КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основы планирования в организации
Планирование: его виды, принципы и методы Планирование - это процесс научной разработки и претворения в жизнь комплекса мероприятий, определяющих направление и темпы развития организации, обеспечивающих её соответствие потребностям рынка и на основе этого - увеличение объёма продаж и максимизации прибыли. Основными задачами, решаемыми в процессе планирования, являются: 1. выявление направлений развития потребительского спроса на продукцию, выпускаемую предприятием; 2. увеличение объёма продаж продукции предприятия, прибыли и рентабельности производства; 3. повышение конкурентоспособности продукции за счет улучшения ее качества, освоения новых видов изделий и цен на них; 4. снижение издержек на основе улучшения использования производственных ресурсов предприятия; 5. создание новых рабочих мест для обеспечения социальной стабильности Функции планирования: 1. Постановка перед коллективом предприятия производственных задач и определение путей их решения 2. Формирование потребностей предприятия, его подразделений и служб трудовых, материальных, финансовых ресурсов 3. Координация деятельности отдельных служб и подразделений предприятия и т.д. Виды планирования: 1. Технико-экономическое планирование предусматривает разработку системы показателей развития техники и экономики организации. В ходе данного планирования обосновываются оптимальные объемы производства, выбираются необходимые производственные ресурсы и устанавливаются рациональные нормы их использования, определяются конечные финансово-экономические показатели функционирования. 2. Оперативно-производственное планирование предполагает последующую детализацию технико-экономических планов организации. Оно предусматривает установление текущих производственных заданий различным структурным подразделениям и корректировку плановых заданий в процессе производства. 3. Оперативное планирование представляет собой выбор средств для решения задач, которые определены вышестоящем руководством. 4. Тактическое планирование предполагает обоснование задач и средств, необходимых для достижения стратегических целей (например, завоевание лидирующего положения на рынке и т.д.). Тактическое планирование может охватывать краткосрочный и среднесрочный периоды. 5. Стратегическое планирование ориентировано на разработку общей стратегии организации и установление его основных целей, управление стратегически важными факторами деятельности, определение маркетинговой стратегии на рынке отдельных товаров, выявление стратегических перспектив финансирования капиталовложений и т .д. Продолжительность планового периода, который охватывает стратегическое планирование, составляет, как правило, 10-15 лет 6. Нормативное планирование предусматривает обоснованный выбор средств, задач и целей организации и не имеет установленных временных границ. 7. Рыночное планирование основывается на взаимодействие спроса, предложения и цен на производимые товары и услуги. 8. Индикативное планирование представляет собой государственное регулирование цен и тарифов, действующих видов и ставок налогов, минимального уровня заработной платы. 9. Централизованное (директивное) предусматривает установление вышестоящим органом управления подчиненного организации планов показателей натуральных объемов производства продукции, номенклатуры и сроков поставки 10. Краткосрочное планирование осуществляется на период от 1 до 3 лет. Его особенность состоит в том, что показатели ближайшего года корректируются ежеквартально, а второго и третьего года - каждые полгода или ежегодно. Краткосрочное планирование является основой текущего, в котором показатели устанавливаются на год с разбивкой по кварталам. В рамках данного планирования разрабатывается программа движения продукта и всех факторов производства с указанием конкретных дат и служб, отвечающих за тот или иной вид деятельности. 11. Среднесрочное планирование охватывает промежуток от 3 до 5 лет и конкретизирует ориентиры, определенные долгосрочным планом. 12. Долгосрочное планирование (5-10 лет) создает основы для экономического обоснования развития субъекта хозяйствования на определенный период, и его результатом являются планы предприятия по различным вицам его деятельности (производство, реализация, затраты, финансы и т.п.). Принципы планирования. Для обеспечения эффективной работы организации и уменьшения возможности отрицательных результатов планирования оно должно базироваться на следующих принципах: Принцип необходимости планирования предусматривает обязательность применения планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Его соблюдение соответствует требованиям рационального использования ограниченных ресурсов во всех организациях. Принцип непрерывности заключается в том, что в каждой организации процессы планирования должны осуществляться постоянно и разрабатываемые планы должны непрерывно приходить на смену друг другу. Принцип единства предполагает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития организации (планы отдельных структурных подразделений должны быть увязаны между собой и с единым планом социально-экономического развития). Принцип гибкости предполагает возможность корректировки уже разработанных плановых показателей. Принцип точности определяется влиянием различных внутренних и внешних факторов, поэтому планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют это сделать условия функционирования субъекта хозяйствования. Принцип оптимальности основывается на необходимости выбора лучшего варианта из нескольких возможных на всех этапах планирования. Принцип участия предполагает активное воздействие персонала на процесс планирования. Принцип эффективности требует разработки такого варианта плана, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта. Методы планирования Реализация принципов планирования осуществляется посредством использования разнообразных методов: ü балансового, ü нормативного, ü системно-аналитического, ü сетевого, ü программно-целевого, ü экономико-математического и др. Нормативный метод основан на использовании норм и нормативов живого и овеществленного труда. Сетевой метод применяется при планировании, подготовке производства новой продукции.
