КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рыночная конкуренция
Этапы развития капитализма Предпосылки возникновения капиталистического общества: 1. Разложение феодализма, так как феодальные производственные отношения тормозили развитие производительных сил: · преобладание натурального хозяйства ограничивало емкость внутреннего рынка; · отношения личной зависимости препятствовали притоку рабочей силы в городах; · организация ремесленнического производства имела вид цеховой монополии; · мелкие землепользователи-товаропроизводители были раздроблены. 2. Первоначальное накопление капитала великие географические открытия привели к формированию мирового рынка (16-18 вв.), что обусловило накопление денежного купеческого капитала. 3. Развитие научно-технического прогресса. Первая промышленная революция. Капитализм утвердился как всеобщая форма хозяйствования, когда машинное производство проникло во все сферы хозяйствования. Основные этапы развития капитализма: ü чистый капитализм; ü монополистический капитализм; ü государственно-монополистический капитализм. Развитие капитализма связано с развитием форм и видов рыночной конкуренции. Конкуренция (от лат. “concurrere”– сталкиваться) – это соперничество между экономическими субъектами за выгодные условия покупки, производства или продажи ресурсов, товаров и услуг. Функции конкуренции: · Мотивация, то есть стимулирование экономических субъектов, например, товаропроизводителей к повышению качества товаров и услуг, потребителей к поиску необходимых товаров и услуг. · Регулирование, то есть формирование цены, корректировка · Согласование интересов, спроса и предложения, объемов и структуры производства и общественных потребностей и др. · Контроль со стороны потребителей производителей. Вознаграждение – дополнительный выигрыш или потери. Субъекты конкуренции: продавцы, производители, покупатели. Предмет (или объект) конкуренции для покупателей – выгодная покупка, для продавцов – максимальные денежные поступления от реализации ресурсов, товаров и услуг, которые зависят от цены и объема продаж. Методы конкуренции покупателей: перевес в предложении денег, завоевание особого отношения, использование личных данных. Методы конкуренции продавцов: ценовая конкуренция, неценовая конкуренция, изучение запросов и вкусов потребителей, реклама, рекламные акции, послепродажное обслуживание, минимальные затраты, максимальная производительность труда. Формы конкуренции различают: 1) по уровням экономической системы - внутриотраслевая, межотраслевая, международная (табл.5.1); 2) по условиям функционирования в отрасли - совершенная и несовершенная. Таблица 5.1. Основные характеристики конкуренции по уровням экономической системы
Для характеристики отраслевой конкуренции анализируют следующее: количество продавцов товара; характеристика товара; особенности входа-выхода в отрасль; контроль над ценами в отрасли. В зависимости от особенностей перечисленных признаков различают совершенную и несовершенную конкуренцию (рис.5.2). Рис. 5.2. Виды отраслевой рыночной конкуренции. Признаки совершенной конкуренции: o Много продавцов (производителей) и покупателей (потребителей), фирмы небольшие. o Товар однороден (стандартизирован). o Вход и выход в отрасли свободный. o Цена формируется на рынке. Отдельный товаропроизводитель не может повлиять на цену. o Информация распространяется свободно. Участники свободны в своих действиях. Побеждает тот, кто при том же качестве товара имеет меньшие издержки или при тех же издержках имеет продукцию лучшего качества. Формы несовершенной конкуренции: v Чистая монополия, когда одна фирма диктует условия функционирования отрасли. v Олигополия, когда несколько фирм занимают лидирующее положение в отрасли. v Монополистическая конкуренция, когда много товаропроизводителей и каждый монополист по своей группе товаров, а взаимозаменяемость товаров приближает их соперничество в долгосрочном периоде к совершенной конкуренции. Монополия определяется как исключительное право производства, торговли и (или) других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству. Признаки чистой монополии: · одна фирма в отрасли; · покупатели не имеют возможности выбора; · монополист регулирует объем производства (Q) и цены (P) в отрасли; · имеют место барьеры входа в отрасль: ü естественные (по экономическим причинам) - контроль над ключевыми ресурсами, экономия на масштабах, особенности производства благ (например, железнодорожный транспорт, коммунальное хозяйство, энергетика); ü искусственные -патенты, лицензии, авторские права, товарные знаки, а также не честные действия (недобросовестная конкуренция). Первыми появились монополии царей и императоров - государственные монополии на производство и (или) продажу определённых товаров (табак, вино, соль, спички). Официально коммерческие монополии возникли в XVII веке. Чистая (абсолютная) монополия – это такое положение в отрасли, когда есть один продавец товара, не имеющего заменителей. Чистая монополия – это рыночная структура, которая противоположна совершенной конкуренции. В условиях совершенной конкуренции (рис.5.3) цена устанавливается стихийно на рынке, при этом увеличение дохода продавца возможно за счет роста объема продаж и снижения издержек. Монополист может влиять на цену, но увеличение цены связано с уменьшением объема производства (рис.5.4). Если монополист хочет продать больше, он должен уменьшить цену. Доход монополиста зависит от спроса, цены (P) и эластичности спроса по цене (Ep). Монопольная власть – это способность фирмы воздействовать на цену товара.
Р Р D (спрос) D (спрос)
Q Q Рис.5.3. Спрос в условиях совершенной Рис. 5.4. Спрос в условиях монополии конкуренции Ценовая дискриминация – это разные цены на одинаковые по качеству и уровню издержек товары, например: o разная цена билетов, хотя затраты на обслуживание для всех мест одинаковые; o разная стоимость электроэнергии (например, для физических и юридических лиц); o разная цена на гостиничные номера (например, для граждан разных стран); o разная цена ресторанного обслуживания (например, система скидок); o разная цена образования (например, бюджетная оплата и бюджетные стипендии, скидки, контракты). Виды ценовой дискриминации: Ø пространственная (географическая); Ø временная (разное время суток, месяца, сезона); Ø товарная (объемы закупок, качество товаров, торговая марка); Ø персональная (доходы, статус потребителя). Олигополия – это такая структура отрасли, где господствует несколько фирм, производящих идентичные товары. Признаки олигополии: · от 2 до 10 фирм, которые занимают не менее 50% рыночных продаж; · контроль над ценами; · барьеры входа в отрасль; · товар стандартизирован; · наличие стимулов к слиянию. Основные виды олигополии: o Тайный сговор (монополия); o Издержки «плюс», то есть каждая фирма увеличивает свои издержки на определенную договорную величину (на определенный процент); o Лидерство в ценах; o Ценовые «игры».
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 250; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |