Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия законодательной техники как отрасли права. Современные проблемы законотворчества




Современные проблемы законотворчества

Основные функции законотворчества

Основные элементы законотворчества

Законодательная техника как результат развития общественных отношений

1. В современном обществе люди и различного рода их объединения постоянно соприкасаются с правилами (нормами), зафиксированными в законах и подзаконных актах— с их требованиями, запретами и дозволениями, с необходимостью их соблюдения, исполнения и примене­ния, с теми последствиями, которые наступают при их нарушении.

Каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который с помощью законодательства и законности формулирует их в правовых нормах, обеспечивает, охраняет и защищает. Законодательство охватывает большинство сфер человеческой жизнедеятельности.

Законотворчество, как и всякое творчество, предполагает у законодателей не только общую культуру, но требует от них специальных знаний, определенных навыков овладения искусством формирования и формулирования законодательных актов. Эти знания в мировой юридиче­ской теории и практике именуются

законодательной техникой, представляющей собой определенную систему требований при создании нормативно-правовых правил, законов и подзаконных актов, их систематизации.

Прежде чем непосредственно перейти к теме нашей лекций необходимо усвоить соотношение права, законодательства и законодательной техники.

Вопрос о том, что такое право- обыденным сознанием! решается.

довольно просто:

право — это все те законы и иные правовые акты, которые создаются компетентными органами государства для регулирования отношений меж­ду людьми и охраняются путем использования средств государственного принуждения.

В отличие от законодательства право является объективным феноменом, вырабатывается исторически в процессе общечеловеческого общения, познания и деятельности. Оно вытекает из объективной необходимости упорядочения отношений между людьми, их стабильности и определенности. 3аконодательство же представляет собой категорию субъективную, создается уполномоченными на то должностными лицами государства, правотворческими органами государства. Из этого различения права и законодательства следует, что творчество законода­тельных актов должно осуществляться в соответствии с общепризнанными принципами права

Так например, Ю. А. Тихомиров отмечает: концептуальное правопонимание оказывало и оказывает в большей или меньшей степени, прямо или косвенно влияние на процесс законотворчества, развитие законодательства и реализацию законов и иных нормативных актов (Тихомиров Ю. А. Юридическая коллизия. М., 1994. С. 21).

Хотя с другой стороны, принципы права - основополагающие правовые установки - не сложились с достаточной полнотой и до сих пор не нашли своего четкого отражения ни в мировой, им в отечественной литературе (и в этом существенный пробел широкого правопонимания).

Из изложенных соображений вытекает принципиальный для законотворчества вывод. Если право — это прежде всего жизнь, а не формально-абстрактное ее отражение, то законы лишь постольку являются правом, адекватно отражают динамику объективного общест­венного развития.

Смысл связи права и закона состоит в том, что закон, как выражение государственной волн, призван быть точной и в научном отношении

безупречной формулировкой действительного, объективно возникшего, фактически существующего и развивающегося в обществе права. Законодатель должен видеть право в самой действительности, ибо содержание закона, которое предстоит выразить в акте государственной воли, дано как нечто реальное самими общественными отношениями, закономерностями, тенденциями их развития.

В культуре законотворчества аккумулируются: разносторонние знания действительности, ее истории и перспектив развития; специальные знания о праве, законе и законодательной технике, их использование в практической деятельности по созданию законов и их реализации.

Овладение этими знаниями и их использование в процессе законотворчества позволяют создавать научно обоснованные и технически совершенные законодательные акты, в полной мере отвечающие назревшим и назревающим потребностям общественного прогресса. Законодатель, следовательно, должен обладать всесторонними и глубокими знаниями, постоянно пополнять их в повседневном общении с народом, обогащаться его мудростью. И для того, чтобы переложить все эти знания, народную мудрость и свой собственный жизненный опыт на язык закона, ему следует овладеть мастерством законотворчества, профес­сионально использовать приемы законодательной техники.

Динамизм экономических, политических и социально-культурных потребностей современного общества выдвигает все новые и новые задачи правового опосредования соответствующих общественных отношений. Многогранность и глубокая социальная обусловленность этих задач наглядно обнаруживается уже простым перечислением проблем, встающих перед законотворчеством, а именно необходимостью;

*исследования различных социальных факторов, обусловливающих потребность в нормативно-правовом регулировании соответствующих общественных отношений;

* выявления и тщательного учета при формировании законов

многообразных интересов социальных и национальных образований, общественных групп и общества в целом, их особенностей, обычаев, традиций;

* использования в процессе создания закона соответствующих достижений науки, техники и культуры;

4 проведения сравнительного анализа проектируемого закона не только с аналогичными установлениями прошлых и ныне действующих законодательных систем других государств, но и с другими регуляторами общественной жизнедеятельности;

* постановки в целесообразных и возможных случаях специальных экспериментов для определений оптимального варианта правового регулирования соответствующих групп общественных отношений и выработки наиболее эффективной формы правового воздействия - на эти отношения;

* определения связи, соответствия и взаимодействия проектируемого закона с данной правовой системой в целом и прежде всего с Конституцией;

* совершенствования организационных форм, процедуры создания закона и т. д.

Разумеется, особенности развития законотворчества определяются, прежде всего, специфическими свойствами, признаками, чертами той предметной области, к которой она принадлежит. Но сама эта область выходит далеко за пределы лишь «чисто» правовой проблематики; находясь на рубеже законодательства и всей сферы общественного бытия, понимаемого а самом широком смысле.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 925; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.