где - событие; … - последовательность события; - продолжительность работы. На рисунке можно проследить тру пути, ведущих от 1- исходного события (выдача технического задания) к событию 9 – изготовление опытного образца. Каждый путь представляет собой сумму времени, необходимого для выполнения всего задания. Следовательно, ожидаемый срок выполнения задания будет определяться выбором наиболее примирительного варианта решения производственной задачи. Графический метод может иметь различные формы: сетевой, линейный (который составляется в осях координат, где х – время работы, у- вид работы)и т.д. Программно-целевой метод разрабатывается при разработке сложных проектов, где учавствует много исполнителей. Экономико-математические модели применяются в планирование в различных модификациях: составляется модель из ряда показателей и коэффициентов.
Порядок разработки бизнес-плана, его основные разделы Бизнес-план - документ, содержащий обоснование действий, которые намечается осуществить для реализации или создания нового предприятия. Он является важным инструментом при рассмотрении большого количества ситуаций для выбора приемлемых средств. Бизнес-план разрабатывается в 3 этапа: 1. Сбор и анализ информации, формирование стратегии маркетинга, анализ альтернативных вариантов проектных решений. 2. Формирование инвестиционной программы (расчет единовременных затрат и доходов). 3. Расчет и анализ показателей эффективности проектного предложения. Бизнес-планы оформляются виде текстового, табличного и графического материала. В состав бизнес-плана входят: 1. Титульный лист 2. Содержание 3. Текст основных разделов бизнес-плана 4. Приложение На титульном листе указывается название инвестиционного проекта, организации инвестора проекта, организацию разработчика бизнес-плана, утверждающая подпись руководителя организации и организацию разработчика, заверенная печатью, требования конфиденциальности документа. В содержание указывается название основных разделов и подразделов бизнес-плана, его приложений, а также даются ссылки на страницы. Бизнес-план должен давать полное представление обо всех аспектах проекта и состоять из текста следующих основных разделов: Резюме отражает основную идею проекта и обобщает основные выводы и результаты по разделам бизнес-плана. Его задача заключается в том, чтобы в сжатой доступной форме изложить суть бизнес-плана. В разделе «Характеристика предприятия и стратегия его развития» дается описание отрасли и характеристика организации, её роль и место в отрасли и национальной экономике в целом. Формулируются цели и задачи проекта, обосновываются мероприятия по их достижению, источники финансирования. В разделе «Описание продукции (услуги)» представляется информация о продукции, которую будет производить организация (область применения, основные характеристики, соответствие стандартам качества и т.д.). В разделе «Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга» излагаются ключевые моменты обоснования объемов продаж продукции, основанные на анализе рынков сбыта и выработке стратегии маркетинга. Отражается стратегия сбыта, обосновываются цены, политика по послепродажному обслуживанию, затраты на маркетинг и рекламу и др. Раздел «Производственный план» предусматривает расчет программы производства и реализации продукции, необходимых производственных мощностей, издержек производства и реализации продукции, определение источников материально-технического обеспечения. В разделе «Организационный план» дается комплексное обоснование организационно-штатной структуры организации и выбор рациональной системы управления производством, персоналом, снабжением, сбытом и организацией в целом. Раздел «План реализации проекта» представляет собой календарный график реализации проекта, в котором согласуются во времени предусмотренные мероприятия, начиная от принятия инвестиционного решения и подготовительных работ до промышленного производства и погашения задолженности перед заемщиками. В разделе «Инвестиционный план» производится расчет инвестиционных издержек, определяемых как сумма основного капитала и чистого оборотного капитала. Определяются источники финансирования проекта (собственные, заемные, прямые инвестиции и т.д.). В разделе «Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности» рассчитываются чистая прибыль от реализации проекта; поток денежных средств; составляется проектно-балансовая ведомость, учитывающая стоимость основных фондов и текущих активов, собственного капитала, долгосрочных и краткосрочных обязательств. В разделе «Показатели эффективности проекта» приводится расчет основных оценочных показателей: чистого дисконтированного дохода, индекса доходности, внутренней нормы доходности, срока окупаемости и т.д. В разделе «Юридический план» описывается организационно-правовая форма будущего предприятия, уточняются, основные юридические аспекты будущей деятельности предприятия, особенности внешнеэкономической деятельности. В разделе «Информация о разработчиках бизнес-плана» дается общее описание и характеристика привлеченных к разработке бизнес-плана организаций.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1006; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |