисфункциональная последовательность конфликта возникают тогда, когда не удалось найти решения устраивавшие все стороны. В результате возникают: · неудовлетворенность, плохое состояние духа, снижение производительности, уход с работы; · меньшая степень сотрудничества в будущем; · рост конфронтации между группами; · представление о другой личности, как о враге; · уменьшение контактов; · увеличение враждебности; · придания большого значения «победе» в конфликте, чем решению реальной проблемы.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1830; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |